» » » » Наталья Иванова - Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей


Авторские права

Наталья Иванова - Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей

Здесь можно купить и скачать "Наталья Иванова - Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Иванова - Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей
Рейтинг:
Название:
Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей"

Описание и краткое содержание "Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей" читать бесплатно онлайн.



В сборнике представлены работы сотрудников, аспирантов и студентов кафедры организационной психологии Государственного университета – Высшей школы экономики, а также их коллег из других вузов России. Сборник включает статьи, в которых отражены основные проблемные области психологического исследования бизнеса как деятельности, социальной и профессиональной среды формирования личности. Во-первых, это результаты теоретико-эмпирических исследований различных аспектов социального и профессионального самоопределения личности в бизнесе, имиджа, профессиональных стресс-факторов, гендерной идентичности, поведения потребителей. Во-вторых, это различные аспекты исследований в сфере организационной культуры и организационного поведения, психологических факторов деловых партнерских отношений, организационной идентификации. В-третьих, это исследования социокультурных феноменов, которые могут оказывать влияние на отношение к бизнесу, инновациям, таких как социальный капитал, гражданская и религиозная идентичности, ценности, культурные стереотипы делового общения.

Для специалистов в области социальной и организационной психологии и смежных дисциплин.






Н.В. Антонова, Н.Л. Иванова Проблемы подготовки специалистов-психологов для работы в бизнесе

Актуальность проблемы подготовки психологов для работы в бизнесе . В современной жизни нашей страны роль бизнеса возросла практически во всех сферах деятельности человека и общества: в экономике, политике, общественной жизни, культуре и т. д. Сам бизнес за последние годы претерпел значительные изменения. Если на начальных этапах он носил более стихийный характер, то теперь мы видим, что ситуация меняется. Бизнес постепенно становится важным социальным институтом, в котором растет осознание значимости гуманистических принципов и ценностей, социальной ответственности и «человеческого фактора» как основы успеха. Хотя этого нельзя сказать про все без исключения бизнес-структуры, но в целом современный бизнес уже более подготовлен к использованию психологических технологий в самых разных сферах.

Как показывает практика, растет спрос на психологические услуги со стороны банков, крупных промышленных холдингов, средних и малых предприятий, торговых организаций, работающих на уровне отечественного и зарубежного бизнеса. В бизнесе особенно востребованы специалисты в области работы с персоналом, организационного и кадрового консалтинга. В то же время наблюдается дефицит специалистов-психологов, подготовленных к работе в бизнесе. Классическое психологическое образование не формирует у студентов компетенций, обеспечивающих эффективную адаптацию, адекватную профессиональную идентификацию и траекторию развития психологов в бизнесе. Любой психолог после окончания вуза должен научиться применять теоретические знания в практической деятельности, к которой в принципе он готов. Но психологу в бизнесе приходится самому ставить и решать задачи, порой не связанные напрямую с трендом полученного образования. Ему приходится расширять методологически и технологически систему собственных профессиональных знаний, а также собственную идентичность, элементы которой могут входить в противоречие с представлениями о работе психолога, его месте в организации, роли в экономической и социальной жизни и т. п. Поэтому перед высшими учебными заведениями, занимающимися подготовкой психологов, встает проблема переориентации образования с учетом требований новых профессиональных условий в современной жизни.

В чем может заключаться специфика психологического понимания бизнеса? Энциклопедический словарь экономики и права дает следующее определение бизнеса: «Бизнес ( англ . business – дело, предпринимательство) – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела».

В ГУ ВШЭ в настоящее время создается подход к психологии бизнеса, в рамках которого бизнес рассматривается как:

• особая деятельность, направленная на получение прибыли, и предъявляющая определенные требования к личности деятеля; среда социального и профессионального самоопределения личности;

• организация (группа людей), имеющая свои закономерности возникновения и функционирования;

• социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения [Иванова, Михайлова, Штроо, 2008].

Важно отметить, что в центре внимания психологов оказывается личность и жизнедеятельность бизнесмена – человека, который занимается бизнесом. Именно бизнесмен разрабатывает направление своего бизнеса, он строит организацию, определяет ее миссию и стратегию, а в конечном счете и облик бизнеса как социального института. Основная задача психолога – помочь ему на всех этих этапах.

Интересно отметить, что в нашей стране к настоящему времени еще не выработано наименование специалиста, оказывающего психологическую помощь бизнесмену. Психология бизнеса для нашей страны новое направление, которое еще только начинает создаваться, но в мировой психологии уже есть некоторый опыт в этой сфере [McKenna, 2006; Morgan, 2006]. Так, в Великобритании уже несколько лет существует Ассоциация бизнес-психологов, которая объединяет специалистов с психологической подготовкой и опытом работы в бизнесе. Эти специалисты получили название бизнес-психологов. Их подготовка осуществляется в рамках различных программ: бакалавриата, магистратуры, курсов повышения квалификации.

Мы также склонны использовать наименование «бизнес-психолог» с тем, чтобы выделить специфику деятельности психолога, работающего в данной области. Это важно для формирования профессиональной идентичности психологов, работающих в бизнесе, а также для более эффективного позиционирования психолога на рынке труда в бизнесе. Оно более понятно заказчикам – бизнесменам, которые очень часто болезненно воспринимают психологов и даже консультантов, ассоциируя их со специалистами, работающими с клиническими проблемами, от которых они, конечно же, хотят отгородиться или, по крайней мере, не демонстрировать их. Поэтому обращение к бизнес-психологу становится более приемлемой задачей для бизнесмена, которая не создает угроз его имиджу. В то же время мы должны отметить, что это название не входит в номенклатуру профессий, согласно которым осуществляется подготовка психологов, поэтому оно не может применяться в официальных документах.

Требования современного бизнеса к психологу.

Специалист-психолог в бизнесе выступает в качестве:

• бизнес-тренера (организатора внутрифирменного обучения);

• организационного консультанта;

• менеджера по развитию, по персоналу (по кадрам), по коммуникациям, по рекламе, по маркетингу и т. п.;

• осуществляет психологическое сопровождение деятельности в непосредственном контакте с учредителем и топ-менеджментом.

На первый взгляд, все это традиционные сферы деятельности психолога в любой организации. Однако психологу в бизнесе необходимы дополнительные знания и навыки для работы в бизнес-среде, определенные личностные качества, навыки делового взаимодействия, творческого решения проблем и т. д. Часто психологи уходят из бизнес-организаций именно потому, что не могут применить на практике знания, полученные в условиях традиционного психологического образования, не выдерживают прессинга конкурентной среды.

Какие же психологи необходимы современному бизнесу? На протяжении нескольких лет мы пытаемся найти ответ на этот вопрос. Для этого нами проводятся исследования, анализ и обобщение деятельности практиков и т. п. Мы можем сказать, что бизнесу нужны психологи, которые:

• понимают особенности современного бизнеса, его многоплановость, сложность и противоречивость;

• способны определить роль человеческого фактора в деятельности компании;

• способны направить активность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации;

• способны сами существовать в конкурентной бизнес-среде и самостоятельно ставить и достигать цели.

Все это еще раз показывает, что психологу необходимы принципиально новые, по сравнению с классическими, программы и компетенции.

Проблемы подготовки психологов для бизнеса. Современная высшая школа столкнулась с проблемами обучения исследователей и практиков, готовых к новым профессиональным условиям. На сегодня не хватает программ и учебных пособий, а также квалифицированных специалистов для подготовки психологов к работе в бизнесе. Эти трудности закономерны, но преодолимы. Требуется терпение, настойчивость, консолидация ученых и практиков для их преодоления.

Мы можем выделить следующие основные проблемы подготовки психологов для сферы бизнеса.

1. Проблемы, связанные с уровнем развития психологии.

• Отсутствие научной школы психологии бизнеса. В нашей стране практически отсутствуют теоретические подходы и разработки по психологии бизнеса. Существует лишь несколько учебных пособий по этой проблематике [например, Емельянов, Поварницына, 1998; Иванова, Михайлова, Штроо, 2008]. Сами понятия «психология бизнеса» и «бизнес-психолог» воспринимаются часто как искусственные и ненужные.

• Пока еще не определилось место психологии бизнеса среди других дисциплин. Слабо проработаны взаимосвязи психологии бизнеса с другими областями психологии, нет представления о взаимопреемствен-ности и разграничении полномочий. Особенно это касается смежных дисциплин – организационной психологии, психологии управления.

Традиционная терминология не всегда охватывает всю сложность феноменологии бизнеса, поэтому важно разрабатывать соответствующий понятийный аппарат и методологию исследований. Необходима адаптация академического научного аппарата к решению задач практики бизнеса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей"

Книги похожие на "Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Иванова

Наталья Иванова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Иванова - Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей"

Отзывы читателей о книге "Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.