» » » » Эдуард Костандов - Психофизиология сознания и бессознательного


Авторские права

Эдуард Костандов - Психофизиология сознания и бессознательного

Здесь можно скачать бесплатно "Эдуард Костандов - Психофизиология сознания и бессознательного" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Издательство "Питер", год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдуард Костандов - Психофизиология сознания и бессознательного
Рейтинг:
Название:
Психофизиология сознания и бессознательного
Издательство:
Издательство "Питер"
Год:
2004
ISBN:
5-94723-857-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психофизиология сознания и бессознательного"

Описание и краткое содержание "Психофизиология сознания и бессознательного" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие написано на основе курса лекций, которые автор читает с 1999 г. на психологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. В книге рассматриваются проблемы психофизиологии сознания и бессознательного, в частности проблема асимметрии полушарий головного мозга человека. Описываются разные формы бессознательных психических явлений, методы их регистрации и условия, при которых они возникают. Приводятся факты, доказывающие, что при определенных условиях речевые сигналы могут восприниматься и анализироваться на бессознательном уровне. Обсуждается проблема манипулирования человеком, в том числе проблема «25-го кадра». Кроме того, в данном пособии показана роль неосознаваемых когнитивных установок в регуляции восприятия человеком окружающего мира, а также критически рассматриваются лженаучные мифы о бессознательных «загадочных» явлениях в психике человека. Данное учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальностям психологии.






Общепринятое положение о связи сознания с речью, языком может породить вопрос о природе сознания у глухонемых. Известно, что речь таких людей обычно не развивается не потому, что поражены мозговые центры речи, а из-за отсутствия слуха, в результате чего речь не «возвращается» к самому говорящему, т.е., проще говоря, он не слышит самого себя. В процессе воспитания глухонемой в определенной степени компенсирует этот нарушенный механизм с помощью обучения условному языку жестов. Это приобщает его к социальному опыту других глухонемых или здоровых людей, развивает у него сознание благодаря зрительному восприятию суррогатов речи, — знаков, обозначающих слова и речевые понятия. Самосознание у глухонемого развивается по мере того, как он научается сознавать язык жестов и движений других людей. Психологи и социологи выделяют форму сознания, которая может быть индивидуальной и общественной. Это так называемое нравственное сознание. Под этим понятием подразумевается отражение в сознании человека или группы людей принципов нравственности — норм поведения, принятых в данном сообществе и регулирующих межличностные взаимоотношения и отношение индивидуума к обществу. Формирование нравственного сознания происходит под влиянием социума, в котором живет данный человек, а также на основе собственной практики общественного поведения в конкретной микросреде. Все это предполагает не только усвоение нравственных понятий, принятых в обществе, где живет и действует человек или группа людей, но и выработку у него (у них) нравственных убеждений, моральных установок. Нравственное сознание, участвуя в выработке системы мотивов поведения индивида или группы, может определять в существенной мере их образ действий, быть источником нравственных предписаний, эстетических чувств и представлений. Нравственное сознание субъекта нередко может влиять на его суждения о другом человеке. Нередко путем бессознательного проецирования своих нравственных убеждений на другого человека субъект эгоистически оценивает его нравственные, человеческие качества, превращая его тем самым в своего Двойника (закон Двойника — А.А. Ухтомский).

Определение сознания, используемое в психоневрологической клинической практике, касается лишь факта восприятия внешних объектов, о чем субъект сообщает с помощью речи или какого- либо движения, ориентировки в пространстве и времени, способности фиксировать происходящее в памяти и ориентироваться в реальном мире, окружающем его. Расстройства сознания, наблюдаемые в клинике, условно можно разделить на две разновидности — количественные и качественные. В первом случае это выраженное в разной степени повышение порога восприятия раздражителей из внешнего мира — от относительно легкой степени, когда до больного можно «достучаться» и получить от него ответ (оглушение), до тяжелых форм угнетения сознания, а точнее — полной утраты сознания, когда больной не реагирует на внешние раздражения (кома). Вторую разновидность составляют расстройства, характеризующиеся помрачением сознания, сочетающиеся с острым бредом, галлюцинациями, сильными эмоциональными проявлениями, двигательным возбуждением и т.д. В зависимости от наличия и сочетания этих симптомов психиатры говорят о делириозном, онейроидном, аментивном и сумеречном помрачении сознания.

С тех пор как в современной когнитивной психофизиологии стал использоваться термин «сознание», возникла настоятельная необходимость в определенной редукции этого понятия. Таково условие для экспериментального исследования с позиций детерминизма регуляторной роли сознания в человеческой деятельности. Как известно, редукционизм (от лат. reductio — «отодвигание назад»), т.е. сведение целого к частям либо сложных явлений к простым, в той или иной мере всегда бывает необходимо в естественнонаучных исследованиях, особенно если они касаются такого сложного объекта, как человек. Вместе с тем следует помнить об опасности чрезмерного физиологического редукционизма, когда сложные психические явления сводятся, например, к условному рефлексу и другим понятиям физиологии высшей нервной деятельности. Подобный упрощенческий подход создает только видимость объяснения физиологических механизмов той или иной психической деятельности. Нужно не подменять психологические понятия физиологическими, а найти «мосты» между этими дисциплинами. Это особенно актуально, когда мы обращаемся к проблеме психофизиологического изучения сознания и его роли в регуляции человеческой деятельности.

Проблема сознания, как правило, встает перед психофизиологом в том случае, когда изучаются функция восприятия вербальных и невербальных стимулов, их оценка, принятие решения и организация ответной произвольной поведенческой деятельности в виде словесного отчета или же какого-либо движения, сигнализирующего другому человеку о том, что соответствующий стимул субъектом опознан. Любой здравомыслящий человек не станет отрицать, что сознание связано с материальными, физиологическими процессами, происходящими в высших мозговых структурах.

Информация, закодированная в виде нервных импульсов, по специфическим чувствительным нервам поступает в соответствующие области коры больших полушарий головного мозга и там перерабатывается, человек осознает эту информацию и сообщает окружающим об этом. Однако дело обстоит далеко не так просто.

Оказывается, информация может поступать в кору больших полушарий и в случаях, когда человек находится в бессознательном состоянии. Об этом судят по электрическим ответам тех участков коры, куда пришли нервные импульсы от определенного органа чувств. Следует отметить также чрезвычайно важную особенность в работе сознания бодрствующего здорового человека — его прерывистость. Ее отметил еще в 1930-х гг. Л.С. Выготский:

Наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас... Сознание как бы прыжками следует за природой, с пропусками, пробелами. Психика выбирает устойчивые точки действительности среди всеобщего движения. Она есть островки безопасности в гераклитовом потоке. Она есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать.

Многолетние эксперименты психофизиологов подтверждают это гениальное наблюдение Л.С. Выготского: досознательный отсев информации осуществляется при помощи специальных нервных механизмов, создающих в высших отделах головного мозга наилучшие условия для осознанного восприятия значимых в данный момент явлений окружающей среды.

Следовательно, для осознания какого-либо внешнего явления недостаточно только поступления информации о нем в кору головного мозга и возбуждения там нервных клеток. В настоящее время психофизиологи во многих лабораториях мира пытаются выявить и изучить критические изменения в мозге, связанные с осознанием явлений окружающей среды, с определением условий, при которых мозговые процессы начинают сопровождаться сознанием. Эти важные для естественнонаучного понимания основ поведения человека вопросы будут обсуждены в последующих главах.


Понятие бессознательного. Вилы и формы бессознательного

Понятие бессознательного в широком смысле включает в себя все психические явления вне сферы сознания — те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. В качестве примера можно привести факт неосознаваемости сигналов, непрерывно поступающих в головной мозг из самого организма, его внутренних органов, мышц, суставов. Они начинают осознаваться в основном при патологии соответствующего органа, когда нарушается его функция. Однако в норме они создают определенный положительный чувственный фон, обеспечивающий нормальное самочувствие человека.

Следует подчеркнуть одно важное обстоятельство, общее для всех видов бессознательного: неосознание есть не чисто негативный факт, понимаемый как «психическое минус сознание», а результат активных процессов, происходящих в центральной нервной системе. Это хорошо иллюстрирует такая форма бессознательного, как автоматизированное поведение, когда с упрочением навыка все большая часть поступающей извне информации не доходит до сознания, а обрабатывается и переключается на эффекторную (двигательную) систему на более низких уровнях центральной нервной системы. Каждый человек знает, что в процессе обучения, особенно на его начальных стадиях, сознание принимает непосредственное участие в произвольной двигательной деятельности, скажем, при обучении игре на рояле, ходьбе, письму и т.д.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психофизиология сознания и бессознательного"

Книги похожие на "Психофизиология сознания и бессознательного" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдуард Костандов

Эдуард Костандов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдуард Костандов - Психофизиология сознания и бессознательного"

Отзывы читателей о книге "Психофизиология сознания и бессознательного", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.