» » » » Доминик Сурдель - Цивилизация классического ислама


Авторские права

Доминик Сурдель - Цивилизация классического ислама

Здесь можно скачать бесплатно "Доминик Сурдель - Цивилизация классического ислама" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство У-Фактория, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Доминик Сурдель - Цивилизация классического ислама
Рейтинг:
Название:
Цивилизация классического ислама
Издательство:
У-Фактория
Год:
2006
ISBN:
5-9757-0083-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизация классического ислама"

Описание и краткое содержание "Цивилизация классического ислама" читать бесплатно онлайн.



Историки Доминик и Жанин Сурдель выделяют в исламской цивилизации классический период, начинающийся с 622 г. — со времени проповеди Мухаммада и завершающийся XIII веком, эпохой распада великой исламской империи, раскинувшейся некогда от Испании до Индии с запада на восток и от черной Африки до Черного и Каспийского морей с юга на север. Эта великая империя рассматривается авторами книги, во-первых, в ее политическом, религиозно-социальном, экономическом и культурном аспектах, во-вторых, в аспекте ее внутреннего единства и многообразия и, в-третьих, как цивилизация глубоко своеобразная, противостоящая цивилизации Запада, но связанная с ней общим историко-культурным контекстом.

Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей.






Пение и музыка

Были частью развлечений правителей и аристократии, но, как правило, осуждались богословами, по крайней мере ригористами, в частности ханбалитами, которые ссылались на слова Сподвижников, то есть на сунну.

Пергамент

Материал, представлявший собой выделанные кожи баранов, коз, коров и газелей и использовавшийся в качестве основы для письма в первые века ислама, наряду с египетским папирусом и до распространения бумаги. Предназначался прежде всего либо для архивных документов, которым следовало обеспечить сохранность, либо для тщательных копий Корана, в том числе тех, которые могли сопровождаться искусными заставками. Образцы, изготовленные из более грубой кожи, значительно отличались по качеству от тончайшей велени, но пергамент всегда оставался материалом дорогим, от которого почти полностью отказались в XI в., дольше всего он использовался в западных провинциях Магриба и в Испании.

Персидский язык

Индоевропейский язык, произошедший от пехлеви, официальный государственный и религиозный язык Сасанидов, имевший письменность арамейского происхождения. Как литературный язык персидский стал употребляться в X в., когда в регионах, находившихся под властью Саманидов, творил великий поэт Фирдоуси. Персидский, который записывался с помощью видоизмененного арабского алфавита с многочисленными арабскими заимствованиями, распространился в Индии в эпоху Моголов, а также в Туркестане. Персидский словарь проник также в урду — разновидность хиндустани, принятая в мусульманских кругах Индии на основе арабской письменности.

Пещера

Грот, где Мухаммад, покидавший Мекку ради Медины в момент хиджры и преследуемый мекканцами, временно укрывался вместе с Абу Бакром. Эпизод, хорошо известный по жизнеописаниям Пророка, и многократно прославленный суннитским Преданием.

Письменность

Арабская письменность, «которая была воспринята всеми народами, обращенными в мусульманскую веру, и служит сегодня для передачи звуков не только арабского, но и персидского, малайского, некоторых языков черной Африки, языка хиндустани (а в недавнем прошлом и турецкого)», имеет особенности семитического письма: пишется справа налево, использует буквы, которые могут связываться друг с другом и обозначают только согласные или долгие гласные звуки с добавлением либо диакритических знаков, чтобы различать подобные буквы, либо необязательных акцентов для обозначения коротких гласных. Эволюция арабской письменности в течение тринадцати веков определялась ее замкнутостью в среде эрудитов и ученых (отсюда относительная устойчивость ее наиболее употребительных типов, предназначенных либо для скорости написания, либо для удобства прочтения) и религиозной ролью (она служила для передачи священного текста Корана), а также ее признанными эстетическими достоинствами (отсюда ее употребление в качестве декоративного мотива на некоторых предметах и в монументальных надписях и последовательно развиваемое совершенствование владения каламом (2) и обогащение букв многочисленными орнаментальными вариантами). В классическую эпоху эта письменность представала главным образом в двух формах, происходящих от одного и того же архаического типа: угловатое куфическое письмо, использовавшееся преимущественно на монументах, и скорописная форма, которая изначально применялась для написания текстов на папирусах, но начиная с X в. приобрела каллиграфическую изысканность и стала широко использоваться писцами, учеными и литераторами.

Питание

В завоеванных исламом странах характер питания сильно не изменился, но создание империи обусловило распространение продуктов, которые до того были известны или культивируемы лишь локально. Наиболее важные в этом отношении факты — распространение культуры риса и сахарного тростника, а также импорт продуктов с Дальнего Востока, из славянских стран и Византии. Вариацию питания в зависимости от социальной среды трудно проследить. Зато религия задавала четкие рамки: мусульманин не мог, например, употреблять мясо, приготовленное христианином, а также мясо животного, зарезанного не в соответствии с ритуалом.

Платон

По-арабски Афлатун. Был известен в арабо-исламском мире зачастую через ошибочно приписанные ему труды или через восходящие к эпохе поздней Античности комментарии. Многие цитаты или выдержки из Платона дошли до арабских мыслителей через посредничество Галена, но платонизм, собственно говоря, имел меньшее влияние, чем неоплатонизм, представленный такими авторами, как Плотин, Порфирий и Прокл.

Плотины

Использовались с умаййадской эпохи как одно из средств задержания воды для ирригации, унаследованное от Античности. Их развалины представляют большой интерес.

Пожалование земельное

По-арабски «икта» или «катиа», т. е. «отдельная территория». Владение, передаваемое главой общины — в принципе в срочном порядке — знатной личности, члену правящей династии или сановнику. Обычно речь шла о заброшенных во время завоеваний бывших государственных владениях, но и некоторые другие земли, особенно в Ираке, тоже могли стать объектом пожалования. Пожалования облагались десятиной и, таким образом, уравнивались с землями, которыми владели мусульмане в Аравии. Начиная с середины X в. икта меняет характер, ибо государство вводит практику распределения так называемых хараджных земель в пожалование военачальникам, чтобы обеспечить им фиксированный доход. Таким образом, в эпоху Буидов и еще в большей мере в эпоху Селъджукидов устанавливается феодальная система, которая, однако, отличалась от феодализма Западной Европы: вассал получал пожалование от суверена и пользовался только правом на налог.

Пожертвование добровольное

Именуемое обычно по-арабски «саадака» и противопоставляемое пожертвованию обязательному, или закату. Речь идет о деянии рекомендованном, особенно в определенных обстоятельствах, например в конце поста месяца рамадан, и предписанном иногда в порядке искупления (в случае несоблюдения обязательного ритуала).

Пожертвование обязательное

По-арабски «закат» — слово арамейского происхождения, означающее «очищение». Обязательному обложению подлежало первоначально все имущество мусульман без четкого различения между капиталом и прибылью. Предусмотренными категориями являлись: посевы, сады, скот, золотой серебро, товары. Фиксированная ставка для двух последних категорий составляла 2,5 %. Но эта система претерпела значительные трансформации.

Покои

По-арабски «байт». Группа из нескольких комнат, образующая внутри дома или дворца изолированную общность, куда иногда входил небольшой двор. Относительно раннего времени различают покои сирийского и иракского типа, представленные архитектурой умаййадской и аббасидской. Дальнейшая эволюция соответствовала разнице региональных и династических вариантов, но недостаточно изучена до сих пор.

Помощники

По-арабски «ансар». Имя, данное жителям Йасриба, которые поддержали дело Мухаммада.

Пост

Правила поста, основной религиозной обязанности, были определены Мухаммадом только в Медине. Они оговорены в 183—185-м стихах 2-й суры Корана. По преданию, признанному большинством мусульманских авторов, месяц рамадан был избран для поста, поскольку в течение этого месяца были открыты первые суры Корана.

Почетное платье

По-арабски «хила». Одеяние, жалованное сувереном сановникам в знак милости сначала в момент назначения на должность, в дальнейшем — в порядке поощрения, когда их деятельность заслуживала публичного вознаграждения. Такие платья изготавливались в особых мастерских (тиразах) из шелковых тканей, расшитых надписями и золотыми нитями.

Поэзия

Играла большую роль в исламском обществе. Поэтами были панегиристы суверенов и сторонники разного рода движений. Их присутствие было обязательно на аристократических развлечениях, включавших пение и музыку. Отсюда крупные жанры: восходящие к архаической эпохе панегирик и сатира, затем вакхическая, эротическая и даже мистическая поэзия, соответствовавшие модернистской тенденции.

Праздники

Представлены прежде всего двумя каноническими мусульманскими праздниками: праздником окончания поста и праздником жертвоприношения по случаю хаджа, к которым добавлялись праздники шиитские и суннитские, такие как маулид ал-Наби. Широко отмечались в городах наряду с различными неисламскими праздниками.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизация классического ислама"

Книги похожие на "Цивилизация классического ислама" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Доминик Сурдель

Доминик Сурдель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Доминик Сурдель - Цивилизация классического ислама"

Отзывы читателей о книге "Цивилизация классического ислама", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.