Авторские права

Ю. Александров - Москва заповедная

Здесь можно скачать бесплатно "Ю. Александров - Москва заповедная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Московская правда, год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ю. Александров - Москва заповедная
Рейтинг:
Название:
Москва заповедная
Издательство:
Московская правда
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва заповедная"

Описание и краткое содержание "Москва заповедная" читать бесплатно онлайн.



Слово «заповедный», по свидетельству толкового словаря русского языка В. Даля, означает: особенно дорогой, заветный, а потому тщательно оберегаемый, неприкосновенный. Заповедные места столицы дороги и близки сердцу москвича, а их историческая и художественная ценность непреходяща. Каждая такая улица, составляя часть живой плоти современного города, — своеобразная экспозиция, развернутая под открытым небом, в которой достопримечательности и исторические ассоциации, с ними связанные, составляют мощные полюсы притяжения туристов и любознательных москвичей. Ведь посещение мест, отмеченных памятью народной, в наши дни — настоятельная культурная потребность человека.

Заповедные места столицы раскрывают свое очарование по-разному. У каждого из них богатая история. Застройка этих зон многослойна. Она несет отпечаток многих эпох являет пример смены эстетических вкусов, подчас кричащих контрастов. Городская застройка — не мертвые камни, а безмолвные свидетели ушедших времен. Это воспоминание о «звездных часах» жизни города, крутых поворотах его биографии, творческом взлете гения и будничном труде многих поколений, оставивших нам драгоценное наследие.






Далее на улице Чернышевского расположено несколько архитектурных памятников. За домом Апраксиных вправо отходит Барашевский переулок, сохраняющий название слободы, в которой жили бараши — слуги, во время походов возившие за царем шатры и разбивавшие их на месте стоянок. У излома переулка, как бы перегораживая его под прямым углом, стоит одноглавая церковь Введения в Барашах — своеобразный образец московского барокко, завершенная в 1701 году. Празднично яркий цвет памятника, богатство белокаменного убора с тщательно прорисованными деталями невольно привлекают внимание зрителя, рассмотрение этого своеобразного образца московского барокко «в профиль» отчетливо выявляет композиционную схему, в которой тяжеловесному, сужающемуся кверху массиву храма с четырехскатным покрытием противостоит стройный объем ярусной колокольни. Соединенные горизонталью трапезной, эти композиционные элементы как бы олицетворяют навеки застывшее в камне движение, стремление восстановить равновесие. Сохранились фрагменты ограды памятника с воротами, датируемые XIX веком.

Почти сразу же за углом переулка, отступя от красной линии улицы Чернышевского, возвышается, на первый взгляд, весьма странное монументальное сооружение с пышными оконными наличниками в стиле барокко. При внимательном рассмотрении в нем можно угадать радикально перестроенный храм Воскресенья в Барашах, возведенный в 1732–1734 годах.

Типичная для архитектуры послепетровского времени постройка была увенчена куполом с царской короной, что дало повод к распространению легенды о том, что именно здесь, вблизи от «Московского Зимнего дворца» императрица Елизавета венчалась с Разумовским. Сосредоточенные в этом своеобразном уголке Москвы памятники включены в сохранившуюся частично историческую среду и дают представление о различных периодах развития стиля барокко.

Представляет интерес фрагмент городской усадьбы конца XVIII века первого куратора Московского университета президента Академии художеств И. И. Шувалова, бывшего фаворитом императрицы Елизаветы. Несмотря на перестройки и утрату декора, главный дом (№ 38) сохранил великолепные пропорции классического стиля (это заметно со двора). Вместе с «Управительским домом» и флигелем, он позволяет составить представление о богатом ансамбле, который приписывался архитектору В. Баженову.

Завершение улицы Чернышевского у Садового кольца, с одной стороны, отмечено высотным акцентом — стройной колокольней не дошедшей до нас церкви Иоанна Предтечи (1788 год), а с другой — новым зданием кинотеатра '«Новороссийск». Его архитектура навеяна ассоциациями с легкими белоснежными сооружениями Черноморского побережья. На замощенной плитами небольшой площади у входа установлен своеобразный памятник — морской якорь — дар Новороссийска Москве.

Заповедная зона: ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ

(СХЕМА 9)

1 — памятник Г. Димитрову; 2 — церковь Иоанна Воина; 3 — б. особняк Игумнова; 4 — церковь Григория НеоиеЈарийского; 5 — церковь Успения «в Казачьей слободе»; 6–7 — Государственная Третьяковская галерея. Памятник П. Третьякову; S — церковь Всех Скорбящих Радости; 9 — б. городская усадьба Долговых-Жемочниных; 10 — церковь Николы в «Пыжах»; 11 — б. Марфо-Мариинский монастырь; 12 — церковь Иверской Богоматери; 13 — жилой дом начала XIX в.; 14 — церковь Екатерины; 15 — б. городская усадьба Демидовых; 16 — жилой дом начала XIX в.; 17 — палаты XVII в.; 18 — церковь Воскресенья «в Кадашах»; 19 — палаты XVII в.; 20 — жилые дома XIX в.; 21 — церковь Николы «в Голутвине»; 22 — церковь Софии; 23 — церковь Георгия «в Ендове»; 24 — б. городская усадьба А. Кириллова; 25 — па- (лятнин И. Репину; 26 — церковь Иоанна Предтечи «под бором»; 27 — церковь Черниговских чудотворцев; 28 — жилой дом и городская усадьба XVIII в.; 29 — жилой дом XVIII в.; 30 — церковь Климента; 31 — жилой дом XVIII в.; 32 — жилые дома XVIII–XIX вв.; 33 — церковь Троицы «в Вишняках»; 34 — жилой дом начала XIX в.; 35 — церковь Спаса «на Болвановке»; 36 — церковь Михаила Архангела «в Овчинниках»; 37 — жилой дом и палаты XVII в.; 38 — особняк начала XX в.; 39 — палаты XVII в.


Между Москвой-рекой и Садовым кольцом располагается обширная территория Замоскворечья, или Заречья, как ее называли в далеком прошлом. Эта часть исторического центра Москвы, — пожалуй, в наибольшей степени сохранила самобытный облик. В городскую черту Заречье вошло сравнительно поздно, так как московский посад рос первоначально на левом берегу, к востоку от Кремля.

Первое упоминание об этой части города относи гея к 1365 году, когда Москва уже была столицей великого княжества. Близость к Москве-реке, периодически заливавшей низменный правый берег, образуя болото, постоянная опасность нападения кочевников Орды, дорога к которой проходила по этой территории, наложили заметный отпечаток на историю Замоскворечья. Они в значительной степени предопределили особенности планировки и примечательные черты более цельной, чем в других частях города, застройки, в которой отчетливо проявился характерный колорит. В отличие от древних радиальных улиц, сходившихся к Кремлю, направления более молодых улиц Заречья, напротив, расходятся от него, определяясь положением древних переправ через Москву-реку. С постройкой в XVI столетии крепостной стены Скородома, его Серпуховские ворота стали стягивать в узел главные улицы этой части города. Так от современной Добрынинской площади и разошлись веерообразно три главные замоскворецкие магистрали, идущие к центру: Б. Полянка, Б. Ордынка и Пятницкая, не укладываясь в признанную схему радиально-кольцевой планировки Москвы, а существенно дополняя ее.

В глубокой древности Заречье было почти все покрыто лесом, о чем свидетельствуют названия церквей того времени «под бором» (Иоанна Предтечи, Чернигорских чудотворцев). По-видимому, первые деревянные дома были построены на узкой береговой полосе между Москвой — рекой и ее старицей, где обычно стояло болото. После строительства в конце XVIII века Водоотводного канала здесь возник остров. Тут же находился «луг великий», отделявший Кремль от села Хвостовского в районе современных Хвостовых переулков между улицами Димитрова и Б. Полянкой. Позже напротив Кремля разбили государевы сады и возникли слободы садовников. Их было три: верхняя, нижняя и средняя. Они-то и дали название местности — Садовники.

Большинство слобод Заречья было сосредоточено южнее, за садами, монастырскими и частными огородами и «Бологом». Хотя в XVI веке это место еще не было сплошь заселено, но уже существовала Кадашевская слобода, где изготовляли полотна, нарядно вышитые скатерти и другие «хамовные», т. е. полотняные изделия. Были здесь слободы Овчинная, Кузнечная, Кожевенная. В слободе жили ордынцы — тяглые люди, обязанные возить поклажу в Орду, и толмачи — русские и татарские переводчики. На окраине, у всполья, возникла Царицына слобода, по соседству с которой находилась Болвановка — местожительство иностранцев, для слободы которых отвел земли Иван Грозный. Сюда же он переселял купцов из опальных Новгорода и Пскова. На южной окраине издавна были стрелецкие слободы и Казачья слобода, жители которых первыми вставали на защиту города.

'В Замоскворечье, хранящем память о жестоких битвах москвичей против ордынцев и победах над польскими интервентами в начале XVII века, в конце его была воздвигнута первая триумфальная арка в честь побед, одержанных войсками Петра I в Азовских походах. И хотя в эго время Замоскворечье стало особенно интенсивно заселяться и отстраиваться каменными палатами и многочисленными церквями, в, восточной его части был пустырь, служивший выгоном для коров. О нем напоминают и названия нескольких церквей «у поля» и самой улицы Б. Полянки. «Болото», где устраивался зимний торг, а возле него проходили кулачные бои, вошло в историю, как место публичных казней. На нем в январе 1775 года были четвертованы Емельян Пугачев и его соратники.

После того как Петр I расформировал стрелецкое войско и перенес столицу на берега Невы, слободской уклад быстро исчезает и становится особенно явным преобладание в Замоскворечье купечества, которое сюда вытеснялось из Великого посада еще ранее. Оно укореняет здесь свой образ жизни и характерный быт, столь живо и ярко воспроизведенный в пьесах великого уроженца Замоскворечья А. Н. Островского. Хотя строительный «бум» на рубеже нашего столетия коснулся открытой им «неведомой русской литературе страны», и в ней много примет нашего времени, все же современный облик замоскворецких улиц определяют, в основном, многочисленные церкви — памятники архитектуры и старые здания лавок, лабазов, приземистых жилых домов купечества, составляющие каменную летопись «мертвого царства» дореволюционной Москвы.

Нашу прогулку по Замоскворечью мы начнем на Берсеневской набережной Москвы-реки, откуда открывается великолепный вид на Кремль. Название набережной, по мнению некоторых ученых, происходит от слова «берсень» — крыжовник, который произрастал в этих местах в государевых садах. По другой версии, имя ей дала стоявшая у моста «Берсенева решетка» |ночная застава), наблюдал за которой на рубеже XVI века боярин П. Берсень-Беклемишев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва заповедная"

Книги похожие на "Москва заповедная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ю. Александров

Ю. Александров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ю. Александров - Москва заповедная"

Отзывы читателей о книге "Москва заповедная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.