Джон Мильтон - Потерянный рай
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Потерянный рай"
Описание и краткое содержание "Потерянный рай" читать бесплатно онлайн.
Сказав, она поспешно отошла, Взирая хлопотливо, и полна Забот радушных: что из лучших яств Избрать, в каком порядке подавать, Сообразуя вкусы их, дабы Не спорили между собой,- напротив, Друг друга возвышали чередой. Все лучшее она брала с ветвей, Что только всеродящая Земля Дарит в обеих Индиях, равно На взморьях Понта и на берегах Пунических, и там, где Алкиной Владычил: плотнокожие плоды И нежнокожие; одни в пушке Ворсистом, а другие в скорлупе, И таровато ставила на стол. Затем она безгрешное питье Из гроздий выжала и сладкий сок Из ягод разных; лакомые сливки Из косточек душистых извлекла,Сосуды чистые у ней в достатке,И под конец пахучею листвой Устлала пол и ворохами роз.
Тем часом устремился Прародитель Навстречу гостю дивному; иной Он свитой, кроме полных совершенств Своих, не обладал и составлял Свой штат придворный - сам. Он шел один, Величественней скучных и помпезных Кортежей княжеских, где на шить? Галунной челяди, что в поводу Ведет роскошно убранных коней, На золото ливрей и чепраков Глазеет ослепленная толпа. Приблизившись, Адам возговорил Без страха, но с почтением склонись, Как должно перед высшим существом: "- О житель Неба! - ибо только там Столь царственный возникнуть облик мог; Покинув трон заоблачный, края Блаженные, ты низошел сюда, В обширную страну, лишь нам двоим Дарованную Богом. Удостой В тенистой куще этой отдохнуть, Отборное вкушая из того, Что здесь растет. Побудь, пока дневной Не схлынет зной и Солнце на закат Не повернет, смягчив свои лучи!" Умильно Ангел доблестный в ответ Сказал: "- Затем я и пришел сюда. Ты сотворен таким и твой таков Приют земной, что даже Духов Неба Прельщает к посещенью. Отведи Меня в твое жилье. Свободен я От полдня и до вечера!" Они Направились к лесному шалашу Улыбчивому, словно сень дерев Помоны, и цветочный аромат Струившему; а Ева, лишь собой Украшена, прелестней и милей Дубравной нимфы или самой дивной Из трех, на Иде споривших, нагих Богинь,- ждала, чтоб гостю угождать Небесному. Покровы не нужны Для чистой духом: никакая мысль Нескромная румянца на щеках Вовек не порождала. Рафаил С приветом обратился к ней святым; Впоследствии Пречистую Марию Вторую Еву - Ангел точно так Приветствовал: "- Возрадуйся, о Мать Людского рода! Населишь весь мир Ты детищами чрева твоего, И будут многочисленней они Плодов, что отягчают этот стол!" Сиденьями из моха окруженный, Бугор дерновый им столом служил; От края и до края, на большом Его квадратном срезе, все дары Осенние ласкали взор, но здесь Всегда с Весной плясала заодно В обнимку Осень. Велся разговор Неспешно, без опаски, что еда Простынет, и Адам уста отверз: "- Вкуси, Небесный гость, от разных яств, Которые Земле Кормилец наш, Податель щедрый совершенных благ, Для пропитанья нашего велел И услаждения производить! Такая пища, может, не вкусна Бесплотным Духам, но еды другой Не ведаю,- лишь эту нам дает Отец Всевышний!" Ангел отвечал: "- Вс? то, что Человеку,- существу Отчасти и духовному,- Господь (Хвала Ему вовеки!) дал во снедь, Не может неприятным быть на вкус Чистейшим Духам; будучи сполна Духовными, нуждаются они, Подобно вам, разумным тварям, в пище, Поскольку чувства низшие равно Имеются у тех и у других: Вкус, обонянье, осязанье, слух И зрение. Вкушая пищу, мы Ее усваиваем, претворив Телесное - в бесплотное. Узнай: Всему, что Господом сотворено, Потребна пища; легким элементам Дают питанье - грубые; Земля Питает море; суша и вода Питают воздух; воздух же - рои Светил эфирных; первоочередно Луну, наиближайшую из них; А пятна, испещряющие диск Луны,- не что иное, как пары Нечистые, не ставшие еще Ее субстанцией. Луна другим Планетам высшим от своей сырой Поверхности питание струит, А Солнце, освещая все миры, Их влажным истечением взамен Питается и пищу ввечеру Вкушает, погружаясь в океан. Хоть в Небесах амврозией полны Плоды Деревьев жизни, а лоза Дарит нектар; хоть мы с ветвей росу Медвяную сбираем по утрам; Хоть почва устлана жемчужной манной, Но доброта Творца и на Земле Рассыпала обилье новых благ, С небесными сравнимых. Посему Не мни, что хлебосольством я твоим Пренебрегу!" - Итак, пришла пора Для трапезы; вкушал и Ангел; нет, Не для отвода глаз, как богословы Иные судят! Он со смаком ел, Являя голод истинный и жар Пищеваренья; Духи без труда Все лишнее способны испарять. Не диво! Ведь при помощи огня Коптящих углей может превратить Алхимик, или думает, что может, Металл, рожденный шлаковой рудой, В отменнейшее золото. Меж тем Праматерь в чаши сладкое питье Струила, услужая за столом Нагая. О, достойная Эдема Невинность! Если Божьи Сыновья Влюблялись некогда, то только здесь Простительной была бы эта страсть; Но вожделенье чуждо их сердцам И ревность - ад обманутой любви. Когда питьем и лакомой едой Они насытились, не отягчась, Адаму вздумалось не упустить Благоприятный случай и узнать В беседе этой важной о ином, Нездешнем мире и о существах Небесных, столь его превосходящих Во всем, чьи лики излучают свет Божественный, чья затмевает мощь Людские силы. Так сообразив, Он вопросил посланника Небес:
"- О приближенный Божий! Сознаю, Как Человека ты почтил, сойдя Под этот скромный кров и от земных Вкусив плодов, которые отнюдь Не пища Ангелов; ты их вкушал С такой охотой, будто на пирах Небесных не вкушал от лучших яств; Их разве можно с нашими сравнить?"
Крылатый Иерарх сказал: "- Адам! Един Господь; вс? только от Него Исходит и к Нему приходит вновь, Поскольку от добра не отреклось. Вс? из единого правещества, В обличиях различных, безупречно Сотворено; различных степеней Субстанция уделена вещам, Так, на различных уровнях дана И жизнь - живым созданиям; они Тем чище, утонченней и духовней, Чем пребывают ближе к Божеству, Чем истовей, на поприщах своих, К Нему стремятся; всяческая плоть По мере сил способна духом стать. Так с легкостью восходит от корней Зеленый стебель и растит листву Воздушнейшую, а за ней - цветок -Верх совершенства, издающий дух Пахучий; так цветок и плод его Усвоенная Человеком снедь,В нем совершенствуются, обратясь Духовностью живительной, равно Животной и разумной; жизнь творят, Сознанье, смысл, воображенье, чувство, От коих разум черпает душа Двоякий: первый - в логике силен, Другой асе - в созерцанье. У людей Преобладает первый, нам присущ Второй; у них одна и та же суть, Различна только мера. Не дивись, Что блага, вам врученные Творцом, Не отвергаю, но, переварив, Преображаю в собственный состав. В свой срок, возможно, люди перейдут На пищу Ангельскую, не сочтя Ее чрезмерно легкой. При таком Питанье, верно, станут их тела Со временем субстанцией духовной И нам в подобье, окрылясь, взлетят В эфир; и по желанью - обитать В Раю небесном будут или здесь. Все это исполнимо, если вы Покорство соблюдете и любовь Незыблемую к вашему Творцу. Пока же наслаждайтесь полнотой Блаженства, вам доступного; вместить Иное, вящее,- вам не в подъем".
Людского рода Патриарх сказал: "- Ты дивно обозначил правый путь, Последуя которому пройти Всю лестницу Природы разум наш От центра до окружности способен; И в лицезрении Господних дел Мы, шаг за шагом, можем вознестись К Создателю. Но молви - что твое Остереженье значит: "Если вы Покорство соблюдете?" Как возможно Ослушаться и разлюбить Творца, Из праха нас воздвигшего, в Раю Устроившего, средь безмерных благ, Превысивших все то, что Человек Способен пожелать и восприять!"
"- Знай, сын Земли и Неба! - молвил Гость,По милости Господней ты блажен, Продленье же блаженства от тебя Зависит,- от покорности твоей. Вот суть остереженья: твердым будь! Ты создан совершенным, но превратным, Ты создан праведным, но сохранить В себе добро - ты властен только сам, Зане свободной волей одарен, Судьбе не подчиненной или строгой Необходимости. Желает Бог Покорства добровольного, отнюдь Не приказного; никогда Господь Его не примет. Да и как принять? Как в сердце несвободном различить С охотою иль подъяремно служит, Лишь поневоле, ибо так велит Судьба и выбора иного нет? Я сам и Ангелы, что предстоят Престолу Божию, блаженство длим Подобно вам, поскольку мы верны Покорству: нет у нас других порук. Свободно служим Богу из любви Свободной. Мы вольны Его любить Иль не любить, сберечься или пасть. Ведь пали некие благодаря Ослушеству; их в глубочайший Ад С Небес низверг Всевышний. О, паденье С высот блаженства в бездну адских мук!"
Наш Предок молвил так: "- Твои слова, Наставник дивный, выслушаны мной С вниманьем глубочайшим; эта речь Мне слаще херувимских голосов, Поющих гимны горние в ночи С холмов окрестных. Ведаю равно, Что в действиях, в желаньях сотворен Свободным; но уверен, что любовь К Творцу и праведный Его завет Покорства - не забуду никогда. Так мыслил прежде, мыслю и теперь. Но то, что в Небе, по твоим словам, Произошло,- сомнение родит Во мне, но пуще - жажду услыхать, Коль ты изволишь, полный пересказ. Он, верно, будет странен, и ему Внимать в благоговейной тишине Пристало. Долог день. Лишь полпути Свершило солнце, на другую часть Стези небесной только что вступив!"
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Потерянный рай"
Книги похожие на "Потерянный рай" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джон Мильтон - Потерянный рай"
Отзывы читателей о книге "Потерянный рай", комментарии и мнения людей о произведении.