» » » » Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод


Авторские права

Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод

Здесь можно скачать бесплатно "Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Сварог, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
По землям московских сел и слобод
Издательство:
Сварог
Жанр:
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По землям московских сел и слобод"

Описание и краткое содержание "По землям московских сел и слобод" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о истории московских слобод, находящихся между Садовым Кольцом и Камер-Коллежским валом, о сохранившихся и утерянных памятниках архитектуры и культуры и о многих других примечательных вещах. Будте интересна любому, интересующемуся историей Москвы.






Современные здания "уголка" были построены по проекту архитектора Г. Саевич в 1980 г., (фигуры животных - скульптора Д. Митлянского, у здания театра - бюст его основателя работы скульптора С. Алешина).

Если пройти по Старой Божедомке. то можно выйти на Екатерининскую площадь, которую переименовали в 1918 г. в площадь Коммуны. Новое название площадь получила без всякой причины - просто надо было переименовать, а старое же было дано площади по Екатерининскому училищу. Теперь же она называется Суворовской.

В середине XVIII в. тут находилась усадьба генерал-майора графа В. С. Салтыкова, перешедшая к его сыну Алексею Владимировичу. В 1777 г. он задумал распродать отцовское имущество, и по сему случаю в марте газета "Московские ведомости" поместила такое объявление: "В доме Двора Ея Императорского Величества камер юнкера, Графа Алексея Володимеровича Салтыкова, состоящем в приходе Иоанна Воина, что на Убогом дому, желающие покупать априкосовыя, миндальныя, померанцевыя, апельсиновыя и прочия с плодами и без плодов оранжерейныя деревья и разныя цветы, да порцелиновый сервиз, все оное могут видеть в означенном доме, а о цене осведомиться у самого Графа Салтыкова или у служителя Егора Желыбина".

Вскоре за "порцелиновым" сервизом и "априкосовыми" деревьями с плодами и без оных в продажу пошла и вся усадьба. Часть ее купила за 25 тысяч рублей в августе 1777 г. Коллегия экономии и разместила в ней приют для неимущих отставных офицеров. В начале XIX в. было решено превратить офицерский приют в женское учебное заведение, ибо выяснилось, что "образование девиц столь же полезно, как и образование мужчин". Императрица Мария Федоровна приобрела инвалидный дом, подарила его новому училищу и сама составила проект "заведения для малолетних благородных девиц". Новое учебное заведение назвали Училищем ордена святой Екатерины и открыли его 10 февраля 1803 г.

Перестраивал старые салтыковские палаты архитектор Джованни Батиста (или, как его называли в Москве - Иван Дементьевич) Жилярди: с 1804 по 1808 г. с обеих сторон здания делались пристройки. После 1812 г. решили училище расширить, прикупили у тайной советницы Прасковьи Мятлевой большой участок "с растущим в нем лесом, с прудами и находящеюся в них рыбою" и стали переделывать главный дом по проекту сына Ивана Жилярди Доменико (или Дементия) с участием А. Г. Григорьева. Здание, законченное в 1819 г., приобрело новые черты, свойственные несколько суровому стилю ампир: в центре торжественный портик с десятью дорическими колоннами и красивым фризом, более сдержанная декоративная обработка. В 1827 - 1830 гг. пристроили боковые корпуса. Интерьеры были заново отделаны - славились два больших торжественных зала в этом здании и церковь, внутреннее убранство которой было перенесено из Пречистенского дворца, выстроенного для Екатерины II архитектором М. Ф. Казаковым.

Но на площади доминирует не этот шедевр русской архитектуры, а совсем другое здание, выстроенное в виде... пятиконечной звезды, да еще и так, что форму его можно увидеть разве что с самолета. Это произведение архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева, построенное в 1934 - 1940 гг. с благословения знатока искусств Ворошилова для армейского театра. В программе конкурса было записано основное требование: "В архитектуре театра отразить Красную Армию".

И "отразили". Как писали авторы проекта, они "хотели передать идейную целеустремленность нашей Красной Армии". Очевидно, с этой целью в проекте намеревались поставить наверху здания огромную фигуру красноармейца с винтовкой и со звездой из самоцветов, на пилонах по углам театра водрузить скульптурные группы, долженствовавшие изобразить все роды войск: "пехоту, авиацию, кавалерию, моточасти". Можно себе вообразить нависающие над посетителем театра моточасти с кавалерией... Над входом же проектировалась "скульптурная группа, символизирующая единение трудящихся". Но и без этих символов театр, оконченный в 1940 г., получился неудобным, залы с плохой акустикой, фасады его, обращенные в противоположную от площади сторону, угрюмы и скучны. Как писал восторженный критик в журнале "Архитектура СССР", здание театра "целиком принадлежит эпохе социализма, создавшей новую армию - стража свободного социалистического труда, стража мира". Поучительный пример подчинения искусства идеологии...

Екатерининская площадь за советское время приобрела какой-то милитаристский характер: кроме военного театра - рядом военный музей, у Самотечного бульвара - памятник полководцу Суворову (скульптор О. К. Комов, архитектор В. А. Нестеров), на самом бульваре - бюсты дважды героев Советского Союза летчика В. И. Попкова и маршала Ф. И. Толбухина, а Екатерининское училище стало армейским клубом, перед которым стоит бюст военачальника М. В. Фрунзе. В 1925 г. вышло такое постановление РВС (то есть Революционного Военного Совета, председателем которого был К. Е. Ворошилов): "Увековечить память тов. Фрунзе Михаила Васильевича постройкой в Москве Центрального Дома Красной Армии имени товарища Фрунзе Михаила Васильевича". Со временем решили, что на постройку нового здания тратиться не стоит. а можно приспособить здание Екатерининского института. и с 1928 г. здесь обосновался Дом Красной армии, ставший мощным пропагандистским военным центром.

В советское время, когда увлекались наглядной агитацией, на здании училище поставили доску с такими словами: "Я вижу всюду заговор богачей, ищущих своей собственной выгоды под именем и предлогом блага". Она, как и многие десятки подобных ей по всему городу, уже в 30-е гг. куда-то подевалась.

Теперь мы покинем площадь и пойдем на Новую Божедомку, которая с 1940 г. называется улицей Достоевского. На ней совсем рядом стоят два замечательных архитектурных памятника. Справа, под N 2 - здание Мариинской больницы, названной по имени своей основательницы императрицы Марии Федоровны, занявшейся благотворительностью после насильственной смерти мужа, императора Павла 1. В 1802 г. она решила употребить часть доходов воспитательных домов, достигших к тому времени громадной суммы, 28 миллионов рублей, для устройства благотворительных заведений в Петербурге и Москве.

На окраине города у ямщиков Переяславской слободы приобрели участок земли и на нем в 1804 г. заложили здание больницы по проекту архитектора И. Жилярди. Законченное здание было освящено 1 июля 1806 г.

Любопытно отметить, что в Петербурге на Литейном проспекте находится очень похожее на московскую Мариинскую больницу строение. Это тоже больница и тоже Мариинская, здание которой было выстроено по проекту архитектора Д. Кваренги в 1803 - 1805 гг. Возможно, что Жилярди просто повторил проект именитого петербургского зодчего.

После кончины императрицы Марии Федоровны московской больнице официально присвоили наименование Мариинской и на фронтоне сделали надпись из ярких вызолоченных букв. В 1806 г. при ее мужском отделении освятили церковь Петра и Павла, в 1807 г. при женском отделении - храм во имя иконы Тихвинской Божьей Матери; несколько позднее - в 1807 - 1813 гг. - были построены северный и южный флигели. В середине XIX в. больница стала расширяться: архитектор М. Д. Быковский пристроил симметричные крылья и примерно тогда же флигели надстроили третьим этажом. Во дворе больницы на пожертвования купца Н. В. Лепешкина в 1856 - 1857 гг. выстроили церковь в память Успения Анны Праведной.

Мариинская больница оказывала бесплатную помощь "всякого состояния, пола и возраста и всякой нации бедным и неимущим людям". Как писала сама Мария Федоровна, "бедность есть первое право" на принятие в больницу.

Мариинская больница для бедных служила примером для подражания, ибо постановка дела была образцовой. В 1870-х гг. при ней основали Мариинское благотворительное общество, которое заботилось о выходящих из больницы - одевало их и приискивало им работу. Здесь же открыли бесплатную школу, устроили приют для неизлечимых больных и училище для фельдшериц. В больнице использовались последние достижения техники: в 1875 г. к каждой кровати провели электрический звонок. "Пуговки звонков, - говорилось в описании больницы, - находятся на стенах около каждой кровати, и от них проведены снурки к больному, так что больному не нужно даже подниматься на постели для того, чтобы позвать прислугу".

В 1821 г. в Мариинскую больницу "на вакансию лекаря при отделении для приходящих больных женского пола" был определен Михаил Андреевич Достоевский. Ему дали казенную квартиру в правом флигеле. В этой квартире 30 октября того же года в семье Достоевских родился второй ребенок, названный Федором. В 1823 г. семья переехала в другую квартиру, находившуюся в левом флигеле, где Достоевские жили до 1837 г. По словам Андрея Михайловича Достоевского, младшего брата писателя, "отец наш, уже семейный человек, имевший в то время 4-5 человек детей, пользуясь штаб-офицерским чином, занимал квартиру, состоящую собственно из двух чистых комнат, кроме передней и кухни... Впоследствии, уже в 30-х годах, когда семейство родителей еще увеличилось, была прибавлена к этой квартире еще одна комната с тремя окнами на задний двор...". В этой квартире прошло детство и юность Федора Михайловича, в ней в возрасте тридцати шести лет умерла от туберкулеза его мать. После ее кончины все переменилось, братья Михаил и Федор уехали учиться в Петербург, а ушедший в отставку отец покинул казенную квартиру.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По землям московских сел и слобод"

Книги похожие на "По землям московских сел и слобод" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Романюк Константинович

Романюк Константинович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод"

Отзывы читателей о книге "По землям московских сел и слобод", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.