» » » » Василий Седугин - Святополк Окаянный. Проклятый князь


Авторские права

Василий Седугин - Святополк Окаянный. Проклятый князь

Здесь можно купить и скачать "Василий Седугин - Святополк Окаянный. Проклятый князь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Литагент «Яуза»9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Седугин - Святополк Окаянный. Проклятый князь
Рейтинг:
Название:
Святополк Окаянный. Проклятый князь
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-699-50314-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святополк Окаянный. Проклятый князь"

Описание и краткое содержание "Святополк Окаянный. Проклятый князь" читать бесплатно онлайн.



На его имени лежит позорное клеймо изменника и братоубийцы. Его проклинают летописцы и Церковь. В истории Древней Руси нет более ославленного и ненавистного князя, чем Святополк Окаянный, объявленный «иудой» и «каином» за убийство родных братьев – первых русских святых Бориса и Глеба.

Нелюбимый сын Владимира Святого, получивший в удел захолустное княжество, Святополк не смирился с судьбой и в борьбе за власть не брезговал ничем – ни заговорами и предательством, ни деньгами еврейских ростовщиков, ни помощью заклятых врагов Руси – степняков и ляхов. Он и умер где-то между Польшей и Чехией, проиграв решающую битву брату Ярославу (будущему Ярославу Мудрому), а современники сочли эту безвременную смерть (Святополку было едва за сорок) Божьей карой…

Читайте новый роман от автора бестселлеров «Князь Игорь» и «Владимир Мономах» – трагическую историю самого ославленного, проклятого и «окаянного» из русских князей.






Началась подготовка к походу. Святополк ходил задумчивый, искоса поглядывая на ремонт телег, снаряжения, суету воинов и слуг княжеских. Потом пошел к отцу, сказал:

– Отпусти меня, батюшка, во Владимир-Волынский, хочу попроведать брата своего Всеволода. Соскучился я по нему во время долгой разлуки.

Исподлобья взглянул Владимир на сына своего, пытаясь понять, что на душе у этого строптивого отрока, но увидел в его глазах только смирение и кротость, а потому ответил:

– Наведай своего единокровного, узнай, как живется ему и властвуется. Приедешь, расскажешь.

Но Святополк отправился не на закат, а на полночь, в Новгород. «Предупрежу новгородцев, – думал он в пути. – Сил у них поболе будет, чем у войска Добрыни. Отстоят они старую веру, не дадут на поругание. А там, смотришь, и Киев вспять повернется, откажется от греческой веры!»

В Новгороде поразили его добротные, сложенные из векового дуба дома и терема, каменный детинец, а также обилие иностранных и русских судов, стоявших у причала. Поистине торговый и промысловый город, возникший в окружении бескрайних лесов. Святополку в них – после степных просторов киевской земли – чувствовалось порой неуютно и страшновато, но зато в городе он ощущал себя как дома: кругом капища со знакомыми идолами Перуна, Дажь-бога, Лады, Леля и других славянских богов.

В детинце он быстро нашел посадника. Им оказался степенный старик с хитрым, проницательным взглядом. Звали его Волотом. Когда Святополк рассказал ему о приготовлениях к походу киевских войск, тот спросил:

– А кто ты таков, отрок? Можно ли тебе верить?

– Из посадских я, – стал осторожничать Святополк, зная, что отец не пожалует за его действия. – В греческую веру креститься отказался и рад посодействовать вам, твердым сторонникам старины.

– А может, ты врагами князя Владимира подослан? Правил он у нас многие годы, прослыл ярым защитником язычества, от нас уехал тоже твердый в своих убеждениях. Было это десять лет назад, сопровождал я его в походе до самого Киева. Своими глазами видел, как князь рьяно взялся за прославление языческих богов, создавал новые капища, а в центре Киева воздвиг холм насыпной с истуканом Перуна-громовержца небывалой высоты, разукрашенного серебром и золотом. И когда дошла до нас весть о крещении киевлян, поняли мы, что это недругам его удалось перехватить власть у него и навязать народу свою волю. Разве не так все было?

– Не так, господин посадник. По повелению великого князя Владимира было введено христианство, а сам он принял новую веру за год до этого. По его приказу движутся войска киевские на Новгород, чтобы и вас заставить перейти в греческую веру.

– И кто ведет те войска? Сам великий князь?

– Нет. Во главе его стоит новгородец, князь Добрыня.

– Так он тоже отступился от старины, от наших обычаев? Ну, за это он крупно заплатит!

Вскоре ударил вечевой колокол, и на площади возле детинца собрался новгородский народ. Пришло столько, что не протолкнуться – и мужчины и женщины, и старые и малые. Святополк притулился в сторонке, боялся пропустить хоть одно слово.

На помост поднялся посадник Волот, поднял руку. Тотчас на площади стало так тихо, что слышно было, как на деревьях ссорились грачи.

– Господин великий Новгород! – обратился к народу Волот. – Плохая весть пришла из Киева. Князь наш бывший, Владимир, которого мы любили и лелеяли, изменил вере дедов и прадедов наших и заставить хочет, чтобы и мы последовали его примеру.

– А-а-а! – дружно выдохнула толпа.

– Приезжали к нам из Киева гонцы с тем же требованием, но думали мы, что это не князево решение, а его недругов, потому как был в свое время князь Владимир ярым и непримиримым язычником. Но, видно, ошиблись мы!

– О-о-о, – простонали новгородцы.

– И шлет сейчас на Новгород он войско киевское, чтобы заставить нас последовать за киевлянами…

– У-у-у! – угрожающе зарычала площадь.

– И ведет то войско князь наш Добрыня. Чем мы ответим на это насилие?

И тут выскочил на помост жрец Богумил, прозванный за красноречие Соловьем, высокий, длинноволосый, длиннобородый, и потрясая над собой кулаками, закричал страшным голосом:

– Лучше помереть, чем дать богов наших на поругание!

Толпа дружно взвыла. Богумил подождал, когда стихнет площадь, снова выкрикнул неистово:

– Пойдем и сожжем терем князя Добрыни и пепел развеем по ветру!

– Жену его гречанку на дерево!.. На костер ее! – поддержала толпа.

Площадь бурно забурлила в холодном бешенстве и стала вытекать в соседнюю улицу, направляясь к терему князя. Святополк, оттесненный рассвирепевшими людьми, издали увидел, как недалеко за домами поднялся серый дым, а потом он повалил клубами; порой вырывались яркие языки пламени, устрашающе готовясь перепрыгнуть на другие строения, но людей было много, и они не допустили этого. Только пошла гулять весть от одного человека к другому: и терем князя спалили, и жену его с домочадцами убили…

Новгородцы понимали, что после того, что они натворили, пощады ждать нечего, а потому сразу же начали лихорадочно готовиться к обороне: ковали оружие, доспехи и кольчуги, правили городские укрепления. Сотские спорили друг с другом, как отбивать противника: садиться ли в осаду или дать бой у стен города. Наконец пришли к единому мнению: войск подойдет не столь много, а потому к городу киевлян подпускать не следует, иначе они подожгут строения и других бед могут много понаделать. Стало быть, следует выйти в чисто поле и встретиться с врагом лицом к лицу.

Через две недели разведчики сообщили, что видели рать Добрыни. Тревожно забухал вечевой колокол, собирая воинов на смертный бой. Шли на него охотно и с большим воодушевлением, потому как за каждым из них стояли древние боги и самый главный из них – бог войны Перун-громовержец.

Наконец появились киевляне. Святополк взобрался на крепостную башню и видел, как развертывались отряды Добрыни, выстраиваясь в правильную линию. Из ворот крепости стали вываливаться новгородские силы, растекаясь по лугу. Немного понимал в военном деле Святополк, но слышал неоднократно от отца и других военачальников, что лучше всего сражаться строем. Строй, говорили они, удесятеряет силы войска. Так вот, с горечью вынужден был отметить, что новгородцы становились перед сражением толпой, кому где заблагорассудится, будто пришли они на вечевую площадь выслушать речи посадника и других витиев. В то же время Добрыня построил свои войска ровными рядами, которые стояли на большую глубину, чтобы труднее было пробить строй противнику. «Ничего, – успокаивал себя Святополк. – Зато новгородцев раза в два или три больше. Только бы не заробели, первыми ударили, обошли со всех сторон, окружили, и тогда никакой строй не поможет».

Так оно и получилось. Вот впереди новгородских войск выскочил в длиннополой черной одежде, с растрепанными волосами жрец Богумил, подняв над собой трезубец, прокричал что-то страшным голосом и кинулся на киевлян. За ним дружно хлынула толпа новгородцев, обтекая противника сразу с двух сторон. Там все закипело, забурлило, лавина воинов перетекала то в одну, то в другую сторону, и трудно было понять, кто кого одолевает. Но вот все яснее и яснее стало видно, что начали одолевать новгородцы. Сдавленные с трех сторон киевляне дрогнули и попятились, яростно отбиваясь от наседавшего противника. «Сейчас побегут, сейчас побегут!» – в нетерпении говорил сам себе Святополк. Но киевляне бились и, чувствуя плечо друг друга, отражали нападения, словно надеясь на чудо. Но чуду прийти было неоткуда. Добрыня бросил в бой последний запасной отряд, сам он мотался на коне сзади своих войск, подбадривая воинов. Однако было видно, что все напрасно: сила силу ломит, преимущество новгородцев было подавляющим.

И в это время Святополк услышал, как вдруг часто и неистово стал бить колокол. Он оглянулся и сердце его охватил холод. Он увидел, как запылало сразу несколько строений. Дул довольно сильный ветерок, и пламя быстро перекидывалось с одного дома на другой. Бегали женщины и дети с ведрами, пытаясь потушить пожары, но слишком мало было сил у них для этого: мужики все бились у стен города! Святополк не сомневался: город подожжен по приказу Добрыни!

Клубы дыма увидели и воины-новгородцы. И тут они, не сговариваясь, стали покидать поле сражения и побежали в город, чтобы спасти свои пожитки. Святополк чуть не заплакал от обиды и бессилия: оставалось совсем немного, может еще полчаса до заслуженной победы, а они презрели все ради спасения своих жилищ!

Добрыня тотчас выправил положение в поредевших рядах своих войск и кинул их в наступление. Но новгородцы и не думали сопротивляться. Сломя голову, они бежали в городские ворота, а следом за ними втекались киевские воины.

Едва был потушен пожар, как воины Добрыни начали крушить идолов. Деревянные были сожжены, а каменных бросали в Волхов. Мужчины и женщины, видя это, с воплем и слезами просили за них, но Добрыня с насмешкой отвечал им:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святополк Окаянный. Проклятый князь"

Книги похожие на "Святополк Окаянный. Проклятый князь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Седугин

Василий Седугин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Седугин - Святополк Окаянный. Проклятый князь"

Отзывы читателей о книге "Святополк Окаянный. Проклятый князь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.