Ханс Гюнтер - По обе стороны утопии. Контексты творчества А.Платонова

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По обе стороны утопии. Контексты творчества А.Платонова"
Описание и краткое содержание "По обе стороны утопии. Контексты творчества А.Платонова" читать бесплатно онлайн.
В книге Ханса Гюнтера исследуется творчество выдающегося русского писателя Андрея Платонова (1899–1951). На материале всего корпуса сочинений Платонова рассмотрена трансформация его мировоззрения, особое внимание уделено месту Платонова в мировой традиции утопического мышления и жанра утопии и антиутопии. Прослежены связи и переклички творчества прозаика с его предшественниками — от средневековых мистиков до Ф. Достоевского, Н. Фёдорова и других русских философов. Вместе с тем творчество писателя анализируется в контексте современной ему культуры. Книга обобщает итоги многочисленных предшествующих работ Х. Гюнтера о творчестве и мировоззрении А. Платонова.
63
Там же. С. 235.
64
Там же. С. 238.
65
Feuchtwanger L. Moskau 1937. Amsterdam, 1937. S. 153.
66
Шаляпин Ф. Маска и лицо. Мои сорок лет на театрах. М., 1989. С. 222.
67
Там же. С. 239.
68
Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1971. Т. 3. С. 33. — Курсив мой. — Х. Г.
69
См.: Senarclens de Grancy A. Der Turm von Babel. Ambivalenz eines Symbols in der Kunst der Neuzeit // Utopie. Gesellschaftsformen. Künstlerträume. Hrsg. Von G. Pochat, В. Wagner. Graz, 1996. S. 190. О мотиве Вавилонской башни в русской культуре см.: Guski A. Babylonische Türme. Zu einem Motiv der neueren russischen Kulturgeschichte // Вертоградъ многоцветный. Festschrift für H. Jachnow. Hrsg. von W. Girke u. а. München, 1999. S. 59–70.
70
Ссылки на произведения Федорова в тексте с указанием тома и страницы отсылают к изд.: Федоров Н. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995–1999.
71
Оценка Федорова напоминает отрицательную реакцию Достоевского на Всемирную выставку в Лондоне 1862 года в «Зимних заметках о летних впечатлениях».
72
Halbwachs М. La mémoire collective. Paris, 1950; немецкое изд.: Das kollektive Gedächtnis. Stuttgart, 1967.
73
Goldmann S. Statt Totenklage Gedächtnis. Zur Erfindung der Mnemotechnik durch Simonides von Keos // Poetica 1989. № 1/2. S. 61.
74
Ibid.
75
К вопросу об искусстве см.: Титаренко Е. Религиозная эстетика Н. Ф. Федорова // На пороге грядущего. Памяти Н. Ф. Федорова (1829–1903). М., 2004. С. 81–102.
76
К вопросу памятных следов см.: Баршт К. Мнемотехническая вечность Андрея Платонова // Вопросы философии № 1. 2008. С. 100.
77
Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 442.
78
Assmann J. Tod und Jenseits im Alten Ägypten. München, 2001. S. 44.
79
Ibid. S. 75.
80
Lachmann R. Kultursemiotisches Projekt // Memoria Vergessen und Erinnern. München, 1993. S. XX.
81
Marinetti F. T. Teoria е invenzione futurista Milano, 1983. P. 11–12.
82
Boccioni U. Gli scritti editi e inediti. Milana, 1983. P. 6.
83
Marinetti F. T. Op. cit. P. 12–13. — Курсив автора. — Х. Г.
84
О воздействии федоровских идей на умы русских мыслителей и художников см.: Hagemeister М. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. München, 1989.
85
См.: Masing-Delic I. Abolishing Death. Stanford University Press, 1992.
86
Платонов А. Сочинения. Т. 1. Кн. 2. С. 220.
87
Платонов А. Собрание. Чевенгур. Котлован. С. 240.
88
Там же. С. 408.
89
Толстая Е. Мирпослеконца. М., 2002. С. 334.
90
Платонов А. Собрание. Чевенгур. Котлован. С. 396.
91
Там же. С. 416.
92
Платонов А. Собрание. Чевенгур. Котлован. С. 514.
93
Там же. С. 533.
94
Карамзин Н. История государства российского. СПб., 1892. Т. 1. С. XVIII.
95
Там же.
96
Платонов А. Собрание. Чевенгур. Котлован. С. 515.
97
По поводу этой смены доминант в творчестве Платонова ср.: Teskey А. Platonov and Fyodorov: the influence of Christian philosophy on a Soviet writer. Amersham, 1982. С. 139–140.
98
Платонов А. Записные книжки. M., 2000. С. 42.
99
Там же. С. 147.
100
Каверин В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1982. Т. 5. С. 494.
101
Киреевский И. Избранные статьи. М., 1989. С. 220.
102
Там же. С. 233.
103
О сопротивлении русской культуры функциональной дифференциации в свете системной теории Н. Луманна см.: Kretschmar D. Kunst in der entdifferenzierten Gesellschaft // Im Zeichen-Raum. Festschrift für Karl Eimermacher. Dortmund, 1998. S. 251–296.
104
О «холизме» или «интегрализме» в экономических концепциях XIX века представителей разных идейных течений см.: Zweynert J. Eine Geschichte des ökonomischen Denkens in Russland. 1805–1905. Marburg, 2002.
105
Чернышевский H. Об искусстве. M., 1950. С. 169–170.
106
Там же. С. 79.
107
Чернышевский Н. Об искусстве. М., 1950. С. 67.
108
Там же. С. 166.
109
Gombrich Е. Art and Illusion. London, 1959. P. 99.
110
См.: McLuhan M. Die magischen Kanäle. Dresden, 1994. S. 63, 137. W. Ong (Oralität und Literalität. Opladen, 1987. S. 159) говорит о формах остаточной оральности.
111
Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 186.
112
Там же. С. 188.
113
Assmann A. Schrift und Gedächtnis. München, 1983. S. 267.
114
Булгаков С. Два Града. СПб., 1999. С. 323; см. также Федоров Н. Указ. соч. Т. 1. С. 7–12.
115
См.: Ong W. Op. cit. S. 40–45.
116
См.: McLuhan М. Die Gutenberg-Galaxis. Das Ende des Buchzeitalters. Düsseldorf; Wien, 1968. S. 124.
117
См.: Ibid. S. 119–127.
118
Платон. Указ. соч. Т. 2. С. 187.
119
Там же.
120
Там же. Т. 3. С. 398.
121
Там же. Т. 2. С. 306.
122
См.: Платон: Pro et contra. СПб., 2001. С. 383.
123
Платонов А. Сочинения. Т. 1. Кн. 2. С. 180.
124
Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 2003. С. 72.
125
Там же. С. 74.
126
Экстремальной иллюстрацией жертвы, ориентированной на «категории пользы или вредности» для дела революции, является дидактическая пьеса Б. Брехта «Мероприятие», в которой неопытный революционер руководствуется не необходимостью революционной борьбы, а состраданием и за это ликвидируется своими товарищами. Герой признается в своей ошибке и соглашается на расстрел (см.: Grübel R. Die Ästhetik des Opfers bei Brecht und in der russischen Literatur der 20er und 30er Jahre // Rot=Braun? Brecht-Dialog 2000. Berlin, 2000. S. 164). С полным извращением аргумента о понимании исторической необходимости мы сталкиваемся в поведении участников московских показательных процессов, которые чувствовали себя обязанными служить делу коммунизма своими ложными признаниями в собственной вине.
127
Ницше Ф. Утренняя заря: мысли о моральных предрассудках / Пер. с нем. В. Бакусева. М., 2008. С. 144.
128
Луначарский А. Религия и социализм. Т. 1. СПб., 1908. С. 100.
129
Там же. С. 101–102.
130
См.: Hagemeister М. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. S. 222–230.
131
См.: Günther H. Der sozialistische Übermensch. Maksim Gor’kij und der sowjetische Heldenmythos. Stuttgart; Wfeimar, 1993. S. 31–44.
132
Горький M. Полн. собр. соч.: В 25 т. Т. 1. М., 1968. С. 96.
133
Там же. Т. 6. С. 41.
134
См.: Есаулов И. Жертва и жертвенность в повести М. Горького «Мать» // Соцреалистический канон / Под ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. СПб., 2000. С. 797–802; Uffelmann D. Opferzeugnis und Wiederholungszwang, anhand von Gor’kijs «Mutter» // Gabe und Opfer in der russischen Literatur und Kultur der Moderne. Hrsg. von R. Grübel und Gun-Britt Köhler. Oldenburg, 2006. S. 159–185.
135
Гастев А. Поэзия рабочего удара. М., 1971. С. 123.
136
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 14. С. 224.
137
Булгаков С. Два Града. Исследования о природе общественных идеалов. М., 1997. С. 270.
138
Там же. С. 242.
139
Булгаков С. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С. От марксизма к идеализму. Сб. статей (1896–1903). СПб., 1903. С. 136.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По обе стороны утопии. Контексты творчества А.Платонова"
Книги похожие на "По обе стороны утопии. Контексты творчества А.Платонова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ханс Гюнтер - По обе стороны утопии. Контексты творчества А.Платонова"
Отзывы читателей о книге "По обе стороны утопии. Контексты творчества А.Платонова", комментарии и мнения людей о произведении.