Неизвестен Автор - Путеводитель Ленинград
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путеводитель Ленинград"
Описание и краткое содержание "Путеводитель Ленинград" читать бесплатно онлайн.
В саду, окружающем Никольский собор, в 1908 г. установлен гранитный обелиск, увенчанный фигурой орла (арх. Я. И. Филотей, ск. А. Л. Обер), памятник героям броненосца "Император Александр III", погибшим в Цусимском сражении 14 мая 1905 г.
В этом саду погребены борцы революции Г. И. Астахов, П. М. Войтик, К. Я. Круштейн, В. С. Мясников и другие. В память о коммунарах, отдавших свою жизнь за дело революции, площадь получила в 1923 г. существующее название. В 1977 г. на месте захо
Набережные канала Грибоедова
149
ронения открыт памятник-невысокая гранитная стенка с наклонной плитой (арх. В. А. Гаврилов, Н. Н. Федорова).
Вдоль северной границы пл. Коммунаров проходит пр. Римского-Корсакова (быв. Екатерингофский). Обширный участок на проспекте (д. 37-41) в 1796-1799 гг. принадлежал зодчему В. И. Баженову. В д. 37 в 1820 г. на квартире И. А. Долгорукова часто собирались декабристы. Впоследствии домом владела семья Н. Л. Бенуа - видного архитектора, родоначальника художественной династии. Здесь жили его сыновья: зодчий Леонтий Бенуа, акварелист и архитектор Альберт Бенуа, художник и искусствовед Александр Бенуа, а также родственники - скульптор Е. А. Лансере, живописец и график Е. Е. Лансере.
На углу проспекта и Крюкова канала высится массивное здание с фигурами атлантов у входа (No 41/14, 1912- 1914 гг., арх. С. О. Овсянников). В д. 43/11 на другом берегу канала в 1818 г. юный А. С. Пушкин читал у В. А. Жуковского отрывки из поэмы "Руслан и Людмила". В 1865- 1868 гг. в этом же доме жил М. П. Мусоргский, работавший над операми "Саламбо" и "Женитьба".
Пересечение Крюкова канала с каналом Грибоедова - один из самых живописных уголков Ленинграда. Из трех мостов, расположенных здесь, наиболее интересен Пикалов мост через канал Грибоедова, сооруженный в 1783-1785 гг. Над его речными устоями установлены гранитные обелиски с фонарями. Такая композиция характерна для мостов в нижнем течении канала.
В квартале между набе
режной и пр. Римского-Корсакова, 22, находились казармы Гвардейского флотского экипажа. Служившие в нем декабристы в день восстания подняли все подразделения войск, которые во главе с Н. А. Бестужевым вышли 14 декабря 1825 г. на Сенатскую пл.
17 декабря 1918 г. в здании экипажа выступал В. В. Маяковский. Он впервые читал написанный ко встрече с революционными моряками "Левый марш".
В западном направлении этот участок канала замыкается зданием бывшей церкви эстонского православного братства, построенной в 1903- 1905 гг. по проекту арх. А. А. Полещука в "русском стиле". Компактное пятиглавие, венчающее основной объем, воспринимается с дальних расстояний. В этом здании, обращенном фасадами к набережной, Лермонтовскому пр. и пр. Римского-Корсакова, 24, ныне размещается комбинат живописно-оформительского искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР.
Далее правобережная сторона канала Грибоедова сливается с пр. Римского-Корсакова. Застройка здесь несколько отступает от берега, что придает набережной более просторный вид. На левой стороне высится ряд многоэтажных домов в стиле модерн. Они возведены по проектам арх. П. Н. Батуева (д. 144, 1909г. ), Н. И. Монахова (д. 146, 1909г. ) и И. А. Претро (д. 150, 1914 г., и д. 158, 1911-1912 гг. ).
По пр. Маклина, названному в 1918 г. в честь руководителя английского рабочего движения Джона Маклина, через канал ведет Аларчин мост,
150
Центральные районы
построенный в 1783-1785 гг. Ниже по течению переброшен оригинальный пешеходный Коломенский мост, первым в Ленинграде выполненный из алюминия (1969 г. ).
Дом 162 па набережной построен арх. М. Я. Климентовым на месте здания, разрушенного в годы блокады. В д. 166 - быв. особняке (1894 г., арх. О. Л. Игнатович) - находится Интерклуб моряков.
Перспектива канала завершается высокой пожарной каланчой бывшего съезжего дома Коломенской части (1840-е гг., арх. Р. А. Желязевич), Главный фасад монументального сооружения, напоминающего старинные итальянские ратуши, обращен к пл. Репина, д. 1. В этом здании в 1917 г. работал Петроградский комитет Социалистического Союза рабочей молодежи.
Название площади напоминает о том, что на ней, в доме 3/135 с 1882 по 1895 г. жил выдающийся русский художник И. Е. Репин. В мансарде - окнами на канал - находилась его мастерская. В эти годы создавались такие значительные картины, как "Крестный ход в Курской губернии", "Не ждали", "Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", У Репина бывали художники И. И, Шишкин и А. И. Куинджи, В. А. Серов и М. А. Врубель, писатели Н. С. Лесков, В. М. Гаршин и другие.
Трехпролетный Мало-Калинкин мост с гранитными обелисками-фонарями (1783 г., инж. И. Н. Борисов) отмечает устье канала. Отсюда хорошо видно нижнее течение Фонтанки и уже ощутимо дыхание взморья.
Садовая улица
Одна из главных дуговых магистралей центра города, Садовая ул. протянулась почти на 5 км от ул. Халтурина до пл. Репина. Улица проходит между каналом Грибоедова и р. Фонтанкой, следуя их очертаниям. Она начинается у самой Невы в окружении садовых массивов, затем, на пересечении с Невским пр., вступает в торговую зону. Плотная застройка основной части магистрали прерывается пространствами площадей и "островками" зелени. На всем протяжении Садовая ул. является важной транспортной артерией.
Формировалась улица постепенно. Первоначально она проходила только от Невского пр. до Апраксина пер. Здесь находились усадьбы с садами и огородами. Этим и объясняется название улицы, возникшее в конце 1730-х гг. В те же годы по проекту П. М. Еропкина ее продолжили в юго-западном направлении. На трассе улицы были созданы две большие прямоугольные площади
(ныне пл. Мира и Тургенева). В середине XVIII в. улицу несколько продлили к северу от Невского пр., а в 1820-х гг. по проекту К. И. Росси провели дальше в сторону Невы, вдоль Инженерного замка и Марсова поля.
В начале пути Садовая ул., словно подтверждая свое название, пролегает по территории единого грандиозного садово-паркового ансамбля. Справа виден торжественный партер Марсова поля с группой монументальных зданий в глубине, слева, за Лебяжьей канавкой, - густая зелень Летнего сада. Живописные пейзажи открываются вверх и вниз по течению Мойки, пересекающей улицу. На южном берегу реки, по сторонам Садовой ул., простираются Михайловский сад и ансамбль Инженерного (первоначально-Михайловского) замка. Высокий золоченый шпиль над зданием замка является главным вертикальным акцентом панорамы. Здесь улица делает первый изгиб, поэтому шпиль оказывается в перспек
152
Центральные районы
тиве и второго ее прямого участка, проходящего отсюда до Невского пр.
Михайловский сад с его извилистыми аллеями под раскидистыми кронами деревьев привлекает уютом и тишиной. Он занимает часть территории Третьего Летнего сада, который был устроен в первой четверти XVIII в. В 1825 г., когда завершалось строительство Михайловского дворца, сад был превращен в пейзажный по проекту арх. К. И. Росси, А. А. Менеласа и садового мастера Д. Буша. Сюда выходит северный фасад дворца (ныне здание Русского музея) с центральной 12-ко-лонной лоджией и боковыми портиками. В саду вблизи Садовой ул. вырыли два пруда с чугунным мостиком над протокой между ними (один из прудов впоследствии засыпан), а на берегу Мойки построили гранитную пристань и павильон с воздушной сквозной колоннадой и полуротондой. Автор этих сооружений - также К. И. Росси.
Столетие спустя рядом с павильоном появилась оригинальная символическая композиция - "Дерево свободы". Она выполнена из векового дуба ск. А. П. Соловьевым. В 1959 г. в саду установлен памятник выдающемуся русскому скульптору Ф. И. Шубину (ск. В. А. Синайский, арх. С. Б. Сперанский).
В восточной части быв. Третьего Летнего сада в 1741- 1745 гг. арх. Ф. -Б. Растрелли был сооружен деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны. В 1797-1800 гг. на его месте воздвигли для Павла I новую резиденцию Михайловский замок (Садовая ул., д. 2), названный в честь Михаила-архангела, которого им
ператор считал своим покровителем.
Ансамбль Михайловского замка - один из самых выдающихся в истории петербургского зодчества - осуществил арх. В. Бренна. Несколько суровый и загадочный облик замка проникнут духом архитектурной романтики. Здание заметно отличается от современных ему классицистических сооружений. Некоторые его особенности и детали выдают воздействие архитектуры итальянского ренессанса и французского классицизма, а также готики.
Каждый фасад здания решен по-своему. В сторону Садовой ул. выступает объем дворцовой церкви. Она увенчана типично петербургским шпилем, у подножия которого установлены "готические" фиалы. К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры. Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже. Парадный въезд ведет во внутренний восьмиугольный двор. Во фронтоне, венчающем южный фасад, помещен многофигурный барельеф "История заносит на свои скрижали славу России" работы ск. П. Стаджи.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путеводитель Ленинград"
Книги похожие на "Путеводитель Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Путеводитель Ленинград"
Отзывы читателей о книге "Путеводитель Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.