Евфимий Зигабен - Толковая Псалтирь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Псалтирь"
Описание и краткое содержание "Толковая Псалтирь" читать бесплатно онлайн.
*) И Златоуст: Величайшая неправда—преступать закон, защищающей и непозволяющий, чтобы ближние обижали ближнего и запрещающий зло, быть неблагодарным, против доставляющего столько благ.
19. И не отступи вспять сердце наше, и уклонил ecu стези наша от пути Твоего. Сердце, говорит, наше и воля наша не обратились назад, то есть, к злым делам и грехам, не смотря на то, что с нами случилось столько бедствий *). Все это говорят самые богобоязненные из народа, каковы были Маккавеи и другие, при всех своих бедствиях, хранившие заповеди Божии. Словами сими они извиняются и оправдываются пред Богом и за всех других братьев своих и единоплеменных, чтобы побудить и их самих к мужеству и великодушию. Ты однако ж, Господи, говорят они, совратил стопы наши с пути, ведущего в храм Твой, так что мы несчастные не можем более ходить в него, потому что одни из нас взяты в плен, а другие бежали из своего отечества Иерусалима и уже не можем более совершать Богослужения по закону, как говорит Златоуст **).
*) Слова Златоуста: Как закон ведет вперед, так и беззаконие оставляет назад; и как закон повелевает ходить прямым путем, так противозаконность поставляет человека на пустынном и непроходимом пути. И Оригена: Не отступило назад сердце наше, как жены Лотовой, или возложившего руку свою на рало, или возвратившихся сердцами в Египет.
**) Симмах переводит: И совращено с пути твоего то, что спрямляет нас. А путем называет закон. Итак он говорит, что движением нашего ума Ты не позволил совратиться с Твоего пути и заповеди. Ибо отрицательное не, по мнению Никиты, должно подразумевать обоим предложениям (речениям) так: не—отступило сердце наше; и Ты—не—уклонил стезей наших, в каковых речениях выразил общее дело добродетели—как сердце наше не отстало от добра, так и Бог не устраняет от правоты произволяющего, но еще и подкрепляет. Если же не брать означенное отрицание за общее, то мысль будет такая: Мы сохранили все, но Ты уклонил стези наши от пути Твоего, то есть, Ты устранил нас от храма Твоего. Ибо путем называется и храм, как руководствующий в богослужении. Согласно с Божественным Кириллом можешь понимать это: Ты уклонил стези наши от пути твоего, и так: Не покорившись Христовым словам Израиль вместе с сим потерял возможность быть счастливым и чрез законное служение. Ибо законная тень прекратилась. О Иеруеалиме негде сказал и чрез одного из пророков: вот Я загражду путь к нему тернами, и застрою пути, и стези к нему не найдут (Ос.2, 6). Так соборище иудейекое вовсе не узнало стезей к счастью в Боге, ибо не узнало Христа, указывающего путь, по которому могли бы войти в жизнь. Фeoдopитa также: Ты окружил нас многими и различными болезненными обстоятельствами, которые могли бы даже совратить нас с пути: и предал нас в рабство нечестивым, поступавшим с нами жестоко и подвергавшим нас смертоносным казням, ибо тению смертною он назвал опасности смертные.
20. Яко смирил ecu нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная. Ты, говорит, привел нас в бедственное состояние на месте злострадания, иначе —бегства и плена; и скорбь, имеющая подобие смерти, по своей чрезмерной горечи, налегла на нас. Ибо естественным образом тень имеет сходство с своим первообразом, который ее от себя бросает, и которого она служит очерком.
21. Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздехом руки наша к Богу чуждему.
22. Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца. Если, говорит, мы забыли имя Божие, или Бога, назвавшего так пространнее, и если мы простерли руки наши в молитвах ложному чужому богу, если говорю, мы это сделали; то не взыщет ли и не осудит ли Бог за таковые нечестивые дела? Без сомнения осудит за оные, потому что Он знает и тайные глубины сердца и Он свидетель того; мыслим ли мы о подобном *).
*) Слова Феодорита: Надобно заметить, что слова сии указывают на два рода лиц, ибо сказав: Бог не взыщет ли за сие? ибо Он ведает тайны сердечные, он прибавил, что за Тебя нас умерщвляют всякий день. А сей замен местоимением содержит и еврейский текст и поместили все прочие толковники. Добродетель сию показали Маккавеи, сообщники Маттафия и семь отроков с матерью и священником Елеазаром; они не преклонились ни ласкательствами, ни наказаниями, но истинное богопочтение сохранили ненарушимым. И это, говорит, Ты, Владыка, знаешь. Ибо Тебе не только известны деда, но и самые движения сердца.
23. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день; вменихомся яко овцы заколения. По произволении, говорит, мы умираем за Тебя, Господи, ежедневно, поелику имея возможность согласиться в нечестии с идолопоклонниками и проводить жизнь в покое, мы этого не делаем, но как говорит Златоуст, из любви к Тебе и ради имени Твоего, мы подвергаемся всем бедствиям и без смущения мы готовы на понесете заклания за веру и закон Твой, на подобие овец ведомых, и с готовностью без смущения и сопротивления идущих на заколение *).
*) Другой некто (быть может Никита) говорит: Ты знаешь, говорит, и самые помышления, при которых каждый день нас умерщвляют за благочестие. Ибо кто решился в произволении при всяком искушении принять за истину смерть, тот в возможности умер. Это и Апостол говорит. Ибо как при частых и непрерывных бывших гонениях и угрожавших ему смертью искушениях, он, по случаю всякого такового искушения, готовился твердо подвизаться до смерти; то и справедливо говорит, что он умирал ежедневно. Мученики суть овцы закалаемые, во первых потому, что они приносятся в жертву Богу, во 2-х потому, что с кротостью, спокойно и не издавая голоса, вступают в мученические подвиги, не негодуя на страдания и не убегая оных, что свойственно овцам, когда их закалают. Потому-то и Павел принимая сии слова в послании к Римлянам в отношении к страждущим за Христа (Рим. 8, 36).
24. Востани, вскую спиши, Господи? воскресни, и не отрини до конца. Встань, говорит, Господи, для произведения защиты и подания нам помощи. Для чего Ты покоен и представляешься спящим при чрезмерном и многовременном Твоем долготерпении? Ибо спящий покоен. Встань на помощь нам, и не оставляй нас совершенно и навсегда беспомощными, хотя Ты отчасти и на время оставляешь нас. Слова приличные только человеку, так как Писание, что мы говорили неоднократно, изображает Бога обыкновенно человеческими действиями, потому что иначе немощь и грубость слушателей не в состоянии понимать Его.
25. Всекую лице Твое отвращаеши? забываеши нищету нашу и скорбь нашу? Для чего, говорит, Господи, отвращаешь от нас посещение и промысл Твой, как от недостойных? Или для чего забываешь нищету нашу, то есть, злострадание и скорбь, испытываемые нами? Ибо нищете свойственны злострадание и скорбь. Ты забываешь их, поелику не мыслишь о них нисколько *).
*) По словам Дионисия Ареопагита: Скромно так называемый сон Божии есть удаление и несообщимость Его с теми, о которых Он промышлял, а восстание есть доброе промышление Его о наказании или спасении. Итак, когда мы дремаем, говорит Никита, и действуем лениво, тогда Бог представляется спящим: признавая нас недостойными доброго посещения Его; а когда, почувствовав иногда вред от сна, мы скажем: встань, для чего спишь, Господи: то тогда не воздремлет и не уснет хранящий Израиля. Другие как бы отвращают очи Божии гнусными и недостойными очей Божиих делами, но после, раскаявшись, говорят: для чего отвращаешь лице Твое? Есть еще и такие, которые выброшены из памяти Божией и как бы производят в ней забвение об них, таковые говорят: Ты забываешь нищету нашу. Слова Феодорита: Сном называет долготерпение, а восстанием—движение к наказанию. Златоуста: Сном здесь называет бездействие, восстанием—воздаяние, а лицем—заступление, промысл, попечение.
26. Яко смирися в персть дута наша, прилепе земли утроба наша. Душа, говорит, наша, то есть мы, названные так пространнее, пали в прах, и чрево наше прилепилось к земли, потому что мы, как рабы и пленники, спим на земле и что поникли всегда к земли от тяжести скорбей. В высшем смысле смиряется в прах и в землю тот, кто прилепился к земному и кто, как говорит Божественный Златоуст, сквернится любодействами и плотским сладострастием *).
*) Слова Оригена: Посему мы просим прощения немощи нашей, что душа наша смирилась в прах. Или, поелику мы чрез страсти оземленились, то посему мы сделались пресмыкающимися по земле; сверх того и чрево наше прилепилось к земле, потому что мы ничем небесным не питаемся, но на подобие змея пожираем землю, где чрево означает душевную память, в которой слагаются все уроки (в изд. Своде).
27. Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради Твоего. Встань, говорит, Господи, на помощь нам; потому что оставляя нас, терпящих столько зол, без помощи, Ты представляешься сидящим или спящим; избавь нас не за наши добродетели, которые недостойны столь великой милости, но для того, чтобы имя Твое было страшно и славимо всеми, и чтобы не злословилось оно у идолопоклонников *).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Псалтирь"
Книги похожие на "Толковая Псалтирь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евфимий Зигабен - Толковая Псалтирь"
Отзывы читателей о книге "Толковая Псалтирь", комментарии и мнения людей о произведении.