» » » » Луций Апулей - «Метаморфозы» и другие сочинения


Авторские права

Луций Апулей - «Метаморфозы» и другие сочинения

Здесь можно скачать бесплатно "Луций Апулей - «Метаморфозы» и другие сочинения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература, издательство Художественная литература, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Луций Апулей - «Метаморфозы» и другие сочинения
Рейтинг:
Название:
«Метаморфозы» и другие сочинения
Издательство:
неизвестно
Год:
1988
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Метаморфозы» и другие сочинения"

Описание и краткое содержание "«Метаморфозы» и другие сочинения" читать бесплатно онлайн.



Том «Библиотеки античной литературы» представляет нам творчество знаменитого римского писателя II в. н. э. Апулея. Апулей является автором самого популярного романа древности «Метаморфозы, или Золотой осел». В томе представлены также сочинения Апулея риторического и философского характера.






8. Впереди процессии вот выступают ряженые… — Далее описывается карнавальное шествие в честь Исиды. Карнавальные шествия устраивались и в честь других богов: на празднике Сатурналий — в честь бога Сатурна и на празднике Луперкалий — в честь бога плодородия Фавна. Во время такого карнавала не соблюдались сословные различия, бедным раздавались деньги, люди делали друг другу подарки. У Апулея шествие сочетает черты веселого народного праздника и величавого торжества: градация от ряженых до жреческой процессии символизирует все человечество, объединившееся для чествования богини.

371

…корчил из себя философа… с посохом и козлиной бородой… — Плащ, посох и борода — отличительные признаки бродячих философствующих проповедников времен империи.

372

…обезьяна в вязаном кoлnaкet шафранной одежде… изображала… Ганимеда… — Обезьяна — редко встречающийся в античной литературе символ Аттиса и Ганимеда (см. коммент. к IV, 26 и VI, 15).

373

Беллерофонт — см. коммент. к VII, 26. Беллерофонт почитался в Коринфе, поэтому он — единственный из мифологических героев в коринфском шествии.

374

9. …специальное шествие богини-спасительницы. — Деяния Исиды связаны главным образом с исцелением: найдя Осириса, своего брата и супруга, Исида исцеляет его.

375

…были повешены блестящие зеркала, чтобы… богине был виден весь священный поезд… — В шествии, как в зеркале, отражалось все человечество, а в зеркалах шествующих символически отражалась полнота жизни, воплощенная в образе Исиды.

376

Камены — первоначально нимфы ручья, в III в. до н. э. были отождествлены в римской мифологии с Музами на основании сближения их имени со словом «carmen» — «песнь».

377

Серапис — божество эллинистического Египта, бог плодородия и владыка умерших, в обряде и имени его соединены Апис и Осирис.

378

…держа свои инструменты… по направлению к правому уху… — Мундштук такой флейты находился сбоку, придавая инструменту изогнутую форму; при игре его конец почти касался уха.

379

10. …толпа посвященных в таинства… — Праздничное шествие изображается Апулеем в определенной последовательности — от ряженых до жрецов.

380

…сверкающие льняные одежды… — Лен в представлении древних — самое чистое растение, один из символов чистоты. У египтян и пифагорейцев льняная одежда традиционна для священнослужителей, мистов и философов.

381

Земные светила — мисты, то есть посвященные в мистерии Исиды.

382

Высшие служители таинств — жрецы культа Исиды.

383

Первый нес лампу… — Лампа — символ истины, которую воплощает религия Исиды (см. также коммент. к II, 12). Золотая лодка — см. коммент. выше (4).

384

Пальмовая ветвь, Меркуриев кадуцей — эмблемы египетского бога Анубиса, покровителя умерших. В эпоху эллинизма Анубис отождествлялся с Гермесом-Меркурием.

385

…образ справедливости в виде левой руки с протянутой ладонью… — Пять пальцев символизируют число «пять», считавшееся в античной мифологии числом справедливости. В пифагорейской традиции справедливость олицетворяется открытой протянутой ладонью. Для египтян такая рука — символ материнской заботы и помощи; жрец Исиды несет не только изображение руки, но и золотой сосудик в форме материнского соска, наполненного молоком.

386

11. …высоко возносящий собачью морду Анубис… — Анубис (см. выше) почитался в образе дикой собаки или шакала.

387

…корова на задних ногах… — В образе коровы почиталась египетская богиня Хатхор, отождествляемая с Исидой.

388

…скрывая… молчанием неизреченную сущность высокой веры… — Согласно платонику Апулею, сущность божества рационально непостигаема; язык, отражающий конкретное, бессилен описать сверхчувственное божество, которое обретает реальность для человека лишь в опыте иррациональной веры и не может быть полностью и адекватно выражено словесно.

389

Урна с круглым дном — образ соединения Исиды в обличии змеи с Осирисом. В урне, вероятно, была налита нильская вода.

390

15. …достиг… ты спокойной пристани… — В прямом смысле речь идет о гавани Кенхрея, где во втором веке находился храм Исиды и был один из важнейших центров ее почитания.

391

…нет места губительной случайности. — В понимании платоника Апулея, непредвиденность, случайность, изменчивость могут проявляться только в материальном мире, неистинном и враждебном для души.

392

…другая судьба, но уже зрячая… — Представление Апулея о слепоте судьбы-Фортуны идентично платоновскому пониманию олицетворенной неизбежности испытаний, выпадающих на долю каждого человека: судьба слепа, поэтому она одинаково ко всем жестока. Зрячая судьба — это провиденция, управляющая миром. Суть образа заключена в латинском слове — pro-videns, то есть «смотрящая вперед», «предвидящая». Апулей говорит о промысле-провиденции в трактате «О Платоне и его учении». Для него провиденция — это философская категория, с помощью которой раскрывается смысл творения космоса и ритмы его движения. Провиденция как персонификация высшей судьбы во времена империи отождествлялась с Исидой.

393

16. …трижды блажен… — Символика, связанная с египетским ритуалом: троекратность олицетворяет полноту качества (ср. Гермес Трисмегист, то есть «трижды величайший») или смысловую завершенность действия. Луций трижды проходит посвящение.

394

…незапятнанностью предшествовавшей жизни… — Для II века характерно широкое распространение веры в метемпсихоз — перевоплощение душ.

395

Второе рождение. — В контексте «Метаморфоз» эти слова имеют по меньшей мере два смысла: 1) Луций вторично обретает человеческий облик и 2) посвящение в мистерии представляет собой второе, духовное, рождение.

396

…горящим факелом, яйцом и серою очищает высшим очищением лодку… — Еще один пример троекратности действия. Очистительная функция серы нередко использовалась при разных обрядах; очищение факелом — одно из древнейших очищений огнем, сжигающим все вредоносное и губительное; яйцо также является постоянным атрибутом обрядов очищения, так как оно — символ чистоты и нетронутости, источник зарождения жизни.

397

…с превосходным марсом… — Марс — верхняя часть мачты.

398

17. Пастофоры — древнейшая коллегия жрецов, совершавших обряд обхода храма и несших изображение божества.

399

20. …зачерпнув из священного колодца… совершил возлияние из чаши… — Чаша, олицетворяющая Нил, была посвящена Осирису.

400

…приветствуя восходящее Солнце… — Осириса отождествляли также с богом Солнца.

401

…рабу Кандиду соответствовал возвращенный мне конь… — Candidus — по-латыни «белоснежный».

402

21. …воздерживаюсь от запрещенной и беззаконной пищи… — То есть мяса, рыбы, бобов, лука и вина, которые не употребляли в пищу посвященные в таинства Исиды.

403

22. …по сродству звезд наших… — Связь Луны-Исиды с астрологией: речь идет о том, что в моменты рождения Луция и жреца положение светил было сходное.

404

…то изображением всякого рода животных… — Речь идет о египетских иероглифах.

405

…наподобие лозы извиваясь… — По-видимому, демотическое письмо, поздняя упрощенная форма египетской письменности.

406

23. Достиг я пределов смерти, переступил порог Прозерпины и снова вернулся, пройдя все стихии… — Посвящаемый в таинства Исиды идентифицировался с Осирисом. В посвящение входило ритуальное переживание смерти: мист проходил ряд испытаний огнем, воздухом и землей, которые символизировали загробные страдания и воскресение к новой жизни.

407


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Метаморфозы» и другие сочинения"

Книги похожие на "«Метаморфозы» и другие сочинения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Луций Апулей

Луций Апулей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Луций Апулей - «Метаморфозы» и другие сочинения"

Отзывы читателей о книге "«Метаморфозы» и другие сочинения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.