» » » » Геннадий Ананьев - Бельский: Опричник


Авторские права

Геннадий Ананьев - Бельский: Опричник

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Ананьев - Бельский: Опричник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Астрель, АСТ, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Ананьев - Бельский: Опричник
Рейтинг:
Название:
Бельский: Опричник
Издательство:
Астрель, АСТ
Год:
2003
ISBN:
5-17-018460-3, 5-271-06232-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бельский: Опричник"

Описание и краткое содержание "Бельский: Опричник" читать бесплатно онлайн.



О жизни одного из ближайших сподвижников даря Ивана Грозного, видного государственного деятеля XVI–XVII вв. Б. Я. Бельского рассказывает новый роман писателя-историка Г. Ананьева.






«Но я с большим желанием встал бы за тебя, Богдан Яковлевич. Ты вполне достоин править державою», — такими строчками заканчивал он письмо.

Не стал писать ответное письмо атаману Кореле, позвал лишь казака и попросил его:

— Передай атаману: никакого совета дать не могу, пусть поступает, как подскажет ум и совесть. А насчет меня так скажи: возможно, наступит такое время, когда я позову его. И уж наверняка не обижу. Не плюну в лицо.

Богдан, как воевода, получал вести от Разрядного приказа о всех событиях, которые вновь подняли на дыбы страну; не забывал о нем и тайный дьяк, время от времени присылавший отписки; аккуратен был и кравчий Тимофей, специально оставленный в Москве; приходили вести и от князя Шаховского, в которых он хвалился своими успехами, приписывая их не только себе, а более атаману Болотникову — Бельский, таким образом, хорошо знал и о том, что происходило в Кремле, и о кровавых битвах, приближавшихся к Москве. И вдруг — исповедь Ляпунова. Крик души. И понял из нее Богдан одно: либо на арену вышел Самозванец, либо Дмитрий Иванович изменился до неузнаваемости. Он полностью положился на поляков и наемников немцев и пренебрегает русскими верными слугами.

В конце исповеди Ляпунов извещал, что решил бить челом царю Василию Шуйскому, уповая на его милость. Если же суждена смерть, стало быть, так угодно Всевышнему. Честная смерть — краше жизни в бесчестии.

Смятение настало в душе воеводы. Ему хотелось бы узнать, по какой причине Захарий Ляпунов оставляет стан князя Шаховского и бежит в Москву, не боясь даже кары от князя Шуйского. Но тут Ляпунов напустил столько туману, что сквозь него не протиснуться. Более того, он после этого письма вовсе перестал слать Бельскому вести, хотя из отписок тайного дьяка воевода узнал, что Шуйский простил Ляпунову измену и послал воеводою в Рязань.

Кое-что прояснилось лишь спустя несколько месяцев. После того, как рать Шаховского-Болотникова была разбита, Болотникова коварно утопили, хотя Василий Шуйский обещал ему жизнь, а князя Шаховского заточили, но не надолго. Вскоре сторонники Дмитрия Ивановича вновь стали брать верх и освободили князя Шаховского. Вот тогда он прислал Богдану Бельскому письмо, которое удивило его и своим многословием, и, главное, содержанием. Похоже, князь был в ужасе и отчаянии.

«Что было до моего заточения и что увидел я после освобождения не поддается никакому описанию…»

С горечью князь Шаховской писал, что сами русские терзают страну более, чем поляки и наемники: русские — проводники, наставники и хранители ляхов; первыми они бросаются в сечу, последними из нее выходят, ляхи же смеются над безумным междоусобьем, сами стараются не лезть в гущу сечи. Россияне выводили ляшскую рать глухими болотами в тылы войска Василия Шуйского, затем первыми бросались в бой, когда же наступало время дележа добычи, ляхи без всякого стеснения забирали себе все, и никто из русских ратников и воевод не смел сказать противное слово — все вели себя, как рабы ляхов захватчиков. Позор невероятный!

Из пленных ляхи забирают себе лучших отроков и дев, отдавая их на выкуп, затем вновь отнимая, и тут не встречают никакого противодействия со стороны русских ратников. И самое мерзкое, как писал князь Шаховской, ляхи раздевали донага святых инокинь, позорили их, лишая чести, и их тоже никто не сдерживал, а иные русские даже присоединялись к ляхам и вместе с ними творили изуверство, без каких-либо последствий за гнусное любострастие. Напротив, предавали смерти твердых в добродетели, пытавшихся пристыдить развратников.

Полностью отрекался князь Шаховской в своем письме от того, за кого сражался, не жалея живота своего, за которого был окован и едва избежал казни; и что вызывало полное недоумение Богдана, князь не называл того, кто выдавал себя за спасенного Дмитрия Ивановича, ни царем, ни лжецарем. Он только утверждал, что такой единодержец, который не противодействует безобразию захватчиков-ляхов и потакает полному нравственному падению, Руси не нужен. Он умолял:

«Прибудь в мой стан, и ты станешь знаменем возрождения гибнущей отчизны. За тобой пойдет вся добропорядочная Русь, мы победим, и тебя благодарный народ изберет своим царем».

Заманчиво до сердечной истомы. Если, однако же, не поддаваться искушению, а поразмыслить, тогда становится более видным великий риск и, по раскладу сил, непреодолимый. Открыто поднять знамя борьбы за трон можно лишь после того, как не станет Дмитрия Ивановича, подлинного или мнимого, не столь важно, если есть те, кто верит в божественный промысел, спасший законного царя. Противостоять ему — безумство. Примером может служить князь Василий Шуйский, дерзким шагом забравший престол. Он так и остался в душе народной всего только князем, к тому же переступившим закон и нравственные нормы. Подавляющее большинство русских не признают в нем царя. Еще трудней придется Бельскому добиться признания народного, если он заявит о претензии на престол. Ко всему прочему, его обвинят в клятвоотступничестве (он же целовал крест Дмитрию Ивановичу, клялся люду московскому, что он действительно сын Грозного и призвал народ присягать ему без сомнения), да еще великим грешником, отступившим от духовного завещания царя Ивана. Опекун поднимает руку на опекаемого, видано ли такое?!

А поддержка атамана Корелы и князя Шаховского еще не гарантия единодушной поддержки рати, дворянства и особенно боярства.

Вот если бы князь Мстиславский предложил ему главенство и в борьбе с Василием Шуйским, и с Дмитрием Ивановичем, да еще Прокопий Ляпунов, вот тогда можно было бы и рискнуть. Но и Мстиславский, и Ляпунов помалкивали.

Ответил Шаховскому так:

«И мое сердце стонет от творящегося с Русью, но я не могу нарушить клятвы, подкрепленной крестоцелованием, не могу отступить от духовной Грозного. Я приму предложенное тобой, когда не станет Дмитрия Ивановича, явного или мнимого».

Если князь Шаховской не лишен сообразительности, то поймет, что ему нужно сделать.

События меж тем развивались стремительно и не совсем так, как хотелось бы Бельскому. Царь Василий Шуйский предпринял весьма разумный шаг, решив попытаться присоединить к борьбе с поляками Швецию, объединившись с ней в военный союз. Предложил царю это юный князь Михаил Скопин-Шуйский, едва вышедший из отроческого возраста, его царь и отправил главой делегации. Многие думские бояре были этим весьма обижены, ибо имели больше местнических прав ехать послами в Швецию, но Василий Шуйский твердо стоял на своем, разглядев, возможно, в князе Михаиле нужные для столь важного дела качества. И выбор оказался вполне удачным — князь Михаил сумел не только убедить шведов совместно противостоять полякам, но и объединившись со шведской ратью, прошел победным шагом по всему северо-западу Руси, а затем принялся готовить войско для решительного сражения, сосредотачивая его в Александровской слободе.

Но собирая силы, князь Михаил не сидел сложа руки, он разгромил все заслоны на дорогах, ведущих в Москву, взял их под свою защиту, обеспечив тем самым бесперебойную доставку в стольный град продовольствия — дороговизна пошла резко на убыль, миновала и угроза голода. Скопина-Шуйского стали славить как спасителя, а более смелые возглашали, что Руси нужен именно такой царь, молодой да ранний, разумный и храбрый.

Даже в Казани не сходило с уст многих имя князя Михаила Скопина-Шуйского — спасителя Руси. Пошел даже слух, что мир и покой Руси, по предсказанию волхвов, наступит с венчанием на царство Михаила.

Это весьма озадачивало оружничего, а тут еще тайный дьяк с очередной отпиской. Он вроде бы ночевал в душе у Богдана и знал, о чем нужно сообщать. Так вот, он писал, что слава князя Михаила не по нраву Василию Шуйскому. И хотя царь честит юного героя-воеводу, но всем известно его ревнивое отношение к князю Михаилу, его зависть. Опасаются серьезно, что царь Василий может поступить с ним коварно, пригласив в Москву на Думу, где намечается обсуждать подготовку к предстоящему решающему сражению.

Следом за тайным дьяком подал свой голос Ляпунов и тоже царапнул по больному месту. Давно молчал и не нашел ничего лучшего, как пригласить в стан князя Михаила.

Вот так: уже под руку малолетнему князю. Смелое, если не сказать наглое предложение. Выходит, ему, великому оружничему, в жилах которого течет кровь Даниловичей, способствовать торжеству Шуйских, торжеству князя Михаила, который может стать родоначальником новой династии?! Ради ли этого городил он огород столь долго и столь упорно?! Нет и нет!

И если отписка тайного дьяка породила лишь мысль действовать более решительно, а не исподволь, как до этого, то предложенное Ляпуновым окончательно убедило в необходимости основательно позаботиться о себе и одним ударом убить двух зайцев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бельский: Опричник"

Книги похожие на "Бельский: Опричник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Ананьев

Геннадий Ананьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Ананьев - Бельский: Опричник"

Отзывы читателей о книге "Бельский: Опричник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.