Авторские права

Ю. Александров - Москва заповедная

Здесь можно скачать бесплатно "Ю. Александров - Москва заповедная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Московская правда, год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ю. Александров - Москва заповедная
Рейтинг:
Название:
Москва заповедная
Издательство:
Московская правда
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва заповедная"

Описание и краткое содержание "Москва заповедная" читать бесплатно онлайн.



Слово «заповедный», по свидетельству толкового словаря русского языка В. Даля, означает: особенно дорогой, заветный, а потому тщательно оберегаемый, неприкосновенный. Заповедные места столицы дороги и близки сердцу москвича, а их историческая и художественная ценность непреходяща. Каждая такая улица, составляя часть живой плоти современного города, — своеобразная экспозиция, развернутая под открытым небом, в которой достопримечательности и исторические ассоциации, с ними связанные, составляют мощные полюсы притяжения туристов и любознательных москвичей. Ведь посещение мест, отмеченных памятью народной, в наши дни — настоятельная культурная потребность человека.

Заповедные места столицы раскрывают свое очарование по-разному. У каждого из них богатая история. Застройка этих зон многослойна. Она несет отпечаток многих эпох являет пример смены эстетических вкусов, подчас кричащих контрастов. Городская застройка — не мертвые камни, а безмолвные свидетели ушедших времен. Это воспоминание о «звездных часах» жизни города, крутых поворотах его биографии, творческом взлете гения и будничном труде многих поколений, оставивших нам драгоценное наследие.






История улицы отразила в общих чертах особенности социального развития всего города. Уже вскоре слобожан стала вытеснять феодальная знать и высшее духовенство: наряду с усадьбами бояр на Мясницкой появились подворья Рязанского, Псковского, Вятского и Коломенского архиереев. Улица вошла в историю Москвы, как место, где в разное время находился Английский двор — резиденция английских купцов, первый в Москве военный госпиталь, а так же учреждения, где чинили суд и расправу с помощью плетей и дыбы Тайная канцелярия (при Петре I) и Тайная экспедиция,(при, Екатерине II).

До восемнадцатого столетия застройка улицы была преимущественно деревянной. Современный ее облик начал складываться в конце прошлого века, когда древняя Мясницкая превратилась в магистраль, связывающую центр города с вокзалами. К тому времени она стала обрастать солидными многоэтажными зданиями контор, банков, фирм и акционерных кампаний, а также доходными домами. Запечатленные в камне черты деловой улицы составляют ее характерные приметы и сегодня.

В начальной своей части улица, повторяя изгиб проходившей здесь когда-то древней дороги, напоминает каменное ущелье. Фасады многих зданий отличает претенциозность и разнообразие художественных пристрастий. Рядом с неоклассицизмом здесь можно встретить модерн, следы увлечения романской, готической, древнерусской и даже восточной архитектурой. В плотную застройку вкраплены сравнительно немногие, но первоклассные памятники более раннего времени. Их хронологический диапазон весьма широк: от палат XVII столетия до первенцев советской Москвы.

Архитектурный мир улицы Кирова открывают две постройки: слева — трехэтажный дом в так называемом русском стиле, возведенный в конце прошлого века для консистории — учреждения по управлению церковно-административным округом (№ 3), а напротив — гигантская новостройка, заслонившая группу четырех- и пятиэтажных корпусов в неоклассическом стиле, которую оставил в наследство Москве XIX век (1899 г.). В одном из них почти восемь лет прожил В. В. Маяковский (сейчас здесь музей поэта). На рубеже XX столетия улица превратилась в своеобразный строительный полигон, на котором вступили в творческое соревнование известные архитекторы. О его результатах свидетельствуют многие дома: на углу Фуркасовского переулка (№ 5) — а неоклассическом стиле, построенный в ›1908 году Р. Клейном, на противоположной стороне (№ 8/2) — одно из ранних творений Ф. О. Шехтелей — бывший Торговый дом фабриканта М. С. Кузнецова, владельца Дулевского фарфорового завода. Своеобразна композиция этого здания, отмеченного чертами модерна. Четыре мощные аркады, образованные крупными оконными проемами (высотой в три этажа), полукольцом охватывают всю постройку, которая стоит на углу Б. Комсомольского переулка и улицы Кирова, завершая перспективу одного из ее изгибов. По проекту Ф. Шехтеля на этой улице возведен еще один дом (№ 24), в архитектуре которого угадывается почерк основателя русского модерна. На противоположной стороне взгляд невольно задерживает скульптура льва, установленная на высоком пьедестале. Он «-сторожит» парадную арку въезда во двор многоэтажного доходного дома в неоклассическом стиле, фасад которого украшают барельефы на излюбленные античностью сюжеты и скульптура бога торговли римской мифологии — Меркурия. Так выглядит одна из ранних работ братьев Весниных, выполненная совместно с арх. Б. Великовским (1910 г.).

В этой части улицы расположен только один памятник (№ 7), который относится к началу XVIII столетия. В 30-х годах прошлого века его перестроил известный библиофил и ученый А. Д. Чертков, которого посещали А. С. Пушкин и многие выдающиеся деятели культуры. Последующие перестройки, обильный и безвкусный декор исказили как внешний облик здания, так и его интерьеры, и лишь расположенные с отступом от красной линии улицы пандусы, ведущие к изуродованному тамбуром парадному входу, напоминают о прежнем облике этой городской усадьбы.

В историю русской культуры вошел и двухэтажный каменный дом с пилястрами и треугольным фронтоном, который образует одно из живописных «колен» Кривоколенного переулка (№ 4). Он принадлежал поэту Д. В. Веневитинову, у которого 12 октября 1826 года, вернувшись из ссылки, А. Пушкин читал трагедию «Борис Годунов».

На улице Кирова обращает внимание трехэтажный дом — «пагода» с башенкой под «зонтиками», с изображенными на фасадах драконами, змеями, орнаментами и фонариками, напоминающий модные в конце прошлого века подделки под китайскую архитектуру (№ 19). Пышная декорация скрывает трехэтажный объем, который однако ничем не отличается от соседних домов с традиционной классической композицией.



Это архитектурное подражание экзотике Востока было осуществлено архитекторами К. Гиппиусом и Р. Клейном по заказу богатого чаеторговца С. Перлова.

Соседнее внушительное здание (№ 21) — великолепный образец Московского классицизма. Оно построено в 1793 году В. Баженовыми для своего друга — масона генерала Юшкова. Первоначальную архитектуру исказили переделки. Но основной замысел зодчего, украсившего угол дома изысканной ионической полуротондой, дошел до наших дней. Скромное убранство боковых фасадов подчеркивает сочную пластику и изящество его композиционного центра. Архитектурный шедевр вошел и в историю русского изобразительного искусства.

В 1844 году здесь разместилось училище живописи и ваяния (позже и зодчества), которое сыграло значительную роль в утверждении реализма в русском искусстве. После Октябрьской революции в доме Юшкова разместились Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) и общежитие студентов, которые в 1921 году посетили В. И. Ленин я Н. К. Крупская.

К числу впечатляющих произведений архитектуры относится и Главный почтамт города. Здание возведено в 1912 году по проекту арх. О. Мунца — приверженца византийского зодчества и инженера Д. Новикова. Принявшие участие в проектировании парадного фасада братья Веснины придали ему облик, характерный для романского стиля. Вынесенный несколько вперед массивный центральный объем с большим арочным проемом, арочным поясом карниза и полированными гранитными колоннами, обрамляющими входы, завершает мощный световой барабан с уплощенным куполом. Трехэтажные боковые крылья с четким ритмом полукружий окон, хотя и отступая от красной линии улицы, включают оригинальное здание во фронт ее застройки.

Иллюзия ретроспективной архитектуры однако сразу разрушается, когда входишь в просторный вестибюль и, в особенности, в великолепный операционный зал с огромным световым фонарем — образец функциональной архитектуры.

В начале XVIII века на месте почтамта находились владения сподвижника Петра I — А. Д. Меншикова. При нем возведена церковь Гавриила близ Чистых прудов (чтобы ее увидеть вблизи, нужно пройти в Телеграфный переулок). Проектировал церковь-башню, которую отличает явно светский характер, Иван Зарудный — один из «пенсионеров», направленных Петром за границу для получения архитектурного образования. По замыслу Меншикова башня, получившая его имя, должна была превзойти по высоте колокольню Ивана. Великого. И действительно, Меншикова башня стала самым высоким сооружением в Москве того времени. Недаром ее называли «сестрой Ивана Великого».

При возведении Меншиковой башни использовалась конструкция, получившая на Руси широкое распространение в ходе строительства вотчинных храмов-башен. Композиция ее проста: два стройных восьмигранника вырастают из четверика как в храмах «нарышкинского барокко». Но башне-храму приданы и новые черты: вход отмечает портик с витыми колоннами и затейливыми волютами — контрфорсами. Пышный растительно-травный орнамент и гирлянды из белого камня; фасады розового цвета. В их убранстве, так же как и б интерьере, широко использованы фигурные скульптуры (статуи-кариатиды на хорах, херувимы по сторонам портика и т. д.).

Судьба башни, сооруженной в 1704–1707 гг. и послужившей прототипом Петропавловского собора в новой столице, в известной мере повторила исполненный превратностей жизненный путь ее владельца. Головокружительный взлет карьеры Меншикова завершился опалой и ссылкой. На короткое время вознеслась над Москвой и башня «полудержавного властелина». В 1723 году во время грозы молния ударила в шпиль и он сгорел. Лишь в конце столетия башню восстановили, а вместо непривычного для москвичей шпиля завершили тоже необычной формы позолоченной витой главкой. Рядом с ней совсем миниатюрной кажется уютная соразмерная с окружающей жилой застройкой церковь Федора Стратилата (начала XIX века (арх. И. Еготов).

Из Телеграфного переулка мы выходим к наземному вестибюлю станции метро «Кировская», открытой в 1935 году. Это небольшое сооружение, которое проектировал архитектор Н. Колли, отразило в своем облике своеобразие эпохи архитектурного перелома, отдав дань уходившему в прошлое направлению конструктивизма.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва заповедная"

Книги похожие на "Москва заповедная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ю. Александров

Ю. Александров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ю. Александров - Москва заповедная"

Отзывы читателей о книге "Москва заповедная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.