» » » » Анатолий Луначарский - Том 1. Русская литература


Авторские права

Анатолий Луначарский - Том 1. Русская литература

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Луначарский - Том 1. Русская литература" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Критика, издательство Художественная литература, год 1963. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Луначарский - Том 1. Русская литература
Рейтинг:
Название:
Том 1. Русская литература
Издательство:
Художественная литература
Жанр:
Год:
1963
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Том 1. Русская литература"

Описание и краткое содержание "Том 1. Русская литература" читать бесплатно онлайн.



В восьмитомное Собрание сочинений Анатолия Васильевича Луначарского вошли его труды по эстетике, истории и теории литературы, а также литературно-критические произведения. Рассчитанное на широкие круги читателей, оно включает лишь наиболее значительные статьи, лекции, доклады и речи, рецензии, заметки А. В. Луначарского.

Первый том объединяет статьи, рецензии, речи, посвященные русской литературе конца XVIII — начала XX века.

http://ruslit.traumlibrary.net






Впервые напечатано в журнале «Народное просвещение», 1928, № 3, сентябрь, с подстрочным примечанием: «Речь А. В. Луначарского на диспуте, посвященном столетию со дня рождения Л. Н. Толстого».

Речь была произнесена 17 сентября 1928 года в Москве на вечере работников народного просвещения.

Печатается по тексту первой публикации.


(1) Подразумевается, в частности, ошибочная статья М. Ольминского «Ленин или Лев Толстой», появившаяся в «Правде» 4 февраля 1928 года.

(2) По поводу восьмидесятилетия Толстого была написана статья В. И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции» (1908); по поводу его смерти — статьи «Л. Н. Толстой» (1910), «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение» (1910), «Толстой и пролетарская борьба» (1910), «Л. Н. Толстой и его эпоха» (1911); по поводу попытки некоторых поклонников Толстого выдвинуть его как спасительный маяк для человечества — статья «Герои „оговорочки“» (1910).

(3) Здесь и ниже (стр. 322–323) Луначарский цитирует статью В. И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 15, стр. 180, 183–184).

(4) Левеллеры (от англ. leveller — уравнитель) — мелкобуржуазная демократическая партия, игравшая крупную роль в английской буржуазной революции XVII века. Требовала казни короля, установления демократической республики, ликвидации палаты лордов и т. д.

(5) Речь идет о статье «Л. Н. Толстой» (1910), которая и цитируется на стр. 324–326 (В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293, 294, 297).

(6) Тюлин — персонаж рассказа В. Г. Короленко «Река играет» (1891).

(7) Цитата из статьи В. И. Ленина «Л. Н. Толстой и его эпоха» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 32).

(8) Там же, стр. 33.

(9) Цитата из статьи В. И. Ленина «Л. Н. Толстой» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293).

(10) Там же, стр. 293–294.

(11) Выражение из басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» (1808).

(12) Как свидетельствует Н. Н. Гусев, речь, о которой говорит Луначарский, была произнесена И. И. Горбуновым-Посадовым на торжественном вечере памяти Л. Н. Толстого, состоявшемся 14 сентября 1928 года в Политехническом музее в Москве. На вечере 17 сентября 1928 года Горбунов-Посадов повторил основные положения своей речи.

(13) Намек на сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

(14) Перефразировка известного выражения из басни И. А. Крылова «Кот и повар» (1813):

…там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

О значении юбилея Льва Толстого*

Впервые напечатано в журнале «Красная нива», 1928, № 37, 9 сентября. Печатается по тексту первой публикации.


(1) «От ней все качества» — не сказка, а комедия Л. Н. Толстого (1910).

(2) Речь идет об очерке М. Горького «Лев Толстой», первое отдельное издание которого вышло в 1919 году. В этом издании, по свидетельству автора, очерк прочел В. И. Ленин (см.: Горький, т. 17, стр. 38). Бывший начальник Центропечати Б. Малкин вспоминал:

«Когда вышли воспоминания Горького о Толстом, мы тут же послали Владимиру Ильичу эту книжку. Ильич нам рассказывал после, что он в ту же ночь залпом прочел книжку, которая ему страшно понравилась.

— Вы знаете, — говорил он нам, делясь своими впечатлениями, — Толстой у Горького как живой получился. Пожалуй, так честно и смело о Толстом никто и не писал»

(сб. «В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы», изд. АН СССР, М. 1958, стр. 325).

Ленин о Толстом*

Впервые напечатано в журнале «Красная панорама», 1928, № 36, 7 сентября.

Печатается по тексту сборника «О Толстом».


(1) Луначарский имеет в виду сборник «Ленин В. И. О Льве Толстом» (Ленинская библиотека), 1925, в который вошли три статьи Ленина: «Лев Толстой, как зеркало русской революции», «Л. Н. Толстой», и «Л. Н. Толстой и его эпоха».

(2) Здесь и ниже Луначарский цитирует статью «Лев Толстой, как зеркало русской революции», иногда несколько видоизменяя слова Ленина.

(3) Цитата из статьи «Л. Н. Толстой» (1910) (В. И. Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293).

(4) Статья «Л. Н. Толстой и его эпоха» впервые была напечатана в газете «Звезда», 1911, № 6, 22 января. Далее Луначарский цитирует эту статью (В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 32–33).

(5) Имеется в виду статья «Л. Н. Толстой». Она была написана В. И. Лениным не за год, а за два месяца до статьи «Л. Н. Толстой и его эпоха» и впервые напечатана в газете «Социал-демократ», 1910, № 18, 16(29) ноября.


Л.Н. Толстой*

Напечатано в сборнике «О Толстом».

Печатается по тексту первой публикации.


(1) Имеется в виду восстание декабристов 14 декабря 1825 года.


Толстой-художник*

Напечатано в сборнике «О Толстом».

Печатается по тексту первой публикации.


(1) Имеется в виду статья А. В. Луначарского «Л. Н. Толстой», которая, судя по машинописному варианту, состояла из трех глав. Статья «Толстой-художник» являлась третьим ее разделом.

(2) Цитата из рецензии Н. Г. Чернышевского «Детство и отрочество. Военные рассказы» приведена Луначарским по памяти. Чернышевский говорил об умении Л. Толстого улавливать «таинственнейшие движения психической жизни», о его «глубоком знании тайных движений психической жизни» (Чернышевский, т. III, стр. 428 и 430).

Более развернутую характеристику Толстого-художника Луначарский дал в докладе «Толстой и современность», прочитанном в Ленинграде в 1929 году. Он говорил:

«Вряд ли Толстой мог бы достигнуть такой славы и такого влияния, если бы у него не было огромного дара заражать других людей своими чувствами и идеями, он знал этот свой дар и называл его художественным дарованием. Он говорит: искусство сводится к тому, чтобы уметь заражать своими чувствами и идеями других людей. И он считает, что сила заражения велика тем, что она показывает в образах какие-то задушевные чувства и крупные идеи, носителем которых является художник. И действительно, его художественные произведения насыщены его идеями.

Толстой является прежде всего писателем тенденциозным, писателем идейным. Его огромная заслуга заключается в том, что он своими произведениями показал, какого величия, какой напряженности, какой захватывающей интересности и какого распространения достигает писатель, когда он является художником по форме и глубоким по содержанию. Беспрестанно встречаем мы в наше время людей, которые говорят, что было бы содержание, а форма не так важна, — надо только, чтобы направление писателя было правильное, чтобы он агитировал в пользу нашего дела и пропагандировал умные вещи. Но люди эти забывают, что если это не будет облечено в художественную форму, то гораздо лучше и полезнее изложить это в виде газетной статьи, речи или лекции. С другой стороны, искусства только как формы Толстой не признавал. Толстой говорит, что такое формальное искусство есть чистый разврат, чистейшее самоуслаждение, которому грош цена. Там, где нет великой идеи, где ничего крупного и нового художник не придумал, где он ничего горячо не прочувствовал, там он не смеет писать. Пролетарские писатели также ненавидят чисто формальное искусство и убеждены, что без того, чтобы это искусство было идейным, живым, полнокровным, всесторонним, нельзя добиться настоящего эффекта.

Толстой был величайшим реалистом. В его произведениях вы не найдете ни абстракций, ни фантазий; они дышат настоящей жизнью. Сам Толстой был великим жизненником, были страшно сильны все его страсти, ощущения. Отсюда богатство красок, которым он располагает. С другой стороны, он был правдолюбцем, правдоискателем, не хочет лгать ни себе, ни другим. Он ошибался, но то, что мы считаем его ошибками, он считал глубокой правдой. Он не позволяет себе врать, не позволяет себе приукрашивать, он хочет быть бесконечно честным.

От этого обилия содержания и нежелания приукрашивать, извращать содержание и получается реализм. Если бы перед нами был очень обильный содержанием автор, но не имеющий писательской совести, было бы огромное цветение, хаотическое изобилие, но не было бы реализма.

Чтобы быть подлинным реалистом, чтобы исходить из огромного жизненного опыта и жизненных впечатлений и вместе с тем не уклониться от действительности, чтобы быть таким реалистом, Толстой выработал свой особый слог.

Когда вы читаете Толстого, вам кажется, что он полуграмотный человек. У него косолапые фразы. Недавно один московский профессор сказал: фраза, которой начинается „Воскресение“, совершенно неграмотная, и всякий учитель русского языка поставил бы два с минусом своему ученику, если бы он ему принес такую страницу. Как же это так? Толстой переписывал по пять — семь раз все свои произведения, делал бесконечные исправления, вынашивал все это, и вдруг такое несовершенство! Это несовершенство вовсе не случайное. Толстой сам хочет, чтобы его фразы были корявы, он боится того, чтобы они были вылощенные и приглаженные, потому что он считает, что это было бы несерьезно. Никто не поверит человеку, который говорит об очень важном и не волнуется и следит за тем, чтобы у него голос был музыкальный и все шло тонко и гладко. В этом случае теряется искренность, теряется вера в то, что человек рассказывает вам о том, что для него действительно важно. Толстой хочет добиться безыскусственности, величайшей простоты во всем, что он говорит от себя, во всем, что он говорит как автор. Он много говорил, например, о слоге Тургенева, о слоге Короленко. Это были великолепные стилисты, но он их до некоторой степени осуждает. Он считает, что их фразы слишком изящны, что их стиль слишком полирован, слишком много прибавлено сахара, который якобы должен быть приятен для читателя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Том 1. Русская литература"

Книги похожие на "Том 1. Русская литература" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Луначарский

Анатолий Луначарский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Луначарский - Том 1. Русская литература"

Отзывы читателей о книге "Том 1. Русская литература", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.