Николай Князев - Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны"
Описание и краткое содержание "Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны" читать бесплатно онлайн.
Впервые в России публикуются мемуары двух белых офицеров, воевавших в гражданскую войну в России и Монголии под командованием барона Р.Ф. фон Сарыл-гун-хурэа:
Н.Н. Князев. Легендарный барон;
М.Г. Торновский. События в Монголии-Халхе в 1920–1921 годах: военно-исторический очерк (воспоминания).
Книга первого из них была опубликована в Харбине в 1942 г. и почти неизвестна, а мемуары второго публикуются впервые. Оба автора живым и ярким языком описывают события, очевидцами которых были. Их воспоминания контрастируют с некоторыми домыслами, существующими вокруг жизни и деятельности барона Унгерна. Вводится в оборот ряд фотографий, имеющих отношение к данной теме. — Книга адресована гуманитариям, в первую очередь историкам, востоковедам, этнографам, политологам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей.
С.Л.Кузьмин (сост.)
Но, чтобы не оставлять человечество без божественной помощи, Будда оставил после себя божественных заместителей — бодхисатв, кои пребывают в мире духов, воплощаются в человека при рождении и через воплощение живут среди людей, как воплощенные боги.
Позднее, в начале первых веков христианской веры, учение Будды в одной из монгольских общин выкристаллизировалось в “ламаизм”, сущность коего: простому смертному при тяжелой трудовой жизни нет ни времени, ни возможности отдаться выполнению основных заповедей Будды, а, следовательно, они не достигнут нирваны. На помощь им пришли ламы, кои за себя и за своих близких взяли бремя молитв, постов и совершение добрых дел. Отсюда установился порядок в ламаистских семьях отдавать на служение Небу старшего или одного из сыновей, зачисляя его в орден лам, дабы он за себя и всю семью выполнял заповеди Будды, чтобы все достигли нирваны.
Из Индии в Тибет ламаизм проник через монаха Цзонхаву[44] — святого и основоположника святости лхасского Далай-ламы (“Океан Драгоценностей”). К учению ламаистов в Тибете примешалось много из шаманизма.
В Монголию ламаизм проник еще при Хубилай-хане (Пагба-лама), но господствующей религией стал в начале XVI в. Первый ламаитский монастырь — Эрдэни-Дзу построен был в 1586 г. Монах — летописец монастыря Эрдэни — Дзу отмечает: “Вера Будды, как солнце, просияла над Монголией. Животворные лучи его согрели души халхасцев и смирили их жестокие нравы. Люди вступили на путь добродетели…” Китайский император Канси, разбив князя Амурсану, наложил твердую руку на Монголию, но в утешение монгол покровительствовал ламаизму, как вере, убивающей в народе воинственный дух Великого Монгола.
На практике беспрерывность жизни духа бодхисатвы в людях — гэгэнах осуществляется так: как только гэгэн умирает, или тело его дряхлеет, так старейшины- ламы по книгам и своей прозорливостью отыскивают в стране, в благочестивых семьях младенца, в коего, по их убеждению, переселилась или переселится душа гэгэна.
Первым заместителем Будды на земле признается Далай-лама, вторым — Панчен-лама (Тибет) и третьим — Богдо-гэгэн Монголии в Урге. Эти три гэгэна властвуют над душами всего ламаистского мира.
Во время богослужения в храме Богдо-гэгэн сидит на престоле с тиарой на голове, украшенной драгоценными каменьями, в богатых парчовых одеждах, расшитых золотом и жемчугами. Он неподвижен, с устремленным взором к Небу и с беспристрастием на лице выслушивает мольбы людей. Одной рукой (левой) он касается свитого из конского волоса каната, обшитого красным сукном, в правой руке держит четки, перебирая их. К этому канату стремится прикоснуться каждый молящийся и, как по электрическому проводу, получает благодать от живого бога, при этом повторяя без конца: “Ом, мани падме хум”. По окончании молитвы Богдо-гэгэн простирает руки над молящимися и просящими, благословляя безмолвно их на добрые дела.
В Монголии Шабинское ведомство (Дамское) делится на три основных класса, кои, в свою очередь, делятся на много ступеней и ячеек по целям и надобностям. Шабинское ведомство свободно от всяких налогов, обязанностей и живет за счет населения, владея лучшими земельными угодьями.
Первый класс лам — дзурены (прорицатели). Путем многолетних духовных и физических упражнений, к глубокой старости достигают прозорливости. Их обязанности при Богдо-гэгэне заключаются в том, чтобы не допустить к нему недобрых и недостойных людей, предупреждать об опасности и предотвращать их. Дзурены принимают главное участие в отыскании новорожденного младенца, в которого вселилась душа умершего гэгэна.
Второй класс — да-ламы (доктора)41. Тибетско-монгольские доктора всю свою жизнь, часто весьма продолжительную, изучают медицину, не прибегая к вивисекции. Тщательно и долго наблюдают и изучают мир животных, растительность, явления природы, животный магнетизм. В конечном результате многие да-ламы достигают высокого искусства врачевания. Из наиболее искусных и верных да-лам образуется ячейка “лам отравителей”. Богдо-гэгэн при их помощи устраняет со своего пути неугодных ему людей. И ничего не спасет жертву. Появление да-ламы в том или ином месте Монголии среди народных масс наполняет ужасом сердца местных князей или гэгэнов, так как это — верный показатель, что кто-то из них переселится в лучший мир.
Третий класс — самый большой — просто ламы, из коих отсортировывают наиболее способных, выдвигая их на разного рода административные должности.
Все три класса лам Шабинского ведомства порывают связь с семьями.
Четвертый класс — ламы семейного очага. Они лет до 12–13 в ближайших монастырях изучают заповеди Будды, научаются читать, писать и считать. Затем в праздники принимают участие в общем молении, но в повседневной жизни слитно с семьей и несут все обязанности по дому.
Ламы Монголии и Тибета хранят много такого, что остается скрытым от европейцев и могущего повлиять на европейскую культуру, но ламы, как египетские жрецы, скорее умрут, чем согласятся раскрыть врученные им тайны. В области медицины тайн больше. Тех ядов, кои известны ламам и хранятся в сундуках да-лам, европейцы не знают. В конце прошлого века буддизм и близкий ему по духу даосизм (учение Лаоцзы) проник во многие европейские страны и нашел себе последователей.
Ламы Монголии, преследуя свои кастовые цели, сослужили своему народу плохую службу. Они больше чем на два века задержали прогресс. Учили всему, кроме 10 заповедей Будды, и к XX в. монголы остались в пастушеском состоянии.
Осуждая лам, нужно указать, что буддизм в чистом его основании, как религиозное учение является величайшим нравственным фундаментом для человечества и думается, что нет оснований говорить о его законе в наш материалистический век. Пройдут годы, и настанет время, когда миллионы людей будут стекаться к подножию Будды.
УргаУрга — не монгольское наименование. Монголы свою столицу именуют Да-хурэ. Слово Урга — произвольное от монгольского слово “орго” — ставка. Урга лежит географически примерно на 107° восточной долготы и 43° северной широты. Урга раскинулась на правом берегу р. Толы, притока Орхона. Она представляет собой три самостоятельных поселения на протяжении примерно 5–6 км: “Курень” (Хурэ), через 1 ‘/2—2 км на восток “Консульский поселок” и еще 1 1/2—2 км на восток “Маймачен”. Ургу опоясывают горы: на севере возвышенность Чингильту, на востоке отроги Хэнтэй, с юга Богдо-ула. Все горы, кроме Богдо-улы вблизи Урги безлесны. Богдо-ула же покрыта вся сплошь многовековыми соснами и кедрами. Лес заповедный. Ни птицу, ни деревья никто не имеет права уничтожать под страхом тяжелого наказания. Богдо-ула — строжайший заповедник.
МаймаченМаймачен — главная резиденция китайцев в Монголии. Обнесен высокой и крепкой глинобитной стеной. Улицы узки, неправильные, конечно, не мощеные. Большинство китайских резидентов внутри города укрывались в своих загороженных импанях. Словом, типичный глухой, но богатый китайский городок. Жителей — китайцев 2000, монгол примерно 1000 и европейцев несколько человек.
Консульский поселокКонсульский поселок вытянулся в одну главную улицу протяжением около километра вдоль дороги из Хурэ в Маймачен. Здесь разместились европейцы: Русское Генеральное консульство в двухэтажном доме, здесь самое большое ургинское здание — Монголор (Монгольская золотопромышленная компания), здесь консульская православная церковь, типография, почта, квартиры русских офицеров конвоя, школа монгольских драгоманов и много домов, деревянных и каменных, но маленьких — русских резидентов. Началась строиться вторая улица к северу от главной. Число жителей: русских до 250 душ и монгол не больше 100 человек, ближе к Хурэ, у переезда через речушку Сэлби.
Курень, или ХурэВ центре города лежит один из древнейших в Монголии храмов и, пожалуй, самый красивый, с золотыми главами — Майдари-хурэ. К нему прилегает Цокчин-хурэ — усыпальница Богдо-гэгэнов. Оба хурэ весьма примечательны, как древнейшее зодчество. В них живет до 2000 лам, наиболее заслуженных. Главным же храмом считается Да-хурэ. Он стоит на окраине города к северо-западу от Урги. Начал строиться в 1912 г. на деньги, которые дало Русское императорское правительство, как заем Монголии в 500000 руб., из коих Богдо-гэгэн ухлопал в постройку Хурэ до 2 млн. зол. руб. В Да-хурэ поставлена самая большая статуя (поясная) Будды. Она величиной, вероятно, метров 6–7, отлита на русских заводах из меди, и вся золоченная. В Да-хурэ размещено до 10000 Будд разной величины и значения. В Да-хурэ проживает до 20000 лам. Хурэ строилось Джэбцзундамба — хутухтой для умоления Неба о возвращении ему зрения.
В остальном, Урга не представляет из себя сколь-нибудь примечательного и похожа на большое торговое село. Пять — шесть улиц и торговая площадь — Захадыр. Лучшее здание — Китайско — монгольский банк фирмы Андерсен — Мейер, Швецовых. Дома преимущественно деревянные, одноэтажные, мало благоустроенные. Многочисленные китайские фирмы — в импанях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны"
Книги похожие на "Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Князев - Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны"
Отзывы читателей о книге "Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны", комментарии и мнения людей о произведении.