Пьер Шоню - Цивилизация классической Европы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цивилизация классической Европы"
Описание и краткое содержание "Цивилизация классической Европы" читать бесплатно онлайн.
Книга Пьера Шоню, историка школы «Анналов», всесторонне раскрывает цивилизацию Европы (включая и Россию) классической эпохи, 1630–1760 годов. Ученый рассматривает эту эпоху с двух точек зрения: с точки зрения демографии, бесстрастных законов, регулирующих жизнь огромных людских масс, и с точки зрения духовной истории, истории религии, искусства и мысли, формировавших сознание эпохи Предпросвещения.
Писать историю восхождения буржуазии означало бы писать историю коммерции, второго сектора деятельности старинной экономики, следующего непосредственно за агрикультурой и намного опережающего индустрию. Отметим лишь, что социальная мобильность в XVII веке была ниже, чем на заре бурного роста конца XV — начала XVI века.
Сильнее всего замедление было заметно на Пиренейском полуострове, где общество в начале XVI века еще отличается скоростью социального осмоса, в XVII веке застывает в полном отказе от мобильности; крупные сеньоры, идальго, капитулянты-буржуа и удовлетворенные своим старохристианским достоинством крестьяне связывают воедино социальный организм общим аристократическим взглядом.
Во Франции прошло время, когда два поколения Бонов, Брисоне, Вертело, Рюзе прибрали к рукам государство и церковь. Прошло время подвижности английских Фишеров, Лэтимеров, Тиндейлов, Моров, которые с легкостью переходили от галантерейной торговли к управлению королевством или епископату, не порывая с родной средой и делами.
Задержанная в своем восхождении XVII веком с его повышением цен и сопротивлением аристократии, замененной во время Революции и Республики разоренным мелким джентри, крупная английская буржуазия, за некоторым исключением, не оставляет бизнеса. В сущности, английское государство, защищенное островным положением и терзаемое архаизмом парламентского контроля, было не слишком соблазнительным.
На континенте Франция приходит к необходимому, эффективному, но в конечном счете выхолащивающему и опасному решению. Продажность должностей по французской модели с опозданием в пятьдесят лет охватит Испанию и значительную часть континента. Но не коснется Англии. Наибольшего размаха она достигнет во Франции.
Большая часть королевской государственной администрации стала в XVI веке должностями, иначе говоря, по определению Ролана Мунье, «социальными степенями, сопровождающими государственную администрацию». Наиболее значительные из них дают дворянство по должности.
Это, помимо комиссаров с патентом, канцлер, хранитель печати, государственные советники, инспекторы, председатели верховных палат. Советники верховных палат, стоявшие во главе парламента, получали личное дворянство, которое, однако, сохранялось в трех поколениях. Покупаемые весьма дорого должности являлись немаловажной частью растущих расходов государства. Их цена была залогом доходности. Акционеры королевства, должностные лица отдавали росту государства столько же рвения, сколько и преумножению личного достояния: но разве Франция не была их достоянием? Растущая фракция деловой буржуазии, отвращаясь от торговли, станет формироваться в «четвертое сословие», сословие мантии. От покупки до наследования — немалый путь в несколько этапов. С 1522 года король постоянно предоставлял своим чиновникам за деньги права преемственности, т. е. возможность, продолжая во всей полноте исполнять должностные обязанности, назначать себе преемника: сына, зятя, племянника или покупателя. Лига делала попытку сломать этот порядок. Враждебность чиновников спасла монархию, а стало быть, и Францию. Король был обязан воздать им сторицей. Воздаяние приходится на начало спада конъюнктуры, когда торговля становится менее привлекательной, а государство имеет тем более крупные потребности. Шарль Поле, гениальный службист, предложит решение, которое позволит примирить чаяния чиновников и права короля. Полетта была страховым взносом, дающим гарантию права передачи должности. Успех был громадным, сопротивление дворянства — бесполезным. Несмотря на злобу некоего Шарля Сореля и некоего Бальзака, несмотря на контрнаступление регентства Марии Медичи и волнение Генеральных штатов 1614–1615 годов, продажа и наследование должностей были признаны во Франции в начале XVII века. Отсюда они пустились покорять часть континентальной Европы.
В XVI веке продажа стала условием социальной мобильности, а как же наследование, гарантированное полеттой? Второе сословие напрасно метало гром и молнии. Буржуазия покупала фьефы и должности. Она превращалась в дворянство мантии. Удовлетворенная своим возвышением, она крепко заперла дверь, сквозь которую прошла. Аристократическая реакция в государстве, сеньориальная реакция в деревне будут в XVIII веке направляться чиновным крылом дворянства. Эта буржуазия, с XVI века сделавшаяся аристократией в государстве и в деревне, придает XVII и XVIII векам кристаллическую твердость аристократических структур. Прежнее дворянство допустило вторжение в свои ряды, новое же, с его врожденным вкусом к крючкотворству, приумножило барьеры и фильтры на пути новых выдвижений. Разумеется, ему не удалось удержать восходящую буржуазию за конторкой и при товаре, однако оно сумело перекрыть клапаны настолько, что довело машину до взрыва. В конце XVIII века это станет на континенте санкцией за чрезмерное торможение социальной мобильности.
В этом смысле лучшее доказательство — парижский парламент XVIII века. Первая из суверенных палат полностью перестала играть свою роль отмывания от неблагородного происхождения. Туда стали приходить молодыми, это знак привилегии от рождения. С 1659 по 1703 год средний возраст младших советников в момент вступления в должность составлял 25 лет и 8 месяцев, советников-секретарей — 32 года и 3 месяца, общий средний возраст — 26 лет и 3 месяца. С 1704 по 1715 год произошло дальнейшее снижение возраста соответственно до 22 лет и 8 месяцев, 30 лет и 8 месяцев, 22 лет и 11 месяцев. В 1709 году из 209 действительных советников (по Ф. Блюшу) только 10 были простолюдинами (4,8 %);в 1771-м на 155 советников приходится 15 простолюдинов (9,6 %). Представители старинного дворянства были еще достаточно редки; тем не менее примерно каждый второй советник, вступивший в парламент с 1716 по 1760 год, представлял по меньшей мере четвертое дворянское поколение. И это благодаря не королю, а сословию. Тридцать три семейства (5,65 %) возводили свое дворянское достоинство самое меньшее к 1500 году. Старинное дворянство, во всяком случае, уже давно было отмечено аноблированием. Например, семейство Гранж-Трианон, давшее купеческого старшину в 1464 году, до конца XVI века не имело доступа во второе сословие. Более столетия оно оставалось высшей парижской буржуазией, равно как и семейство Топинар де Тильер до перехода во второе сословие в 1720 году. Возьмем семейство Терре (один из триумвиров 1771 года, один из наиболее крупных контролеров финансов Старой Франции, советник-секретарь парламента с 1736 года). Первый известный предок (ум. около 1552 года) из Боен-сюр-Линьон был «деревенским петухом». Сын его Антуан, «трактирщик и мясник», вышел в мелкие буржуа и удачно женился. Антуан-второй был купцом и приобрел землю. Его сын Пьер, и это случилось в середине XVII века, посредством женитьбы перебрался в разряд крупной буржуазии. Жан Терре, сын Пьера, первый чиновник с должностью, разумеется по финансовой части. «От брака Жана Терре с дочерью контролера доменов графа де Форе родились Франсуа, первый врач короля (ум. в 1753 году), и Антуан-третий, финансист, генеральный директор по налогам на соль, аноблированный в 1720 году по канцлерской должности, отец 10 детей, в том числе Жозефа, аббата Терре, секретаря советника парламента и генерального контролера финансов» (Ф. Блюш). За семь поколений совершается переход от крестьянства до буржуазии (одно столетие) и от буржуазии до второго сословия и славы (еще одно столетие).
Если старинные буржуа, составляющие горделивое парламентское дворянство, попирали устои, за миллион и более вступая в неравный брак с семейством Самуэля Бернара, то они умели широко распахнуть дверь в высшие эшелоны власти в государстве.
Из парламента великие амбиции вели через инспекторство, «должность-отмычку», по выражению маркиза Мирабо (цит. по Блюшу) и канцлера д’Агессо: «Инспекторы как желания человеческого сердца — они стремятся к скорейшему небытию: это положение, коего стяжают, лишь чтобы покинуть; корпорация, куда вступают лишь затем, чтобы выйти вон, и всякий задерживающийся там каждодневно ощущает свое слабение, уход в забвение». С1717по 1789 год из парламента вышло четыре канцлера Франции, шесть хранителей печати (Луи Шовлен, Машо д’Арнувиль, Берье, д’Алигр, Ламуаньон де Бавиль и Барентен), тринадцать генеральных контролеров финансов, в том числе Терре, три секретаря по иностранным делам, один по военным, один по морским, один по делам королевского дома. и Франсуа Блюш делает вывод: «таким образом парламент дал тридцать министров, государственных секретарей, генеральных контролеров, канцлеров или хранителей печати», не говоря о должностных лицах полиции, послах, парижских прево, гражданских чинах Шатле и т. д.
Что означало для государственной службы блокирование доходности постов, показывают некоторые цифры по XVIII веку, эпохе относительного, тем не менее, спада цен на должности. В достатке парижского парламентского дворянства стоимость должности составляла в среднем 23,44 % по расчетам Ф. Блюша (30,9 % — в начале карьеры и 14,3 % — в конце). Должность младшего советника между 1748–1750 годами стоила от 35 до 40 тыс. ливров, секретаря советника — 34,5—36 тыс., субститута — 25–30 тыс., председателя дознаний и кассаций —185–172—200 тыс. ливров. И все-таки из сопротивления кооптации homines novi,[110] приносящих свежие деньги от конторки и товара, цена парламентских постов вопреки или в силу придаваемого им престижа, была в 4–5 раз меньше, чем такса на аноблирующие должности, единственно по причине гораздо более либерального отношения короля. Между 1748 и 1750 годами должность хранителя мостов и дорог Франции стоила 595 тыс. ливров, должность генерального финансового откупщика в Кане можно было получить за 484 тыс. ливров, королевское секретарство при великом канцлере ордена Почетного легиона (аноблирующее первой степени) — за 105–185 тыс. ливров, финансовое интендантство (должность, возводящая в достоинство) — за 200 тыс. ливров. и в самом низу лестницы: 12 тыс. ливров за должность комиссара короткой мантии в Париже, 9 тыс. ливров — за адвоката в королевском совете, 7,5 тыс. ливров — за инспектора полиции. В конце правления Людовика XIV, несмотря на неоднократные драконовские сокращения, годовая сумма государственных рент достигла 86 млн. ливров, что составляет половину теоретических доходов государства и намного превышает сумму реальных поступлений в трудные 1700–1715 годы, т. е. 55 млн. в год в среднем. Сумма долга составила около 2 млрд. Два миллиарда и, возможно, один миллиард официально — вот конечное назначение коммерческих барышей, на остальное покупают сеньории. Круг замкнулся. Государство на континенте обходится дорого, но за неимением пролива — Фронда и Тридцатилетняя война доказали это — оно вполне оправдывает свою цену.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цивилизация классической Европы"
Книги похожие на "Цивилизация классической Европы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Шоню - Цивилизация классической Европы"
Отзывы читателей о книге "Цивилизация классической Европы", комментарии и мнения людей о произведении.