С.-Х. Нунуев - Чеченцы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чеченцы"
Описание и краткое содержание "Чеченцы" читать бесплатно онлайн.
Чеченцы — древнейший народ Кавказа. Известны родовые башни, возведенные несколько тысячелетий назад. В книге рассказывается об обрядах, обычаях, традициях, древних верованиях, о народно-прикладном творчестве, каменном зодчестве, уходящими корнями в глубокую древность, о народной музыке, танцах, включены тексты песен, легенд, сказок, преданий, литературные произведения классиков и современных писателей, рассказывается о художниках, театральных деятелях, великих танцорах, таких как М.Эсамбаев, и других выдающихся деятелях культуры чеченского народа.
И. Усманов из плеяды таких знаменитостей, как Токкаев, Димаевы, Дадашева — тех, кто поднял престиж национальной чеченской музыки. Уже можно отнести песни Усманова к классике, потому что он чувствует нерв времени, ритм жизни, пульс эпохи. Имран никогда не гонялся за модой, напротив, своим упорством и трудолюбием добивался того, чтобы мода пристраивалась к нему, приспосабливалась к его творчеству. Он всегда относился к литературному содержанию песни так же строго, как к музыкальному. Каждое предложение несет в себе философскую нагрузку, слово, как и звуки музыки, ласкает слух. В песнях И. Усманова — мир человека, с его болью и радостью, страданиями и восторгом.
Принято считать, что Ножай-Юрт — чеченская Одесса. И действительно, здешний народ очень смекалистый, острый на язык и музыкальный. Неудивительно поэтому, что костяком филармонического штата в Чечне стали ножайюртовцы. Если оглянуться назад, то это — Бека Эльмурзаев, Магомед Бушуев и мужская вокальная группа. Их «Ласточка» и «Время» по сей день звучат свежо. В них все, что накоплено народом за свою историю: и любовь, и нежность, и традиции. И. Усманов воспитывался на их творчестве. Их влияние в его первых песнях: «Малика», «Дорожная»… Сегодня на вопрос, сколько всего у него сочинений, отвечает неуверенно и поражается знаниям других, напоминающих ему давно позабытые песни. Однажды, задумавшись, «сколько их все-таки?», сказал — «Больше пятисот — это правда». При этом многие его песни считают не авторскими, а народными. Их играют замечательные гармонисты Рамзан Паскаев, Умар Сагаипов и другие. Под его музыку танцует «Вайнах». В то же время сам И. Усманов исполняет не только свои, но и произведения других авторов. Например, «Чечню» Аднана Шахбулатова, сатирическую песню «Мужчина» Р. Паскаева, «Тамару» Баудина Сулейманова.
И. Усманов одарен многосторонне. Пишет не только стихи и музыку. На основе сюжетов известных фильмов, таких как «Свадьба в Малиновке», сочиняет полные заразительного юмора диалоги. Он — великолепный рассказчик. Часами можно слушать в его пересказе фольклор, анекдоты, стихи. Одно время возглавлял музыкальную редакцию телевидения и — прекрасно работал. Играет на гармонике, знает дечиг-пондур.
Село Ножай-Юрт расположено в самом живописном уголке Чечни. Я часто бывал в этих краях. И каждый раз поражался радушию и гостеприимству здешних жителей. Они готовы носить гостя чуть ли не на руках. Их открытость и человеколюбие читаются в глазах. Сердца ножайюртовцев такие же чистые и честные, как музыка Усманова. Он поет, выражая чувства своих земляков, о Родине, о родном уголке — Ножай-Юрте, о верности, дружбе и любви. В его таланте особенная необходимость сегодня, когда народу Чечни так необходима поддержка. Искусство дает веру в завтрашний день. Поэтому И. Усманов побывал в палаточных городках, выступил перед переселенцами. Он верит, что своим творчеством помогает своему народу».
З. Алиева
Композиторы Чечни
Современная чеченская профессиональная музыка имеет богатейшую основу народно-песенного и музыкального творчества. Тысячи исполнителей народных песен-илланчей остались безвестными. Они жили в каждом селе и ауле, они воодушевляли своих земляков на ратные подвиги за свободу и независимость народа, были выразителями его дум и чаяний. Их хорошо знали в народе, имена многих еще помнят и вспоминают. О них живут легенды.
XIX веке они стали известны и России через представителей своей культуры, оказавшихся на Кавказе. В числе первых был М. Ю. Лермонтов. В поэме «Измаил-Бей», написанной в 1832 году, указав на то, что столь драматичный сюжет поэмы ему подсказал «старик-чеченец, хребтов Кавказа бедный уроженец», поэт изображает народного певца:
Вокруг огня, певцу внимая,
Столпилась юность удалая,
И старики седые в ряд
С немым вниманием стоят.
На сером камне, безоружен,
Сидит неведомый пришлец, —
Наряд войны ему не нужен,
Он горд и беден, он певец!
Дитя степей, любимец неба,
Без злата он, но не без хлеба.
Вот начинает: три стуны
Уж забренчали под рукою.
И живо, с дикой простотой
Запел он песни старины.
Интересный образ певца создал и К. Белевич, который служил в действующей армии на Кавказе в 40-х годах XIX века и написавший книгу «Несколько картин из Кавказской войны и нравов горцев» (СПБ, 1910). В поэме «Чеченец Берсан» так изображен народный певец:
Чеченцы мирные порой
Меня в редуте посещали,
И все бояром величали
За угощенье аракой.
Однажды с ними за стаканом
В кругу сидел один певец —
То был из гор Чечни беглец,
И назывался он Берсаном.
На балалайке он играл
И с чувством песни пел родные.
Народно-профессиональное искусство чеченцев представлено длинным рядом имен талантливых музыкантов, чьи произведения завоевали большую популярность.
Среди этих музыкантов, имена которых хорошо известны, следует назвать музыкальную семью Бисирхоевых, передававшую из рода в род свое музыкальное искусство, талантливого гармониста Магомаева — авторе популярной мелодии «Молитва Шамиля», Гадаева Юсупа из Старых Атагов, гармонистов Секинат Дудаевой, Дашукаева и многих других, чьи имена носят известные в народе мелодии.
В XX веке одним из старейших и популярных илланчей был Ибрагим Батаев. Много песен создал народный певец Баудин Сулейманов.
Талантливый гармонист-виртуоз народный артист республики Умар Димаев оставил после себя около тридцати произведений для гармоники, написанных в духе чеченского народного творчества, не говоря уже о сотнях записей народной музыки в его исполнении.
Много мелодий и современных песен, ставших популярными в народе, создала сказательница Балкан Анзорова, певица Марьям Айдамирова, гармонистка Есита Ганукааева, дечик-пондурист Идрис Цицкиев и многие другие. К счастью, музыкальный фольклор народа продолжает интенсивно развиваться и в наши дни.
Не случайно, что многие композиторы разных национальностей обращались к чеченской народной музыке и на ее основе создали немало интересных произведений разных жанров. Среди них А. Давиденко, М. Коваль, С. Ряузов, Н. Нариманидзе, В. Шведов, А. Александров, А. Х алебский и многие другие. Произведения некоторых из них хранятся в фонотеке российского радио, исполняются различными музыкальными коллективами.
Значительную роль в развитии профессионального музыкального искусства в республике сыграл композитор Г. Х. Мепурнов (1900–1957 гг.). Грузин по национальности, получивший образование в Московской консерватории, Георгий Христофорович
Мепурнов связал свою творческую судьбу с Чечней и плодотворно работал там в тридцатые годы. Разносторонне образованный музыкант, одаренный композитор, он был хорошим организатором, настоящим музыкантом-общественником и педагогом.
По инициативе Мепурнова в 1936 году был создан оркестр народных инструментов, который он возглавил. Вскоре возникла необходимость реконструкции народных инструментов.
Для создания оркестровой группы дечик-пондуров были привлечены профессор Московской государственной консерватории В. М. Беляев, заведующий учебной частью Грозненского музыкального училища М. М. Халебский и музыкальный мастер-конструктор П. А. Шошин, успешно проведший реконструкцию народных инструментов в ряде братских республик. На основе старинных народных трехструнных дечик-пондуров при сохранении их формы была создана группа оркестровых инструментов: пикколо, прима, альт, тенор и бас. Для усиления звучности при игре на дечик-пондурах были введены медиаторы. В этой оркестровой группе был также использован балалаечный контрабас с его обычным строем как наиболее звучный из группы щипковых струнных инструментов. Группа адхоку-пондуров также расширилась: в ней появились примы и альты.
Пополненный гармониками, зурной, ударными инструментами, оркестр народных инструментов дал возможность Мепурнову ввести в его репертуар многие произведения.
Собирая и обрабатывая чеченские и ингушские народные мелодии, Г. Х. Мепурнов создал много художественных обработок и написал ряд оригинальных произведений на народные темы. Творческая деятельность Мепурнова была прервана в годы репрессий, в связи с чем большая часть его ценных рукописей не сохранилась.
В дальнейшем подготовка композиторов-профессионалов из числа чеченцев была продолжена после 1957 года.
Авторами многих произведений являются чеченцы-композиторы, получившие высшее музыкальное образование в Москве и Санкт-Петербурге, Умар Бексултанов, Саид Димаев, Аднан Шахбулатов, Али Димаев. Успешно создают музыку на профессиональном уровне Суньян Цугаев, Рамзан Паскаев, Чергизбиев и ряд молодых авторов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чеченцы"
Книги похожие на "Чеченцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С.-Х. Нунуев - Чеченцы"
Отзывы читателей о книге "Чеченцы", комментарии и мнения людей о произведении.