» » » » Игорь Калинаускас - Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология


Авторские права

Игорь Калинаускас - Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология

Здесь можно скачать бесплатно "Игорь Калинаускас - Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Ника-Центр, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Калинаускас - Игры, в которые играет
Рейтинг:
Название:
Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология
Издательство:
Ника-Центр
Год:
2005
ISBN:
966-521-326-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология"

Описание и краткое содержание "Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология" читать бесплатно онлайн.



Новая книга Игоря Калинаускаса рассматривает психологические основы человеческого поведения, его «механическую» часть, зависящую от того, каким образом человек воспринимает и перерабатывает информацию и какие поведенческие установки у него при этом формируются. Это научная и в то же время полушутливая картография типов человеческого поведения. Книга предназначена для всех, кто, часто и много общаясь с людьми, хотел бы больше узнать о своих собеседниках, о том, что ими движет. Это практические рекомендации, полезные для родителей, психологов, педагогов, чиновников, бизнесменов и просто общительных людей.






В самом общем виде, под инструментальным сознанием мы будем понимать психический комплекс, опосредующий взаимодействие человека с окружающей средой и находящийся между раздражением (сигналом, информацией) и соответствующей этому раздражению (сигналу, информации) реакцией.

Структура инструментального сознания может быть отображена следующим образом (рис. 5).

Рис. 5. Инструментальное сознание согласно МКС


Как видим, качественную определенность деятельности сознания придает содержание актуальной потребности, которая является для данного целого точкой координатора. И можно сказать, что инструментальное сознание занято обслуживанием потребностей человека.


☺ Официант! Обслужите VIP-клиента!


Потребности и их обслуживание

Потребности человека подразделяются на три большие группы в соответствии с его принадлежностью одновременно к трем природам: биологической, социальной и идеальной (духовной).

В группе биологических потребностей лидирует потребность в продолжении рода. К этой же группе относятся такие потребности, как самосохранение, питание, поддержание приемлемых физических параметров среды обитания и т. д. Они удовлетворяются материальными, в том числе и биологическими объектами, являясь насыщаемыми как теоретически, так и практически. Эта группа потребностей доминирует в процессе взросления и становления человека, т. е. в возрасте от 12-ти примерно до 24-х лет. Впоследствии актуальность биологических потребностей заметно угасает, уступая место группе социальных потребностей.

В группе социальных потребностей лидируют потребности в эмоциональном контакте, социальном статусе, круге признания, круге понимания и т. д. Они удовлетворяются социальными объектами и также являются насыщаемыми, по крайней мере, теоретически. Диапазон возрастного доминирования этой группы потребностей в основном находится в промежутке 24–42 года.

После 42-х лет (иногда — раньше, иногда — позднее) доминирующую роль начинают играть идеальные потребности. К этой группе относятся потребности в новой информации, в новых впечатлениях, эстетическая и моральная потребности, потребность в самопознании, система верований и т. д. Эти потребности удовлетворяются идеальными объектами и являются ненасыщаемыми даже теоретически.

Кроме того, есть еще и специфические пограничные потребности: на стыке биологической потребности в продолжении рода и социальной потребности в эмоциональном контакте формируется потребность в любви; а на стыке социальной потребности в социальном статусе и идеальной потребности в новой информации формируется такая известная потребность, как власть. Обе эти пограничные потребности практически не насыщаемы и служат, в том числе возможности сублимации идеальных потребностей в более привычных формах — половые связи и властные взаимодействия.


☺ Седина в бороду — бес в ребро!


Набор потребностей у человека не является раз и навсегда фиксированным. По мере обретения опыта удовлетворения потребностей, они имеют тенденцию развиваться. «Чем шире и разнообразней деятельность по удовлетворению потребностей, тем шире и разнообразнее сами потребности» (Леонтьев А. Н.). Кроме того, одна и та же потребность может одновременно относиться ко всем трем группам потребностей. Например, пища может выступать одновременно как средство питания, как символ социального статуса, как объект теоретического исследования и т. д.

Но в целом набор потребностей у людей примерно одинаков. Только их иерархия по степени субъективного предпочтения несколько отличается. Поэтому договориться с другими людьми на языке потребностей, может быть, и возможно, но психологически крайне неудобно: всем нужно одно и то же. А поскольку удовлетворение всех потребностей в человеческом сообществе социализировано, процесс их удовлетворения ограничивается конвенциональными нормами, допустимыми с точки зрения «общественной морали». Так, потребность в продолжение рода маскируется желанием вступить в брак, стремление к власти — заботой о благе народа, повышение социального статуса через брак по расчету — внезапно вспыхнувшими чувствами, желание обладать — стремлением познать и т. д., и т. п. Искреннее поведение очень часто может повлечь за собой отрицательные санкции: либо со стороны внутренней (идеальное представление о себе), либо со стороны внешней (реакция окружения), что зависит от жесткости социальной регламентации в данной общности людей.

В указанном процессе инструментальное сознание опирается прежде всего на память, где хранятся способы удовлетворения данной потребности в прошлом: так сказать, готовые рецепты, проекты и несбывшиеся мечты. В этом смысле память человека составляет уровень организации его инструментального сознания — его фундамент и опору.

Память о предыдущих способах удовлетворения потребности позволяет человеку перейти к анализу, какая из прошлых ситуаций наиболее подходит к настоящему моменту. Если же следов прошлых удовлетворений потребности обнаружить в памяти не удается, человек вынужден создавать соответствующий план действий заново. Но и в том, и в другом случае продукция инструментального сознания становится явленной человеку в форме задачи, которую необходимо решить. Поэтому уровнем функционирования инструментального сознания является рассудочная деятельность, т. е. процесс мышления, понимаемого в данном случае как процесс решения умственных задач.


☺ А задачки-то с подковырочкой, не решишь — без обеда останешься!


Уровнем связи инструментального сознания является переработка информации. В самом деле, для нехаотичной деятельности сознания в нем должно сформироваться некоторое организованное представление об актуальном внешнем мире. Этому служит поток разнообразных сигналов, поступающих в сознание от всех психологических функций человека. Данные сигналы и формируют тот информационный комплекс, который воспринимается инструментальным сознанием как внешний (по отношению к нему) раздражитель, предопределяющий направленность его последующей реакции. На основе полученной информации формируется психологическая установка личности, которая отражается в сознании соответственно содержанию актуальной потребности. Тот факт, что психологическая установка личности, равно как и актуальная потребность, могут человеком вообще никогда не осознаваться, не отменяет самого процесса ее (установки) формирования.


☺ Будь готов — всегда готов!


Потребности, как правило, не даны осознаванию непосредственно. Они представлены через набор мотивов, т. е. «хочу это». В том случае, когда истинное «хочу» снижает самооценку, происходит наиболее типичный обман себя, формируется так называемый защитный мотив, в котором истинная цель маскируется другой, более приемлемой для себя или окружающих.


☺ Не о себе забочусь — о людях!!!


Потребности всегда удовлетворяются через социальную среду. И для удовлетворения потребностей в социальной среде необходимо найти соответствующие объекты или социально адаптированные формы отношений. Эти объекты и формы отношений составляют для человека субъективные ценности и реально представительствуют от имени его потребностей.

Ценности и потребности

У каждого человека имеется структура ценностей, причем достаточно индивидуального характера как в части самого набора ценностей, так и в части их иерархического взаиморасположения.

Будучи частью содержания сознания, структура ценностей накладывает отпечаток на личность человека, а значит, и поведение. И наоборот, сознательное формирование и развитие личности невозможно без работы по изменению структуры и иерархии ценностей.

С одной стороны, структура ценностей формируется под воздействием социального окружения. С другой — сами ценности, а особенно их иерархия, являются результатом субъективного предпочтения. Таким образом, сознание человека содержит будто бы две ценностные структуры. Одну из них (одобряемую ближним социумом) он готов афишировать и старается подтвердить всем своим поведением. Другую (внутреннюю) — он, как правило, скрывает от всех, часто и от самого себя. Разрыв между этими ценностными структурами заполняется сознательной или бессознательной ложью, что выступает источником сильного, внутреннего психологического напряжения. Стало быть, знание реальной структуры ценностей личности выступает не только фактором, определяющим эффективность рассудочной деятельности, но и залогом собственного психического здоровья[1].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология"

Книги похожие на "Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Калинаускас

Игорь Калинаускас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Калинаускас - Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология"

Отзывы читателей о книге "Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.