» » » » Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.


Авторские права

Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.
Рейтинг:
Название:
Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей."

Описание и краткое содержание "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей." читать бесплатно онлайн.



Автор книги - писатель и специалист по античному мореходству и судостроению - рассказывает живо и увлекательно об истории создания флота, освоении морей и географических открытиях. С мореходством связано стремительное развитие судостроения, навигационных знаний, торговых связей и военно-политических союзов. Трудно переоценить роль морских пиратов в сфере мореплавания и географических открытий. Книга построена по образцу античной трагедии. В ней содержится практически все, что предоставляют тексты древних авторов (египетские, греческие и латинские), в том числе и не переводившиеся на русский язык.

 Эта книга - первая часть трилогии об истории гребных и парусных судов.

 Для всех, кто интересуется историей мирового судостроения и флота.






 Воевали древние египтяне много и умело. Войну они рассматривали как заурядное хозяйственное занятие и выполняли его столь же охотно и добросовестно, как любое другое. Именно войны ускорили и завершили разделение их труда и формирование иерархической структуры общества. В Египте (по воле богов, разумеется) возникли семь каст, сохранившиеся почти до конца существования государства: жрецы, воины, коровьи пастухи, свинопасы, мелочные торговцы, толмачи и кормчие. Те, кто не входил ни в одну из них, считались свободными земледельцами и скотоводами. Именно из их среды пираты комплектовали свои экипажи, и именно они больше всего страдали от бесчинства своих вчерашних соседей и друзей.

Судно XV века до н. э. для перевозки обелисков. Реконструкция, вид сверху.

То же, вид сбоку.


 Касты кормчих и толмачей были бы ни к чему, не обладай египтяне развитым флотом. Они свидетельствуют также об оживленных сношениях с иноплеменниками. Флот в те времена состоял преимущественно из грузовых кораблей, необходимых для доставки камня из каменоломен к местам строительства и скота на дальние пастбища, для скорой переброски войск, сохранявших благодаря этому свою боеспособность и свежий вид независимо от пройденного расстояния. Примеры использования таких судов мы знаем достоверно.

 Мы знаем о канале, специально прорытом от каменоломен к месту строительства пирамиды фараона IV династии Хуфу, известного также под греческим именем Хеопс.

 Вельможа Уна, «начальник Юга», живший на рубеже XXV и XXIV веков до н. э., в надписи, найденной в Абидосе, вспоминает: «Его величество послал меня прорыть пять каналов в Верхнем Египте и построить три грузовых и четыре перевозочных судна из акации Уауата... Я выполнил все за один год. Они были спущены на воду и нагружены до отказа гранитом для пирамиды...». Египтяне уже тогда различали грузовые и перевозочные суда! Но в чем их различие - неясно. Возможно, первые предназначались главным образом для доставки строительного камня, а вторые - для транспортировки «живых грузов»: войск или скота. Во всяком случае, те и другие типы использовались совместно.

 Геродот сообщает о водной транспортировке в XVI веке до н. э. здания, высеченного из цельного камня. Это здание в течение трех лет перевозили в Саис с Элефантины две тысячи человек, «которые все были кормчими». А обычно египетские негрузовые суда того времени покрывали это расстояние за двадцать дней.

 Примерно с 3-го тысячелетия до н. э., когда уже были накоплены опыт и навигационные знания, египтяне отваживались появляться на своих судах в Средиземном море. С этого времени их конструкция стала быстро совершенствоваться и резко возросло количество их типов. Именно с этого рубежа египтяне ведут свою историю. Именно тогда (между 3000 и 2778 годами до н. э.) построили они первую достоверно известную верфь. И именно к этому времени относится древнейшее из дошедших до нас изображение весел.

Модель судна из гробницы Тутанхамона.


 Мореходство было чрезвычайно опасным предприятием, поэтому, несмотря на последнее место в иерархическом реестре, кормчие пользовались почетом и уважением. Это были отважные люди, почти смертники по египетским понятиям: покидая пределы своей страны, они автоматически лишались покровительства отечественных богов. Правда, лишались его и воины, уходя в грабительские походы. Но кормчие имели перед ними огромное преимущество: ведь первым кормчим был верховный бог Ра (он же Амон). Днем по небесному Нилу (он же и земной, так как считалось, что исток этой реки - на небе) проплывала его ладья «Манджет», а ночью солнечный бог путешествовал по Нилу подземному в ладье «Месексет» (так объясняли египтяне смену дня и ночи). Эти ладьи считались священными, множество их моделей археологи нашли в египетских гробницах.

 И не только моделей.

 В феврале 1954 года во время дорожных работ в Гизе, южнее Великих пирамид, была сделана неожиданная находка. Рабочие обнаружили высеченные в скальном грунте на двадцативосьмиметровой глубине две узкие длинные траншеи. Когда сняли пятнадцатитонные каменные плиты, прикрывавшие одну из траншей, в ней оказались тысяча двести двадцать четыре фрагмента корабля, сделанного из ливанского кедра, и полуистлевшие обрывки оснастки. Один из фрагментов имел длину двадцать пять метров, что составляло почти половину общей длины судна (43,4 м). Подобные кораблики (точнее, их модели) нередко находили в египетских гробницах. Обычно их было два: на одном покойник мог совершать прогулки днем по земному Нилу, на втором - ночью по подземному, как это делал солнечный бог Ра.

 Но в Гизе обнаружили отнюдь не модели. Это были останки «солнечной ладьи» великого фараона Хуфу - единственной дошедшей до нас в натуральном виде. Поэтому ученые предположили, что ладья была не разрушена, а специально разобрана жрецами после того, как выполнила вместе с усопшим фараоном свой последний рейс. Простое на вид судно имело сложнейшую сборную конструкцию. Реставратору Хаджи Юсефу пришлось затратить почти восемнадцать лет (1956-1973) на его восстановление. Теперь эту ладью можно увидеть в Каирском историческом музее.

Солнечная ладья Хуфу.


 Нетрудно догадаться, что таит в себе вторая траншея, все еще не вскрытая. Первая ладья была парусной и предназначалась для путешествий на юг, поскольку в Египте преобладают ровные и устойчивые ветры северной четверти. Эта ладья еще до визуального знакомства с ней была известна по иероглифу, изображающему одномачтовое судно с развернутым парусом и означающему «плыть вверх по течению».

 Можно ли сомневаться, что нас ждет знакомство со второй «солнечной ладьей» фараона, на которой он должен был бы шествовать вниз по течению Нила,- весельной!

 Должен был бы - но не шествовал, ибо эти правила плавания не распространялись как раз на «солнечные» и погребальные ладьи, не имевшие гребцов, хотя и сохранявшие, как дань традиций, весла в комплекте судового имущества (в ладье фараона были обнаружены двенадцать пятиметровых весел). Ярко раскрашенные, скользили эти суденышки под багряным парусом по великой реке, направляемые лишь опытной рукой кормчего, прислушивавшегося к крикам лоцмана, постоянно дежурившего на баке с лотом или шестом в руке. Каким же требовалось быть виртуозом, чтобы обходиться одним лишь движителем!

 Маршрут «солнечной ладьи» был определен жрецами раз навсегда: от Фив вниз по реке. Поэтому при ее строительстве главное внимание уделялось пышности отделки и надежности конструкции, а не таким прозаическим понятиям, как быстроходность, остойчивость, непотопляемость: спешить было некуда, а жизни фараона не угрожали никакие капризы стихии. На них была сплошная палуба, и в центре ее возвышалась открытая беседка, увешанная цветастыми коврами или плетеными занавесками. В ней восседал на троне Амон. Грузоподъемность «солнечных ладей» определялась величиной свиты фараона. Являясь одновременно и верховным жрецом, фараон всходил на свою ладью лишь раз в году - когда солнечный бог впервые касался своим лучом острия священного обелиска в Фивах. Под стать им были и белые (цвет смерти) погребальные ладьи, только вместо беседки на них устанавливалось ложе под балдахином для мумии.

 Но для чего нужна в таком случае вторая ладья - весельная? Ответ на это дали мифы, повествующие о двух барках Амона. А ведь фараон - живое воплощение солнечного бога... Очередь - за вскрытием траншеи с ладьей «Месексет».

 Весельных «солнечных ладей» мы не знаем даже по изображениям. Поэтому в 1985 году было решено для страховки «впереди лопаты» пустить во вторую траншею «разведчиков» - радарные и ультразвуковые установки для проведения комплексных исследований. Это решение не случайно. Приборы однажды уже принесли сенсацию, добавив кое-что к «тайнам пирамид»: при работе с мумией Рамсеса II, правившего до середины XIII века до н. э., французский ученый Мишель Леско нашел следы табака, а позже доказал, что никотин был обязательным компонентом бальзамирующих составов. Но ведь табак стал известен в Европе почти тридцать столетий спустя после Рамсеса - его доставили из Америки! Вопрос о том, достигали ли жители долины Нила этого континента, все еще дискутируется. Но альтернатива ему единственная: никотин можно еще извлекать из некоторых растений семейства пасленовых, растущих на островах Арафурского и Кораллового морей.

 Так что же - египтяне плавали к Америке или Австралии? А может, получали нужные растения по цепочке торговых связей?

 Парус египтяне знали еще со времени «правления богов». Во всяком случае, на скальном рельефе б-го тысячелетия до н. э., обнаруженном в Нубийской пустыне, он присутствует, хотя судно по традиции несет на своей спине священный бык Хапи - в будущем земное воплощение Усира. Возможно, Усир считался в те времена покровителем плавающих. Для такого вывода имеются некоторые основания. Мифы рассказывают, что во время его борьбы со своим братом Сетом за верховную власть в Египте Сет изготовил великолепный саркофаг и предложил восхищенному Усиру примерить его. Когда тот по простоте душевной улегся в него, Сет быстро захлопнул крышку, заколотил саркофаг и сбросил вместе с заживо погребенным Усиром в воды Хапи, доставившего его в Средиземное море и далее в Библ. Так, если верить мифу, был изобретен первый в мире корабль с человеком на борту и проложена первая морская трасса. Правда, плавучий гроб имел существенный недостаток: он был абсолютно неуправляем. Но это ничуть не умаляло роли Усира как первого морехода.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей."

Книги похожие на "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Снисаренко

Александр Снисаренко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей."

Отзывы читателей о книге "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.