С. Рансимэн - Великая Церковь в пленении
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Великая Церковь в пленении"
Описание и краткое содержание "Великая Церковь в пленении" читать бесплатно онлайн.
Классический труд известного английского ученого Стивена Рансимэна (1903–2000) по истории Православной Греческой церкви, касающийся как древней истории, богословия и внутренней организации Византийской церкви (первая часть книги), так и преимущественно положения Константинопольского патриархата («Великой Церкви») после падения Константинополя в 1453 г. до греческого восстания в 1821 г. По мнению автора, сохранить свой дух греческий народ смог только благодаря духовной силе — Православной Церкви. В этой связи С. Рансимэн исследует интереснейший феномен перехода от Средневековья к Новому времени, а именно превращение наднациональной Вселенской церкви Византии в национальную Греческую церковь, каким стал Константинопольский патриархат к началу XIX в. под влиянием светского фанариотского элемента и греческого национализма. В книге также не остается без внимания обычно замалчивающаяся в трудах греческих историков тема подавления фанариотским духовенством просвещения и самосознания у славянских народов Балканского полуострова. Особое место уделено непростым отношениям Константинопольского патриархата и Русской церкви.
На русском языке издается впервые.
Для всех интересующихся историческими путями Православия.
См.: Charanis P. The Strife among the Palaeologi and the Ottoman Turks, 1370–1402//Byzantion. XVI (1942–1943). P. 304 ff.
107
См.: Petit L. Arsene Antoninus et Arsenites//Dicrionnaire de Theologie catholique. Т. I. Pars II. Col. 1991–1994; Ostrogorsky G. History of the Byzantine State. P. 411, 433.
108
См.: Geanakoplos D. J. Emperor Michael Palaeologus and the West. P. 275— 294.
109
См.: Ostrogorsky G. Op. cit. S. 432–433.
110
Ibid. S. 459–461; Tafrali О. Thessalonique au quatrieme siecle. P. 23–24; Sevcenko I. Nicolas Cabasilas s «Anti‑Zealot» Discourse: A Reinterpretation// Dumbarton Oaks Papers. XI (1957). P. 81 if.
111
Laurent V. Les Droits de l Empereur en matiere ecclesiastique//Revue des Etudes Byzantines. XIII (1955). P. 1–20.
112
См. об этом выше.
113
Laurent V. Ibid; Silvester Syropoulos. Memoirs/Transl. and ed. R. Creyg‑hton. P. 1–2.
114
См. ниже: Кн. I, гл. 4.
115
См. ниже: Кн. I, гл. 4.
116
См. ниже: Кн. II, гл. 8.
117
Brehier L. Le Monde Byzantin. Vol. II. P. 456–460.
118
Georgius Phrantzes. Chronicon/Ed. I. Bekker, С. S. Η. Β. edition. P. 205 ff.
119
Hill G. A History of Cyprus. Т. III. P. 1041 ff.
120
Obolensky D. Byzantium, Kiev and Moscow: a study in ecclesiastical relations//Dumbarton Oaks Papers. XI (1957). P. 21–78.
121
См. выше, гл. 3.
122
См.: Pierlings. J. La Russie et le Saint‑Siege. Vol. I. P. 56–59; SchдderH. Moskau das dritte Rom. S. 22; Obolensky D. Loc. cit.
123
См. выше. гл. 2.
124
См.: RuncimanS. The Byzantine «Protectorate» in the Holy Land//Byzan‑tion. XVIII (1948). P. 207–215.
125
Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 472–473; Wдchter A. Der Verfall des Griechentums in Meinasien im XIV‑ten Jahrhundert. S. 9–59 (здесь дается информация о различных кафедрах).
126
Wдchter A. Op. cit. S. 60—65.
127
О соперничестве между Римом и восточными патриархатами см. выше, гл. 2.0 дальнейших спорах между Римом и Константинополем см.·. Runciman S. The Eastern Schism. P. 1–27.
128
Ibid. Р. 49–51.
129
Ibid. Р. 124–144.
130
Применительно к вечности (лат).
131
См.: GillJ. The Council of Florence. P. 12–15; Genakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 84–87; Runciman S. The Fall of Constantinople. P. 6–9, 16–21.
132
Глава сената (лат.).
133
John of Damascus. Orationes//PG. Т. XCIV. Col. 1296 ff; Theodore Stu‑dites. Epistolae. I, 28//PG. T. XCIX. Col. 1001. Теория пентархии была сформулирована в начале VII в. преп. Максимом Исповедником: Disputatio cum Pyrrho//PG. Т. XCI. Col. 352.
134
См.: Jenkins R. Byzantium: The Imperial Centuries. P. 105 ff.
135
Gibbon Ε. Decline and Fall of the Roman Empire/Ed. J. B. Bury. Т. VI. P. 368. О споре по вопросу Filioque во времена Фотия см.: Dvornik F. The Pho‑tian Schism. P. 117 ff. (он стремится умалить значение разногласий); Gavin F. Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox Thought. P. 129 ff.
136
Общую характеристику различий см.: Evdokimov Р. L Orthodoxie. Р. 249–252; Gill J. Op. cit. P. 266, 277, 280–281.
137
О раннем этапе истории Filioque см.: Palmieri A. Filioque//Dictionnaire de theologie catholique. Vol. V, II. Col. 2309–2317.
138
Basil. De Spiritu Sancto//PG. Т. XXXII. Col. 136; Gregory Nazianzene. Sanctum Baptisma//PG. Т. XXXVI. Col. 417.
139
Хороший обзор православного взгляда дается в кн.: Sherrard P. The Greek East and the Latin West. P. 61–72. Различие в терминах при переводе отмечалось Феофилактом Болгарским: De iis in quibus Latini Accusantur// PG. T. CXXVI. Col. 228–229; здесь ошибки латинян объясняются бедностью латинской философской терминологии. Проблема вновь возникла на Флорентийском соборе. См.: Gill J. Op. cit. P. 191–193.
140
Gregory Nazianzene. Theologica quinta: De spiritu sancto//PG. Т. XXXVI. Col. 141.
141
Regnon T. Etudes de Theologie positive sur la Sainte Trinite. Vol. I. P. 433 (Цит. no: Lossky V. The Mystical Theology of the Eastern Church. P. 64).
142
Irinaeus. Contra Haereses//PG. Т. VII. Col. 975; Athanasius. De Sen‑tentia Dionysii//Ibid. Т. XXV. Col. 505 (цитирует св. Дионисия Александрийского); Gregory Nazianzene. Oratio XX//Ibid. Т. XXXV. Col. 1073; Supremum Vale//Ibid. Т. XXXVI. Col. 476; Theophilact of Bulgaria. Vita dementis// Ibid. Т. CXXVI. Col. 1209.
143
John of Damascus. Loc. cit.
144
Theophylact of Bulgaria. Enarratio in loannis Evangelium//PG. Т. CXXIII. Col. 1224.
145
JugieM. Op. cit. Т. I. P. 418–421; Setton К. Μ. The Byzantine background to the Italian Renaissance//Proceedings of the American Philosophical Society. C, 1 (1956). P. 36–37.
146
Hefele С. J. Histoire des Conciles (trans. Η. Leclercq). Vol. VI, I. P. 153 ff.; Geanakoplos. Emperor Michael Palaeologus and the West. P. 263 ff.
147
JugieM. Op. cit. Т. I. P. 418–421; Setton К. Μ. The Byzantine background to the Italian Renaissance//Proceedings of the American Philosophical Society. C, 1 (1956). P. 36–37.
148
JugieM. Op. cit. P. 429–431.
149
Ibid. Р. 421–423.
150
Setton К. М. Op. cit. Р. 53–55.
151
О паламизме см. ниже.
152
Setton К. М. Op. cit. Р. 57; Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota. P. 441–450.
153
Setton К. М. Op. cit. Р. 28 ff; Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 90–92.
154
Dцlger F. Regesten der Kaiserurkunden des ostrцmischen Reiches. Bd. V. S. 42–43.
155
Halicki 0. Un Empereur de Byzance д Rome. P. 335 ff.
156
Georgius Phrantzes. Chronicon/Ed. I. Bekker. С. S. Η. Β. edition. P. 178.
157
Gill J. Op. cit. P. 17–30, 46 ff.
158
Ibid. Р. 85 ff.
159
Решенный вопрос (φρ.).
160
Полную оценку собора см.: Gill J. Op. ci. P. 115 ff. См. также: Geanakop‑los D. J. Byzantine East and Latin West. P. 88–109; Zonas G. Περί την"Αλωσιν της Κωνσταντινουπόλεως. Σ. 9—70.
161
Syropoulos. Op. cit. P. 284. Вероятно, делегаты–миряне не были обязаны подписывать унию, но только сделать заявления в ее поддержку, и Пли–фону удалось как‑то избежать такого заявления. Грузинский епископ покинул Флоренцию перед концом собора, чтобы не подписывать договор об унии.
162
Gill J. Op. cit. P. 349 ff.; Runciman S. Fall of Constantinople. P. 18–21, 62–64, 68–72.
163
См.: Gill J. Op. cit. P. 375–376. Там справедливо дается оценка позиции Нотария. Его знаменитая реплика сообщается Дукой (Historia Turco‑Byzanti‑na/Ed. V. Grecu. P. 329).
164
О Кавасиле см.: Tatakis В. La Phylosophie Byzantine. P. 277—281.
165
См.: Meyendorff J. A Study of Gregory Palamas/Transl. G. Lawrence. P. 28–30, 129–132.
166
Philopatris/C. S. Η. B. edition. P. 337 ff.; Cecaumenus. Strategicon/Ed. B. Vassilievsky and V. Jernstedt. P. 46, 75.
167
О Пселле см.: Tatakis В. Op. cit. P. 161 ff. Об Итале см.: Ibid. P. 210–216, а также: Buckler A. Anna Comnena. P. 319–324.
168
Тривиум — учебный цикл из трех словесных наук: грамматики, диалектики и риторики; квадривиум — учебный цикл из четырех математических наук: арифметики, музыки, геометрии и астрономии {Прим. Пер.).
169
Johannes Mavropus. Poemata//PG. Т. СХХ. Col. 1156.
170
Fuchs F. Die Hцheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. S. 56 ff; BrehierL. Op. cit. Vol. III. P. 482–484.
171
Guilland R. Essai sur Nicephore Gregoras. P. 13—15. Георгий Схоларий открыл частную школу около 1420 г. Она также была закрыта, потому что он стал верховным судьей. См.: Fuchs F. Op. cit. S. 70—71.
172
Fuchs F. Op. cit. S. 70–75.
173
О школе Плифона см.: Tatakis В. Op. cit. P. 281–291.
174
См.: Meyendorff J. A Study of Gregory Palamas. P. 129–132.
175
Tatakis B. Op. cit. P. 249–256.
176
См. ниже, следующую главу.
177
См. выше, гл. 4.
178
Jugie Μ. Theologia Dogmatica Christianorum Orientalium ab Ecclesia Catholica Dissidentium. Vol. I. P. 451–454.
179
Ibid. P. 459–469; Tatakis B. Op. cit. P. 298.
180
Jugie M. Op. cit. Vol. I. P. 483–486; Tatakis B. Op. cit. P. 299–301.0 Виссарионе см.: Mцhler L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann.
181
См. выше, гл. 4 и ниже в этой же главе.
182
См.: Runciman S. Byzantine and Hellene in the Fourteenth century// Τόμος Κωνσταντίνου Αρμενοπούλου.
183
См. выше, гл. 3.
184
Georgius Scholarius Gennadius. Contre les Juifs//(Euvres Completes. Vol. III. P. 252.
185
См. выше, гл. 4; также Masai F. Plethon et le Platonisme de Mistra, passim·, Anastos Μ. V. Pletho's Calendar and Liturgy//Dumbarton Oaks Papers. IV (1948). P. 183 ϊϊ; Tatakis В. Op. cit. P. 281–294.
186
См.: Plethon. Traite des Lois / Ed. C. Alexandre. App. XIX. P. 412–421.
187
Tatakis В. Op. cit. Р. 295–297.
188
См. ниже: Кн. II, гл. 6.
189
Подробнее о восточном взгляде на мистику см.: Lossky V. Mystical Theology of the Eastern Church. P. 7—22; Sherrard P. The Greek East and Latin West. P. 31–34.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великая Церковь в пленении"
Книги похожие на "Великая Церковь в пленении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Рансимэн - Великая Церковь в пленении"
Отзывы читателей о книге "Великая Церковь в пленении", комментарии и мнения людей о произведении.