» » » » Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.


Авторские права

Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.
Рейтинг:
Название:
Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей."

Описание и краткое содержание "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей." читать бесплатно онлайн.



Автор книги - писатель и специалист по античному мореходству и судостроению - рассказывает живо и увлекательно об истории создания флота, освоении морей и географических открытиях. С мореходством связано стремительное развитие судостроения, навигационных знаний, торговых связей и военно-политических союзов. Трудно переоценить роль морских пиратов в сфере мореплавания и географических открытий. Книга построена по образцу античной трагедии. В ней содержится практически все, что предоставляют тексты древних авторов (египетские, греческие и латинские), в том числе и не переводившиеся на русский язык.

 Эта книга - первая часть трилогии об истории гребных и парусных судов.

 Для всех, кто интересуется историей мирового судостроения и флота.






Римская корбита. Тунисская мозаика.


Ранние корбиты были приземистыми и небольшими, однако после реконструкции Остийской гавани Клавдием их габариты сильно возросли.

 К большим транспортным или торговым судам принадлежали также кибеи, но они известны только по названию, встречающемуся у Цицерона.

 Немногим больше мы знаем о каудикариях - больших челнах, сколоченных из грубо оструганных досок. Из-за своих размеров эти челны удостоились эпитета navis, и возможно, что по созвучию названия с каудиком их относили даже к лембам. Да и район плавания был сходным: каудики бороздили воды Мозеля, кау- дикарии - Тибра. Но если каудик был долбленкой-долгожительницей, то каудикарий - «судном одного рейса»: он не мог ходить против течения из-за скверной управляемости при сопротивлении воды, и когда прибывал к месту назначения вниз по реке - безжалостно уничтожался, разом окупив произведенные на него затраты. (По этому принципу американцы строили свои «либерти» во время второй мировой войны.) Скорее его можно сблизить с понтоном - большим плоскодонным судном галлов, служившим у римлян для переправы людей и скота через реки и известным по изображению в фамильной гробнице Назонов.

Римский фрахтовый парусник (корбита?) I-III веков. Рельеф.


Понтон. Фреска гробницы Назонов.


 Есть у этих суденышек и кое-что общее с «малым флотом» - navia. Этот флот не так прост, как может показаться на первый взгляд. В нем были свои классы и типы, но грани между ними настолько сильно размыты, что, похоже, и сами римляне не могли их проследить. Твердо они знали одно (а вслед за ними и мы) - что любая лодка, имеющая специальное «ярмо» (helcium) для крепления буксирного каната, называлась хелкиарием. Это приспособление - нечто вроде кнехта в носовой части судна - хорошо видно на рельефе VI или V века до н. э., где изображен челнок, перевозящий бочки с вином на Родане. Им управляет торговец, сидящий на корме с рулевым веслом, а трое бурлаков, впрягшись в обмотанные вокруг хелкия канаты, тянут лодку с берега. «Бурлацкую ругань» под окнами загородных вилл поминал недобрым словом поэт Марциал в I веке.

Фасела. Резьба на камне.


Моноксил Северной Европы 4-го тысячелетия до н. э.


Известны бурлаки и латинскому грамматику Сидонию, префекту Рима в 468 году.

 Особый класс составляли суда-плетенки вроде уже описанного караба. Сюда можно отнести, например, быстроходный миопарон - широкое и легкое парус - но-гребное судно киликийских пиратов, сплетенное из прутьев и обтянутое необработанными кожами. Это название - уменьшительное к «парон»: так назывались легкие греческие суда, чьи конструкции и особенности неизвестны. Миопарон на протяжении веков отождествлялся с пиратским судном, особенно у поэтов (как, например, бригантина во времена Флинта и Моргана).

 Хорошо знали римляне и легкие фаселы. Но какие? Те, что были изобретены египтянами и сплетались из папируса, а иногда и обмазывались глиной? Или ликийские легкие быстроходные суда из города Фаселиды? С названием вопросов нет: судно получило его из-за сходства своего силуэта с продолговатым изогнутым малоазийским бобом - фасолью или, скорее, с его стручком. Гораций называл фаселу хрупкой, но в то же время она была на удивление быстроходной. По-видимому, в зависимости от назначения эти суда имели различные размеры и конструкцию. Вергилий в «Георгиках» упоминает «короткую фаселу» - чисто весельный челнок. У Саллюстия, Цицерона и Аппиана можно найти сведения о больших парусных фаселах, неплохо приспособленных для дальних плаваний. Они упоминаются как военные корабли наравне с лонгами и как транспортные и посыльные - наравне с актуариями.

Другой класс навий составляли моноксилы. Слово «моноксил», означающее «выдолбленный из цельного куска дерева», прилагалось как эпитет к некоторым типам долбленок, но имело и самостоятельный смысл: так называли маленькую и очень пузатую лодку, применявшуюся при наведении наплавных мостов через реки. Поставленные на колесные платформы, моноксилы служили повозками и в сухопутных войсках, как это показано, например, на рельефах колонны Траяна.

Моноксил-повозка. Рельеф колонны Траяна.


Линтер. Рельеф колонны Траяна.


 На этих же рельефах можно увидеть, как римский солдат перевозит через реку бочки с вином в линтере - беспалубном плоскодонном челноке-моноксиле, служившем главным образом для транспортировки продуктов по рекам или на мелководье, для переброски войск или скота, для наведения наплавных мостов. В данном случае этого солдата следовало бы назвать линтрарием - так именовали тех, кто управлял линтером. Линтер приводился в движение веслами и имел малую осадку. Легкий на ходу, он был в то же время крайне неустойчив, и, как отмечал Цицерон, его пассажиров сильно укачивало.

Алаеус с острова Гернси.


Скафа. Помпейская фреска.


 Самые маленькие линтеры назывались линтрикулами, их легко спутать с алвеусами («брюхатыми») - крохотными речными челноками, один из которых изображен на монете, посвященной основанию Рима, а другой, извлеченный из болота близ Петербурга на острове Гернси, подтвердил верность этого изображения. Поэты сделали алвеус синонимом корабля вообще, а у судостроителей это слово обозначало корабельный корпус.

 К моноксилам относились также скафа и ее миниатюрная разновидность - скафула. Скафа, часто имевшаяся на борту большого судна в качестве разъездной или спасательной шлюпки, была очень вместительной, с острым форштевнем и плоской низкой кормой - такой она предстает на одной из помпейских фресок. Она немногим отличается от современных яликов типа «скиф», хранящих в своем названии отзвук античности. Двухвесельные скафы предназначались также для плавания в спокойных водах и для рыболовства.

Римская лодка с одной банкой. Барельеф.


Бирема-дикоп. Фреска.


 Если такой челнок был не долбленым, а дощатым, он назывался баркой (не имеющей ничего общего с египетскими барит). Подобно моноксилам, барка могла выступать и как самостоятельный тип (ее тоже брали на борт судна), и как класс навий.

Римская бирема. Рельеф колонны Траяна.


То же. Рельеф времени Тиберия.


 Одним из основных типов барок была бирема («двухвесельная») - греческий дикоп. Она, в свою очередь, выступала и как существительное, обозначая лодку, управляемую одним гребцом с двумя веслами, и как прилагательное к любому другому челноку, приводимому в движение аналогичным способом. Римляне называли биремами также суда с двумя рядами весел - дикроты.

 К баркам относились и мускулус («мышонок») - очень короткое парусное судно с какими-то характерными чертами (на них намекает Исидор), нам неизвестными, и просумия - легкое морское разведывательное судно, судя по некоторым обмолвкам, окрашивавшееся в белый цвет. Авл Геллий указывает, что просумия - это то же, что гесеорета или хориола. Непонятно, однако, чем он при этом руководствовался, так как относительно хориолы точно известно, что это речная разновидность хории - рыбацкой лодки жителей морских побережий. Может быть, просумией называли хориолу только в военном флоте...

 Особняком в этом классе стоит таламег, упоминаемый Светонием, Сенекой и Диодором Сицилийским. Таламегом называли очень богато украшенную египетскую государственную барку, предназначенную для увеселительных прогулок фараона по Нилу. Поэтому он имел каюты, оборудованные койками, и вообще все необходимое для того, чтобы сам фараон, его свита и гости не ощущали никаких неудобств. Римляне называли этот тип также navis cubiculata - судно с каютами.

Контотон, управляемый шестом. Мозаика собора в Пренесте.


 Причислялись ли к баркам плоскодонки - сказать с уверенностью трудно. Очень древняя напольная мозаика из Пренесте донесла до нас образ такого суденышка, переходного от плота к судну: оно управляется шестом. Греки называли это судно контотоном (от «контус» - шест), римляне - ратом. У Лукана можно найти выражение «маленький рат» как синоним биремы, а это означает либо что рат ходил также под веслами, либо что управляемые шестом плоскодонки считались барками. Имел ли рат какое-нибудь отношение к ратарии, упоминаемой Вергилием и Геллием, увы, неизвестно. Поздние латинские комменаторы называли ратарию то крошечным весельным челноком, то грубо сработанной плоскодонкой наподобие каудикария.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей."

Книги похожие на "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Снисаренко

Александр Снисаренко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Снисаренко - Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей."

Отзывы читателей о книге "Эвпатриды удачи. Трагедия античных морей.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.