» » » » Неизвестен Автор - Памятники русской публицистики XV и XVI веков


Авторские права

Неизвестен Автор - Памятники русской публицистики XV и XVI веков

Здесь можно скачать бесплатно "Неизвестен Автор - Памятники русской публицистики XV и XVI веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Памятники русской публицистики XV и XVI веков
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Памятники русской публицистики XV и XVI веков"

Описание и краткое содержание "Памятники русской публицистики XV и XVI веков" читать бесплатно онлайн.








И соединился с ним тогда для доброго и полезного общего дела некий благородный юноша, именем Алексей Адашев; царем же тот Алексей в то время очень любим был, и во всем они были согласны. И был он общему делу весьма полезен и отчасти, в некоторых нравах, ангелам подобен. А если бы рассказал я о нем все по порядку, воистину, не поверил бы никто, настолько отличен он был от грубых и мирских людей. Если же посмотрим, как благодать святого духа верных в Новом Завете украшает, не по делам нашим, но по преизобильности щедрот Христа нашего, то не только удивительно не будет, но и станет очевидно, ведь и крови своей сотворитель всего не пожалел за нас пролить. Однако, прекратив об этом, к прежденазванным снова возвратимся.

Что же эти два мужа делают полезного для земли той, опустошенной уже, воистину, и жестоко порушенной? Приклони же ухо и слушай с прилежанием! Вот что творят, вот что делают: главную доброту начинают - укрепляют душу царя. И какого царя?! Царя юного, в злых страстях и в самовольстве без отца воспитанного, и сверх меры жестокого, и крови уже напившегося всякой, не только всех животных, но и человеческой. Прежде всего подручных его в прежних злых делах, одних удаляют от него (тех, что были особенно люты), других же обуздывают и сдерживают страхом Бога живого. А что ж еще к этому добавляют? Наставляют царя в строгом благочестии, молитвам, прилежным Богу, и посту, и воздержанию усердно следовать учит его этот пресвитер. И отгоняет от него тех прежденазванных прелютейших зверей (то есть ласкателей и человекоугодников, а губительнее их в царстве ничто не может быть), и отсылает, и отделяет от него всякую грязь и скверну, которыми прежде наделил его сатана. И призывает, и присоединяет себе в помощь архиерея великого города, а также всех предобрых и преподобных мужей, пресвитерским чином украшенных. И побуждают они царя к покаянию и, исчистив сосуд его внутренний, как подобает, к Богу приводят, и к святым, непорочным Христа нашего тайнам приобщают, и на такую высоту его, прежде бывшего окаянным, возводят, что даже многие соседние народы дивились обращению его и благочестию.

А к этому еще и вот что добавляют - собирают вокруг него советников, мужей разумных и совершенных, старости почтенной достигших, благочестием и страхом Божьим украшенных; других же, хотя и средних лет, так же предобрых и храбрых, и тех и других в военных и в государственных делах весьма искусных. И такой любовью и дружбой их с царем соединяют, что без их совета ничего он не делал и не задумывал. Воистину, как премудрый Соломон говорил: царь, говорил он, добрыми советниками, как крепость претвердыми башнями, укреплен; и еще - любящий совет, говорил он, хранит свою душу, а не любящий его совсем исчезнет. Ведь, если бессловесные по природе своей чувством управляются, то все словесные - советом и рассуждением. А назывались тогда те советники у него Избранной радой; воистину, по делам и название имели, поскольку все избранное и наилучшее советами своими производили. А именно - суд праведный, нелицеприятный, как для богатого, так и для убогого, а это в царствах бывает наилучшим. Кроме того, воевод, искусных и храбрых мужей, для борьбы с врагами отбирают, и стратилатские* чины устанавливают, как над конными, так и над пешими; а если кто проявит себя мужественным в битвах и окровит руку в крови вражьей, такой дарами награждался, как движимым имуществом, так и недвижимым. Некоторые же из них, искуснейшие, за такие заслуги и до высших степеней возводились. А паразиты или тунеядцы, то есть нахлебники или товарищи в трапезах, те, что услаждениями и шутками кормятся, а угощение хают, не только тогда не одаривались, но и изгонялись вместе со скоморохами и с иными в том же роде, коварными и презлыми. Но только к мужеству людей поощряли и к храбрости всякого рода дарами и мздовоздаяниями, кто чего достоин.

_______________

* С т р а т и л а т с к и е - воеводческие.

И тогда, с помощью Божьей, на супостатов подняли они воинство христианское. А на каких супостатов? На измаильтян*, столь великих и грозных, что пред ними некогда вся вселенная трепетала, и не только трепетала, но и опустошена ими была. И не против одного царя ополчились, но сразу против трех, великих и сильных - против перекопского царя, и казанского, и против княжат Ногайских. И за благодатью и помощью Христа, Бога нашего, с того самого времени над всеми тремя часто верх брали, набеги их пресекали, и преславными победами украшались, а о них, если все по порядку описывать, эта краткая повесть не вместит, но коротко говоря: был ли хоть малейший урон от них Русской земле? Не только не было, но широчайшие пределы христианские раздвинулись за немногие годы: где были прежде в опустошенных краях русских зимовища татарские, там крепости и города поднялись, и не только кони русских сынов в Азии из текущих рек напились, и из Танаиса**, и из Каялы, и из прочих, но и крепости были там поставлены.

_______________

* И з м а и л ь т я н е - татары.

** Т а н а и с - Дон.

Увидев же такие несказанные Божьи щедроты, и так вскоре случившиеся, сам царь, своею головою, ревностно начал против врагов ополчаться и собирать себе воинство величайшее и храбрейшее, не желая покоем наслаждаться и в прекрасных палатах затворясь пребывать (как это в обычае у нынешних западных царей, все ночи напролет истреблять, за картами сидя и за прочими бесовскими бреднями), но выступал не раз сам, не щадя здоровья своего, на супротивного и злейшего своего супостата, на царя казанского. Первый раз - лютой зимой, хоть и не взял города его главного Казани и с уроном немалым отошел, но все же не сокрушилось его сердце и воинство его храброе, поскольку укреплял их Бог через тех советников его. И, осмотрев тамошнюю местность, спустя год или два, город превеликий и очень красивый тотчас поставить повелел на реке Свияге, от Волги за четверть мили, а от великого города Казани миль за пять. И так ближе к нему подступил.

И тем же летом он, отправляя пушки большие стенобитные рекою Волгою, сам сухим путем решил тотчас выступить. Но пришла ему весть, что царь перекопский с великими силами на него идет, чтобы помешать походу его на Казань. Он же, хотя и войско великое для построения города уже послал, также и с пушками множество воинов, но, однако, по этой причине на Казань выступление на малое время отложил. И вот с большею частью войска пошел он против прежденазванного того врага Христова, и сам встал на реке Оке в одном месте, ожидая его, чтобы сразиться, а другие войска разместил по другим городам, что лежат на той же реке, и повелел разведывать о нем, поскольку неведомо еще было, на какой город он, идти намерен. Он же, когда услышал: великий князь с войском стоит против него, то рухнули надежды его (поскольку уверен был, что тот уже на Казань пошел), и возвратился тогда, и обложил город великий с каменными стенами - Тулу, что в шестнадцати милях от города Коломны, где царь христианский стоял с войском, ожидая его. А нас тогда послал царь с другими о нем выведывать и земли от набегов оборонять, и было тогда с нами войска около пятнадцати тысяч. Мы же, со многими трудностями переправясь через великую Оку-реку, стремительно двинулись и в тот же день, проехав около тринадцати миль, расположились на ночь на одной речке вблизи от дозоров царя перекопского, а от города Тулы, возле которого сам царь стоял, в полутора милях. Дозоры же татарские ускакали к царю и поведали ему о множестве войска христианского, и решил он, что сам князь великий пришел со всем своим войском. И той же ночью царь татарский от города бежал, миль за восемь, в дикое поле, через три реки переправился, и пушки некоторые и ядра потопил, и пороки* и верблюдов побросал, и войско, посланное в набег, оставил (поскольку три дня хотел воевать, но только два дня под городом простоял, а на третий день побежал).

_______________

* П о р о к и - стенобитные машины.

Наутро мы, встав рано, двинулись к городу и расположились с войском там, где шатры его стояли. Войска же татарского - треть, или больше, была в набеге, и возвратились они к городу, надеясь, что царь их здесь стоит. Когда же осмотрелись и увидели нас, то ополчились против нас. Мы ж тотчас сразились с ними, и продолжалась битва около полутора часов. Потом помог Бог нам, христианам, взять верх над басурманами, и столько избили их, что мало кто остался - едва весть в Орду возвратилась. Из той битвы и сам я тяжкие раны на теле вынес, как на голове, так и на других местах.

Когда же возвратились к царю нашему с пресветлой победой, тогда повелел он отдыхать тому утомленному войску около восьми дней. А после этих восьми дней сам выступил с воинством к Казани - на город великий, называемый Муром, что лежит уже на окраине перед полем у казанских пределов, а оттуда через дикое поле почти месяц шел к тому прежденазванному новому городу, поставленному на Свияге, где уже воинство, то, что приплыло Волгою, ожидало его с большими пушками и со многими запасами. А нас тогда послал с тринадцатью тысячами людей через Рязанскую землю и далее через Мещерскую, где живет мордовский народ. Потом, преодолев дня за три мордовские леса, вышли мы на великое дикое поле и пошли от царя по правую руку в пяти конных переходах, чтобы заслонить его тем войском, что с нами шло, от заволжских татар (поскольку боялся он, не напали бы на него неожиданно те княжата Ногайские). И почти через пять недель, оголодав и испытывая нужду во многом, вышли мы на Суру, реку великую, к устью речки Борыш, куда и он в тот же день с войском большим пришел. И в этот день хлеба сухого наелись мы с большой радостью и благодарностью, или очень дорого покупая его или беря взаймы у родственников и приятелей и друзей; поскольку у нас его уже дней девять как не стало, и Господь пропитал нас и войско рыбами и иными зверями, ведь в пустых тех полях очень много в реках рыб.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Памятники русской публицистики XV и XVI веков"

Книги похожие на "Памятники русской публицистики XV и XVI веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора неизвестен Автор

неизвестен Автор - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Неизвестен Автор - Памятники русской публицистики XV и XVI веков"

Отзывы читателей о книге "Памятники русской публицистики XV и XVI веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.