Эдуард Иванян - История США
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История США"
Описание и краткое содержание "История США" читать бесплатно онлайн.
Эдуард Александрович Иванян - доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Института США и Канады РАН, главный редактор журнала «США и Канада: экономика, политика и культура».
Впервые в отечественной учебной литературе прослежены основные закономерности и выявлены особенности исторического развития американского государства, начиная с появления первых людей в Северной Америке до начала XXI в. Подробно анализируются этапы становления американского общества, процессы модернизации его экономических, социальных и политических структур. Включены материалы о видных политических и общественных деятелях США. Дается подробная характеристика внешней политики США, рассматриваются проблемы американской культуры и др.
Пособие написано на основе анализа обширной отечественной и зарубежной научной литературы, с учетом последних теоретико-методологических исследований, современных подходов к изучению новой и новейшей истории зарубежных стран. Использован широкий круг источников: официальные документы, мемуарная литература, публикации в периодических изданиях, статистические материалы. Особое внимание уделяется законодательным актам.
Для студентов исторических факультетов университетов, педагогических вузов и институтов иностранных языков, где изучается курс истории зарубежных стран, а также для учащихся колледжей, лицеев и гимназий гуманитарного профиля в качестве учебного пособия по страноведению.
Позиция, занятая правительством Гардинга, излагалась в заключительной фразе заявления: «Если будут предприняты фундаментальные изменения, обеспечивающие неприкосновенность жизни и собственности, и будут обеспечены благоприятные условия для поддержания торговли, правительство будет счастливо получить заверения в том, что изменения такого характера будут осуществлены. Однако до того, пока такие заверения не будут получены американским правительством, оно не будет в состоянии найти необходимую основу для изучения вопроса о развитии торговли».[195]
В 1921 г. в связи с обострением экономических проблем Советского государства М. Горький (по инициативе В. И. Ленина) обратился с письмом к директору Американской администрации помощи Г. Гуверу с просьбой оказать помощь голодающему населению Поволжья. В своем обращении к Конгрессу США от 6 декабря 1921 г. президент Гардинг следующим образом отреагировал на это обращение: «Америка не может оставаться глухой к такому обращению. Мы не признаем правительство России и не потерпим пропаганды, исходящей оттуда, но мы не забываем традиций русской дружбы. Мы можем забыть на время все наши внешнеполитические соображения и фундаментальные расхождения в формах правления. Главным является призыв страждущих и гибнущих». В 1921–1923 гг. более половины объема американского экспорта в Советскую Россию составляла благотворительная помощь.
В августе 1921 г. по распоряжению президента Государственный департамент США стал выдавать иностранные паспорта американцам, изъявляющим желание посетить Советскую Россию в частном порядке. Однако всех выезжающих туда лиц предупреждали, что американское государство не может гарантировать им безопасность. После окончания Гражданской войны в Советской России и вывода иностранных войск с ее территории наметился рост интереса американских предпринимателей к развитию торгово-экономических отношений с Россией, хотя этот интерес проявлялся в основном мелким и средним бизнесом страны. Принципиально негативное отношение к установлению дипломатических отношений между СССР и США сохранялось на протяжении всех лет пребывания у власти администраций Гардинга и Кулиджа. Вместе с тем в эти годы началось заметное оживление торгово-экономических отношений между СССР и США. Американский экспорт в СССР составлял в денежном выражении в 1927 г. — ок. 65 млн долл., в 1928 г. — 74, в 1929 г. — 85, в 1930 г. — 114,4 млн долл., а российский экспорт в США соответственно — 12,8, 14, 22,5 и 24,4 млн долл. К концу 1931 г. кредиты, полученные советским правительством от американских промышленников (80 %) и банкиров (20 %), превратились в важный источник краткосрочного финансирования советской экономики.
Общий объем американского экспорта в СССР составлял в 1923 г. 7,6 млн долл., в 1924 г. — 42,1, а в 1925 г. уже достигал 68,9 млн долл., т. е. суммы, превышающей объем импорта из других стран — торговых партнеров СССР. Аналогичный рост отмечался и в российском экспорте в США, который увеличился с 1,6 млн долл. в 1923 г. до 8,16 млн долл. в 1924 г. и до 13,1 млн долл. в 1925 г. Торговля с США составляла в стоимостном выражении ок. 1/3 всего объема внешней торговли СССР. В 1925–1926 гг. объем американского экспорта в СССР заметно сократился в первую очередь по причине того, что европейские страны открыли долгосрочный кредит советским торговым организациям. Тем не менее к концу 1927 г. по объему экспорта в СССР США уступали лишь Германии, хотя условия предоставления американского кредита были по-прежнему весьма жесткими. За период 1921–1930 гг. иностранные предприниматели подали более 2600 заявок на концессии в СССР, но в абсолютном большинстве случаев эти заявки не были удовлетворены советским правительством по причинам политического или практического характера. На март 1929 г. в СССР из 68 иностранных концессий восемь были предоставлены гражданам США.
Необычно тесные даже для США начала XX в. связи президента с промышленно-финансовым капиталом страны стали сказываться на решениях администрации. Спустя два месяца после принесения президентской присяги Гардинг подписал указ о передаче контроля над нефтяными резервами военно-морского флота из ведения Министерства военно-морского флота в ведение Министерства внутренних дел, возглавляемого его близким другом. Вскоре все права на их эксплуатацию были переуступлены крупным нефтепромышленникам Э. Догени и Г. Синклеру. Они профинансировали предвыборную кампанию республиканцев и выплатили крупную взятку лично министру за умелое осуществление этой операции, рассчитывая на получение в результате эксплуатации этих нефтяных месторождений не менее 100 млн долл. Вслед за нефтяным скандалом, известным в американской истории как Типотдоумский скандал (Teapot Dome Scandal), последовали разоблачения мошеннических сделок и фактов взяточничества в других правительственных структурах с участием близких к президенту лиц. Конец четырехлетнего военного и короткого послевоенного бума привел к снижению жизненного уровня миллионов американцев, росту безработицы, заметному сокращению товарной продукции, производимой американскими фермерами. Недовольство значительной массы городского населения страны «сухим законом» и экономические проблемы привели к потере республиканцами значительного числа мест в обеих палатах конгресса на выборах 1922 г. и снижению популярности президента в стране. Коррупция в правительстве Гардинга достигла небывалых масштабов. Но прежде чем началась волна скандальных разоблачений и американцы начали задавать себе вопрос, какую роль во всех этих неблаговидных делах играл сам президент, Гардинг скоропостижно скончался. Причина его внезапной смерти так и осталась окончательно не установленной до настоящего времени.
Первая администрация К. Кулиджа
Перед вице-президентом Кэлвином Кулиджем стояла сложная задача избавиться от наиболее крупных взяточников и мошенников из числа сподвижников покойного президента. Пообещав американцам сохранение статус-кво, новый президент уточнил, что под этим обещанием вовсе не имеется в виду проявление прежнего, терпимого отношения к коррупции. Но с правительственных постов были уволены лишь несколько человек, дальнейшее пребывание которых на государственной службе могло скомпрометировать нового хозяина Белого дома. Ку-лиджу предстояло также в кратчайшие сроки предпринять меры, которые способствовали бы повышению пошатнувшегося авторитета Республиканской партии, — до очередных президентских выборов оставалось немногим больше года.
Принятый в 1924 г. очередной Закон об иммиграции в еще большей степени ограничил численность иммигрантов из Южной и Восточной Европы и полностью запретил иммиграцию из Японии. Необходимость принятия этого закона обосновывалась тем, что неограниченный въезд иммигрантов снижал уровень жизни американских рабочих и умножал число бедняков, безработных и преступников. Поддержав в том же году Закон о доходах (Revenue Act), снизивший налогообложение наиболее состоятельных слоев населения, Кулидж облегчил прохождение через конгресс в 1926 г. аналогичного закона, практически освободившего от выплаты налогов крупный частный капитал.[196]
Внешняя политика Кулиджа сохраняла преемственность консервативной и изоляционистской внешней политики прежней администрации. Подобно своему предшественнику, он категорически отрицал необходимость вступления США в Лигу Наций. Была сохранена преемственность и в вопросе дипломатического признания СССР. В декабре 1923 г. Кулидж уполномочил госсекретаря Ч. Юза заявить, что США не намерены признавать Советскую Россию до тех пор, пока большевики не выплатят компенсации за конфискованную в результате революции американскую собственность и пока не прекратят подрывной коммунистической пропаганды. Отсутствие дипломатических отношений между СССР и США не явилось, однако, препятствием для развития достаточно активных торгово-экономических связей между советскими государственными торговыми организациями и представителями американского частного капитала, особенно в тех случаях, когда последние имели основание рассчитывать на получение крупных дивидендов (А. Гарриман, А. Хаммер, В. Вандерлип и др.).
Вторая администрация К. Кулиджа
В преддверии очередных президентских выборов республиканский съезд одобрил политическую платформу партии, основными пунктами которой стали установление более низких налогов на доходы состоятельных слоев населения и введение более высоких таможенных тарифов. Вопрос борьбы с коррупцией был затронут в общих выражениях. Однако в тексте платформы подчеркивалось, что коррупция присуща не только Республиканской партии, и содержались требования наказания лиц, виновных в злоупотреблениях.
Основной соперник республиканцев — Демократическая партия утвердила платформу, включавшую требование создания государственного торгового флота, проведения переговоров между ведущими странами мира по вопросам разоружения, предоставления независимости Филиппинам и проведения общенационального референдума по вопросу о вступлении США в Лигу Наций. В работе съезда приняли участие куклуксклановцы из местных отделений партии в западных и южных штатах, которые воспрепятствовали включению в текст платформы осуждение Ку-клукс-клана и его расистской политики.[197]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История США"
Книги похожие на "История США" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Иванян - История США"
Отзывы читателей о книге "История США", комментарии и мнения людей о произведении.




















