Авторские права

Ю. Александров - Москва заповедная

Здесь можно скачать бесплатно "Ю. Александров - Москва заповедная" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Техническая литература, издательство Московская правда, год 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ю. Александров - Москва заповедная
Рейтинг:
Название:
Москва заповедная
Издательство:
Московская правда
Год:
1987
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва заповедная"

Описание и краткое содержание "Москва заповедная" читать бесплатно онлайн.



Слово «заповедный», по свидетельству толкового словаря русского языка В. Даля, означает: особенно дорогой, заветный, а потому тщательно оберегаемый, неприкосновенный. Заповедные места столицы дороги и близки сердцу москвича, а их историческая и художественная ценность непреходяща. Каждая такая улица, составляя часть живой плоти современного города, — своеобразная экспозиция, развернутая под открытым небом, в которой достопримечательности и исторические ассоциации, с ними связанные, составляют мощные полюсы притяжения туристов и любознательных москвичей. Ведь посещение мест, отмеченных памятью народной, в наши дни — настоятельная культурная потребность человека.

Заповедные места столицы раскрывают свое очарование по-разному. У каждого из них богатая история. Застройка этих зон многослойна. Она несет отпечаток многих эпох являет пример смены эстетических вкусов, подчас кричащих контрастов. Городская застройка — не мертвые камни, а безмолвные свидетели ушедших времен. Это воспоминание о «звездных часах» жизни города, крутых поворотах его биографии, творческом взлете гения и будничном труде многих поколений, оставивших нам драгоценное наследие.






Кремлевские стены и башни строились с 1485 по 1495 год итальянскими архитекторами, которых пригласил в Москву Иван III. В новые кирпичные стены частично вошли остатки белокаменного Кремля Дмитрия Донского, что доказывает влияние традиций русского крепостного строительства на пространственно-планировочную композицию нового Кремля.

Стены древнейшей московской крепости заключают в себе 19 башен, шатровые верхи которых были надстроены позднее. Три из них по углам кремлевского треугольника — круглые (Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская). Они отличались особой прочностью и неуязвимостью для огнестрельного оружия тех лет. Все башни выступают из стен, что позволяло вести огонь, используя более широкий сектор обстрела. Шесть башен — проездные (Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая и Константино-Еленинская; последние две — заложены), а одна — отводная — «Кутафья». Ее соединял с воротами Троицкой башни древний мост над рекой Неглинной.

Первая башня по времени постройки — Тайницкая (1485 г.), под ней был тайный подземный ход к Москве-реке, а последняя (1495 г.) и самая высокая из кремлевских башен (80 м) — Троицкая.

Стены, следуя особенностям местности, идут по ломаной, а не по прямой линии. Они выложены из хорошо обожженного большемерного кирпича, который называли «двуручным». Снизу имеют откос, толщина, их от 3,5 до 6,5 метров при высоте от 5 до 19 метров в зависимости от рельефа.

Общая протяженность стен — 2.235 метров. Характерная особенность стен — зубцы имеют форму ласточкиного хвоста, типичную для итальянских крепостей. Они снабжены бойницами подошвенного и верхнего боя. Кроме того, стены и башни имеют машикули — навесные бойницы-стоки. К проездным башням примыкали отводные «стрельницы», в которых устраивались «вылазы», погреба и «слухи». Ворота были оснащены герсами опускающимися из пазов металлическими решетками, и ограждались мощными, окованными створами.

Центр кремлевского ансамбля составляет Соборная площадь. На ее северной стороне расположен величественный Успенский собор, бывший главным на Руси и сыгравший значительную роль в отечественной истории. В нем оглашались государственные акты, удельные князья приносили присягу верности Москве, позже венчались на царство русские князья и цари, короновались императоры.

Не только торжественной монументальностью и строгостью, но и необычностью поражала современников архитектура собора. Строил его в 1475 — 79 годах Аристотель Фьораванти на месте одноименного собора XIV века. Материалом послужил местный белый камень, а своды и барабаны были выложены из кирпича.

Дав уже известному в то время мастеру столь ответственное задание, Иван III в качестве образца указал Успенский собор во Владимире. Повторяя фoрмы оригинала, зодчий украсил фасады своего творения арматурным пояском, а завершил их характерными для русского зодчества полукружиями закомар. Над ними величаво и торжественно поднялись на световых барабанах пять шлемовидных куполов, как бы подхватывая вертикальный строй пилястр, членящих стены.

Смещение пятиглавия на восток придало собору характерную для русского зодчества асимметрии». С образцами раннемосковского зодчества перекликаются торжественные перспективные порталы собора с неизменными «дыньками». Отдавая дань владимирской архитектурной традиции, итальянский зодчий внес в архитектуру Успенского собора в московском Кремле много нового. Непривычным для москвичей того времени было, например, геометрическое членение объемов и фасадов, равные размеры закомар, пять, а не три алтарные апсиды, лишь совсем незначительно выступающие из глади стены.



На бровке Кремлевского холма расположен белоснежный Архангельский собор (1505 1508) годов) усыпальница московских князей и русских царей. В его образе явственно выступают черты итальянского палаццо эпохи Возрождения, несмотря на то. что строивший его зодчий Алевиз Новый в большей степени, чем Фьораванти, воспроизвел особенности композиции и конструкции русского крестово-купольного храма. Венецианский мастер четко выявил в облике Архангельского собора два яруса, отделив их горизонталями карнизов. Впервые в средневековой Руси Алевиз применил пилястровый ордер с капителями и карнизом полного профиля, а в тимпанах закомар различного размера поместил раковины — декоративный прием, получивший впоследствии широкое распространение. В соборе 54 захоронения, над которыми установлены надгробия в форме саркофагов (после переноса столицы в 17.13 году, русских императоров, кроме Петра И. умершего в Москве, хоронили в Петербурге).

Архангельскому собору противостоит Благовещенский собор, построенный в 1489 году псковскими мастерами. Он служил домовой церковью московским князьям, а позже — царям. Вначале это был небольшой, стоящий на высоком подклете трехкупольный храм. После пожара, восстановления и перестроек в середине XVI века собор' стал девятикупольным, его порталы были покрыты обильной резьбой. К южной галерее в XVI веке пристроено специальное помещение для Ивана Грозного, который вопреки церковным законам женился в четвертый раз. Поэтому царь слушал церковную службу, не входя в собор. В иконостасе сохранились работы знаменитых художников средневековой Руси: Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублева.

К собору примыкает фасад Большого Кремлевского дворца. Дворец, до революции служивший царской резиденцией в Москве, возведен в 1838–1849 годах в так называемом «русско-византийском» стиле по проекту группы архитекторов во главе с К. Тоном.

По сторонам входа мраморные доски с надписью золотом: «Верховный Совет СССР» и «Верховный Совет РСФСР». Среди парадных залов дворца, художественное оформление которых посвящено русским орденам, особой торжественностью и красотой отличается Георгиевский зал воинской славы. В нем проходил прием участников парада Победы, праздновалась — победа человека над космосом, в 1947 году был вручен представителям трудящихся столицы орден Ленина, которым ее наградили в связи с 800-летием. В соседнем восьмигранном купольном Владимирском зале были подписаны многие договоры и соглашения Советского Союза с другими странами.

Самый большой во Дворце — Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР. Он был сооружен в 1934 году на месте двух залов: Андреевского и Александровского. Вмещает около 2,5 тысячи человек.

В первом из них проходили конгрессы Коминтерна, сессии ВЦИК, неоднократно выступал В. И. Ленин. В Зале заседаний работают высшие органы власти страны и республики, созываются всесоюзные совещания передовиков народного хозяйства, съезды творческих союзов. В 1977 году здесь была принята новая Конституция СССР.

Ближе к Боровицким воротам расположена монументальная постройка с высоким цокольным этажом, резными по белому камню, колоннами фасада, перекликающаяся по архитектуре с Дворцом. Она воздвигнута для Оружейной палаты по проекту архитектора К. Тона два года спустя после завершения строительства царской резиденции. Бывшая сокровищница великих князей и царей — ныне старейший музей страны. Здесь хранятся древнее холодное и огнестрельное оружие, боевые доспехи, экспонируются также уникальные изделия из золота, серебра и драгоценных камней, редчайшая коллекция одежды, тканей, посуды, посольских даров русским князьям и царям, парадные экипажи и великолепная конская упряжь.

В нижнем этаже здания Оружейной палаты размещается уникальная выставка «Алмазный фонд». В ее экспозиции — крупнейшие драгоценные камни, золотые и платиновые самородки, лучшие изделия советских ювелиров.

Специальный раздел отведен всемирно известным драгоценным камням — алмазам, самому большому изумруду в мире, царским регалиям и другим сокровищам бывшей царской казны.

Со стороны Москвы-реки можно увидеть древнейшую гражданскую постройку Москвы — Грановитую палату. Она была заложена в 1487 году под руководством Марко Руффо, а завершена спустя четыре года Пьетро-Антонио Солари. Палата составляла часть каменного дворца великого князя. Получила свое название но граненому камню — русту, которым облицован фасад, обращенный к Соборной площади. Квадратный в плане зал, служивший для парадных дворцовых церемоний, имеет оригинальную конструкцию, которая уже была известна на Руси: четыре крестовых свода опираются на стены и могучий каменный столб, расположенный в центре.

В Грановитой палате в старину проходили торжественные церемонии приема иностранных посольств, заседали земские соборы. Иван Грозный праздновал здесь присоединение Казани к Русскому государству, а Петр I — победу русских войск над Карлом XII под Полтавой.

В сложный комплекс Большого Кремлевского дворца помимо Грановитой палаты входит Теремной дворец, Верхоспасский собор, три домовые церкви. Их 11 позолоченных куполов, завершающих украшенные изразцами барабаны, хорошо просматриваются с Соборной площади. Собор возвели в 1635–1636 годах Важен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. В те же годы они строили Теремной дворец. Воспроизводивший особенности жилой архитектуры допетровской Руси, он имеет ярусное построение. Двухъярусный подклет заключал различные хозяйственные помещения. На третьем этаже были служебные помещения, временные покои царицы, а на четвертом располагались царские горницы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва заповедная"

Книги похожие на "Москва заповедная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ю. Александров

Ю. Александров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ю. Александров - Москва заповедная"

Отзывы читателей о книге "Москва заповедная", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.