» » » » Эмиль Дюркгейм - Социология. Ее предмет, метод и назначение


Авторские права

Эмиль Дюркгейм - Социология. Ее предмет, метод и назначение

Здесь можно скачать бесплатно "Эмиль Дюркгейм - Социология. Ее предмет, метод и назначение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Канон, год 1995. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эмиль Дюркгейм - Социология. Ее предмет, метод и назначение
Рейтинг:
Название:
Социология. Ее предмет, метод и назначение
Издательство:
Канон
Год:
1995
ISBN:
5-88373-037-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология. Ее предмет, метод и назначение"

Описание и краткое содержание "Социология. Ее предмет, метод и назначение" читать бесплатно онлайн.



В данный том вошли работы, которые представляют взгляды основателя Французской социологической школы Э. Дюркгейма (1858–1917) на содержание социологического знания, его место в науках о человеке и роль в обществе. Первую часть книги составляет один из шедевров мировой социологической классики — «Метод социологии», во второй части публикуются небольшие работы автора, созданные им в разные годы.

http://fb2.traumlibrary.net






119

У нас нет намерения высказываться здесь относительно того, какими в будущем станут взаимоотношения социологии и истории; мы убеждены, что они постоянно будут становиться все более тесными, и настанет день, когда историческое мышление и социологическое мышление будут различаться лишь оттенками. В самом деле, социолог может приступать к своим сравнениям и индукциям только при условии основательного и непосредственного знания отдельных фактов, на которые они опираются, такого же знания, как у историка; а с другой стороны, конкретная реальность, которую непосредственно изучает историк, может проясняться результатами социологических индукций. Если же в предыдущем изложении мы показываем различие между историей и социологией, то не для того, чтобы вырыть непреодолимую пропасть между этими двумя дисциплинами, тогда как они, наоборот, призваны становиться все более близкими друг другу; мы это делаем только для того, чтобы как можно точнее охарактеризовать собственно социологическую точку зрения.

120

Не нужно смешивать мораль (la morale) и нравственность (la moralite). Нравственность равнозначна способу, которым применяется мораль. Тот же самый вопрос можно поставить относительно религии.

121

Он утверждает, что экономические явления имеют цену (einen Preis, einen Markt preis), а не внутреннюю ценность (einen inneren Werth). См. издание Hartenstein, т. VII, с. 270–271 и 614.

122

Durkheim E. La science sociale et l'action. P., 1970. P. 115, 118.

123

Ibid. P. 119.

124

Отсюда каламбур ученика и последователя Дюркгейма Селестена Бутле: «Дюркгеймизм — это также кантизм, пересмотренный и дополненный контизмом» (L'Oeuvre sociologique de Durkheim. Europe, 1930. Т. 23. P. 283).

125

По словам Дюркгейма, «при умелом применении теория Спенсера очень плодотворна» (DurkheimE. La science sociale et l'action. P. 93).

126

Ibid. P. 250.

127

Ibid. P. 251.

128

Ibid. P. 234–235.

129

Ibid. P. 233.

130

В рус. пер.: Социальная жизнь животных. СПб., 1882.

131

Durkheim E. La science sociale et l'action. P. 97.

132

Durkheim E. Le probleme religieux et la dualite de la nature humaine // Bulletin de la Societe Francaise de Philosophic. XIII. Mars 1913; Durkheim E. Dualisme de la nature humaine et ses conditions sociales // La science sociale et l'action.

133

Lukes S. Emile Durkheim. His Life and Work. A Historical and Critical Study. Harmondsworth, 1977. P. 20–21.

134

Ср.: «…Хотя эти законы никогда не могут противоречить законам индивидуального сознания, однако они отнюдь не содержатся… в последних, совершенно так же, как и законы обмена веществ, например, в организмах не содержатся в общих законах сродства тел» (Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912. С. 14). Такой тип рассуждения весьма характерен и для Дюркгейма.

135

Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько онтологический, сколько методологический смысл: он доказывает, главным образом, что социальные факты необходимо изучать как вещи. Это обстоятельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма. Впоследствии этот тезис вызывал особенно активное отрицание в экзистенциалистских и феноменологических теориях. Положение об «антивещном» характере человеческого бытия стало для некоторых из них отправным пунктом. Ж.-П. Сартр в своей феноменологической онтологии характерной чертой человеческого существования («бытия-для-себя») провозгласил его противоположность вещному бытию («бытию-в-себе»): соответственно подход к человеческой реальности как к вещам трактовался им как ее искажение (см.: Sartre J.-P. L'Etre et le Neant. P., 1943). Французский феноменолог Ж. Моннеро подверг критике идеи Дюркгейма в книге с характерным анти-социологистским заглавием: «Социальные факты — не вещи» (MonnerotJ. Les fails sociaux ne sont pas des choses. P., 1946).

136

Durkheim E., Fauconnet P. Sociologie et sciences sociales // Revue philoso-phique. 1903. Mai. T. 55. P. 465.

137

Дюркгейм писал своему ученику и последователю Жоржу Дави: «Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути» (цит. по: Davy G. In Memoriam: Emile Durkheim. L'Annee sociologique, 3e ser., 1957. P. IX).

138

См.: Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974. С. 54–101.

139

Durkheim E. Sociologie et philosophic. P., 1924. P. 47.

140

См., например: Cuvillier A. Manual de sociologie. P., 1958. Т. 1. P. 33–38; De Azevedo Т., de Souza Sampaio N., Machado Neto A. L. Atualidade de Durkheim. Salvador, 1959. P. 60–61; Aimard G. Durkheim et la science economique. P., 1962. P. 229–236.

141

Durkheim E. Sociologie et philosophic. P. 100–110.

142

В 1911 г. на Международном философском конгрессе в Болонье он сделал доклад, озаглавленный «Ценностные и „реальные“ суждения». См.: Durkheim E. Sociologie et philosophic. P. 117–142. См. русский перевод: Социол. исслед., 1991, № 2.

143

Halbwachs M. Les causes du suicide. P., 1930.

144

Подробнее об этом см.: Гофман А. Б. Социологические концепции Марселя Мосса // Концепции зарубежной этнологии: Критич. этюды. М., 1976.

145

См.: Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл. I.

146

Там же, предисловие ко второму изданию.

147

См.: Durkheim Е. Sociologie et sciences sociales // De la methode dans les sciences. P., 1909.

148

Lukes S. Op. cit. P. 158.

149

Comte A. Cours de philosophic positive. P., 1908. T. 4. P. 315.

150

Теннис впоследствии отверг эту интерпретацию как неадекватную, однако, учитывая, что не один Дюркгейм давал подобное истолкование, основания для него, по-видимому, были.

151

Понятие «органического» при этом несло с собой двойную положительную ассоциацию: оно ассоциировалось, с одной стороны, с «органическими» периодами в социальном развитии у Сен-Симона, противостоящими «критическим» периодам; с другой — с популярными в то время биоорганическими аналогиями.

152

Lukes S. Op. cit. P. 165.

153

Эта проблема до конца жизни волновала Дюркгейма не только как ученого, но и как гражданина. «Прежние боги стареют или умирают, а новые не родились», — писал он в 1912 г. (Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912. P. 610–611).

154

См.: Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социол. исслед. 1992, №№ 3, 4.

155

См.: Бугле С. Эгалитаризм: (Идея равенства). Одесса, 1905; BougieС. Essais sur le regime des castes. P., 1908; Fauconnet P. La Responsabilite P., 1920; Mauss M. Essai sur le don // Mauss M. Sociologie et anthropologie. P., 1950.

156

Дюркгейм указывает и на четвертый тип самоубийства — фаталистский, который должен служить симметричным антиподом анемического самоубийства, но не рассматривает его вследствие его незначительной распространенности.

157

Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912.

158

Это была его вторая попытка подобного рода. Первая была предпринята в опубликованной ранее совместно с учеником Дюркгейма Марселем Моссом большой статье «О некоторых первобытных формах классификации». L'Annee sociologique, vol. 6 (1901–1902). P., 1903.

159

Durkheim E. Les formes elementaires. P. 65.

160

Durkheim E. Sociologie et philosophic. P. 75.

161

Социология сегодня. М., 1965. С. 147.

162

Durkheim E. Introduction a la morale // Revue phihosophique. 1920. Т. 89. P. 96.

163

Giddens A. Duikheim. Hassocks, 1978. P. 106.

164

См.: Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. Самоубийство. СПб., 1912. (Последнее издание воспроизведено с некоторыми сокращениями в 1994 г. московским издательством «Мысль».)

Помимо указанных, в дореволюционной России были опубликованы следующие работы Дюркгейма: Социология и социальные науки. — Метод в науках. СПб., 1911. Социология и теория познания. — Новые идеи в социологии. СПб., 1914, № 2. Кто хотел войны? (В соавт. с Э. Дени). Пг., 1915. Германия выше всего. Идеология немцев и война. М., 1917.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология. Ее предмет, метод и назначение"

Книги похожие на "Социология. Ее предмет, метод и назначение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эмиль Дюркгейм - Социология. Ее предмет, метод и назначение"

Отзывы читателей о книге "Социология. Ее предмет, метод и назначение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.