Эрик Берн - Психика в действии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психика в действии"
Описание и краткое содержание "Психика в действии" читать бесплатно онлайн.
Для широкого круга заинтересованных читателей — полное издание на русском языке часто цитируемой работы знаменитого учёного.
В файле отсутствуют страницы 40–41.
Поскольку индивид спит, он не может двигаться и реально удовлетворить свои желания. Он может мысленно представлять их удовлетворенными. Поскольку Эго, способное сверять зрительные образы с действительностью, отстранено от дел, индивид способен поверить в реальность своих видений, и они удовлетворяют его на этот момент так же, как если бы происходили в действительности. Сексуальное сновидение может доставить спящему такое же удовлетворение, как половые сношения наяву. Когда Эго бодрствует, оно предпочитает, чтобы удовлетворение было подлинным. Когда же оно спит, разум может довольствоваться и мнимым удовлетворением.
Чтобы лучше разобраться в сказанном, обратимся к двум кажущимся исключениям. Во-первых, иногда человек во сне все-таки двигается. Анализируя случаи сомнамбулизма, мы обнаруживаем, что это всегда связано со сновидениями индивида и что хождение во сне являет собой попытку удовлетворения проявляющегося во сне желания. Хороший пример тому — ночные похождения бршисского карлика, которые всегда приводили его в спальню «родителей». В то время его главным желанием было разлучить «родителей», и снохождение было своеобразной попыткой добиться этого. Вторым кажущимся исключением является то, что иногда и бодрствующий индивид верит в свои фантазии.
Это происходит при некоторых психических расстройствах. Мы уже приводили в пример алкоголика, который верил в реальность своих ужасных мортидозных галлюцинаций. Это означает, что одной из форм воздействия алкоголя на психику является приостановление деятельности Эго, связанной с проверкой соответствия образов действительности, так что фантазии кажутся реальными. Такие явления называют галлюцинациями.
Каков эффект сновидений (или какова их «цель»)? Сновидение является попыткой не дать постыдной или ужасающей природе желаний Ид разбудить его. Сновидение, таким образом, охраняет сон.
Когда Эго спит, вытесняющая сила ослабевает, и напряжения Ид находят отдушину. Как мы знаем, Ид неведома жалость и мораль. Если бы человек мог почувствовать на себе всю силу внутренних напряжений, как бы это отразилось на нем? У него могло бы сразу же возникнуть желание проснуться и начать убивать и насиловать окружающих вне зависимости от того, насколько близки ему эти люди; Ид в чистом виде не верит в моральные ограничения и полумеры, как мы часто наблюдаем это в действиях преступников, когда Ид полностью выходит из-под контроля и совершаются леденящие кровь деяния. Но так уж устроено, что спящему нет нужды просыпаться и удовлетворять свои желания наяву, потому что он вполне довольствуется их воображаемым удовлетворением. Его галлюцинации (то есть сны) для него настолько реальны, что действие оказывается ненужным, ион может удовлетворять Ид,% пока спит.
Но даже во сне, если бы индивиду стали известны истинные цели и объекты его Ид, негодующее Супер-эго сразу бы его разбудило. Искажения в сновидениях обманывают Суперэго, так что у него нет повода для возмущений, и человек продолжает спокойно спать. И здесь кажущееся исключение помогает лучше разобраться в ситуации. Когда напряжения Ид столь сильны, что угрожают проявиться в откровенном виде вопреки Суперэго и той ослабленной силе вытеснения, что сохраняется и во сне, Эго наполовину пробуждается, и между Эго и Ид начинается страшная борьба, призванная не допустить открытого проявления Ид. Если Эго не может победить в этой борьбе, раздается сигнал тревоги, и спящий просыпается в холодном поту, с колотящимся сердцем, потрясенный тем, что ему едва удалось избежать знакомства лицом к лицу с истинной силой и беспощадностью собственных напряжений. Ночной кошмар — это сновидение, которому не удалась попытка сберечь сон. Если индивид чувствует или знает по опыту, насколько опасно для него ослабить во сне силу подавления Ид, он предпочитает пролежать всю ночь без сна, чем подвергнуться риску узнать истинную личину своих бессознательных желаний. Бессонница часто вызывается именно такой боязнью уснуть. Иногда этот страх осознан, но обычно он заключен в бессознательном, и подверженный страху человек, не догадываясь об истинной причине своей бессонницы, находит ей всевозможные объяснения, такие как беспокойство, шум и т. д., обычно удовлетворяющие и его самого, и его близких.
Сновидения служат не только для того, чтобы не дать спящему проснуться от напряжений собственного Ид, но охраняют сон также и от внешних воздействий. Знакомый пример такого рода — человек, спящий, несмотря на трезвонящий будильник. Если бы спящее Эго правильно истолковало этот звук, ему пришлось бы проснуться, вылезти из-под теплого одеяла, поставить ноги на холодный пол и тащиться на работу через зябкую утреннюю мглу. Перенося звук будильника в рамки сновидения, он обманывает Суперэго и Эго, чтобы они позволили ему спать дальше и избежать этой неприятной процедуры. При этом Ид, всегда готовое ухватиться за любую возможность получить удовлетворение, использует звук будильника для облегчения некоторых своих напряжений. Например, Ид может перенести спящего в счастливые дни его раннего детства, когда ему не нужно было сдерживать тягу к удовлетворению своих желаний и отсрочивать их исполнение и когда жизнь была такой беззаботной. Человеку может сниться, что он слышит звон колоколов. Фактически он говорит себе: «Какой прекрасный звук я слышу! Это же церковные колокола Олимпии. Как приятно знать, что я вернулся туда, чтобы заново пережить свое беззаботное детство!»
Разобравшись в реакции индивида на подобный сон, можно обнаружить, что перезвон колоколов Олимпии напоминает ему о давно умершей матери. Таким образом, сновидение удовлетворяет сразу три желания. Во-первых, желание спать дальше: поскольку сновидение заставляет верить, что он слышит колокольный звон, а не будильник, то нет причины вставать. Во-вторых, желание снова быть ребенком: если он слышит родные колокола, значит, он снова ребенок, потому что именно так они звучали в его детстве. В-третьих, желание, чтобы мать оставалась жива: в те дни, когда он слышал эти колокола, она была с ним, и раз он слышит их снова, значит, и мать где-то рядом.
Однако мошенничество, которым индивид занимается, водя за нос Суперэго с присущим ему чувством Долга и Эго, не желающее, чтобы его уволили с работы, постепенно изобличается, и человек вдруг пробуждается, внезапно осознав, что если он не поторопится, то опоздает на работу. Он неохотно расстается с теплым миром сновидений и окунается в холодную реальность.
Часто говорят, что сновидения «вызываются» внешними стимулами. Это не так. Правда в том, что Ид использует внешние стимулы как удобный материал, который оно оплетает своими желаниями. В своем самовыражении Ид идет путем наименьшего сопротивления, используя наиболее доступные каналы. Это можно назвать законом Ид. Он применим не только к сновидениям, но и к невротическим реакциям. Таким образом, мы получаем исполняющие желания сновидения, основанные на несварении желудка, но не «вызываемые» им, и исполняющие желания неврозы, основанные на старых телесных травмах, но не «вызываемые» ими. Например, боль в животе может быть использована Ид для построения сновидения со сценарием анального удовлетворения. Поскольку сама мысль об анальном соитии способна привести Супер-эго взрослого человека в ужас, может возникнуть уже описанный выше конфликт, и сон превращается в кошмар.
Сновидение в этих условиях пытается не только удовлетворить анальные желания, но и желание продолжать грезить несмотря на боль и вызываемое ею усиление напряжения Ид. Использованием боли в качестве основы исполняющего желания сновидения достигается тот же успокаивающий эффект, как в случае с будильником. Если бы звонок будильника был воспринят правильно, спящий проснулся бы, и точно так же он проснулся бы, если бы боль осознавалась как боль. Но если мотив физического страдания вплетается в канву сновидения и используется, например, как часть приятной галлюцинации, где женщина, похожая на мать индивида, гладит его живот, как это делала его мать, он может сладко спать невзирая на боль. Если мысль о таком массаже оскорбляет целомудрие взрослого Суперэго, сновидение превращается в кошмар и не достигает своей цели, поскольку спящий все равно просыпается. Рассмотрим пример такого кошмара.
Однажды, после особенно обильного ужина, Уэнделлу Мелеагру приснилось, что огромная безобразная женщина с блестящим предметом в руке, напоминающим массажный резиновый валик, гонится за ним. Он проснулся в холодном поту.
Мистер Мелеагр обратился к психиатру с жалобами на симптомы, появившиеся после смерти его дяди: слабость, сердцебиения, бессонница, ночные кошмары, преувеличенные страхи, депрессия, неспособность сосредоточиться и импотенция. Всю жизнь он страдал неуверенностью в себе и запорами; облегчение этих бедствий приходило лишь в массажных кабинетах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психика в действии"
Книги похожие на "Психика в действии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрик Берн - Психика в действии"
Отзывы читателей о книге "Психика в действии", комментарии и мнения людей о произведении.