» » » » Николай Кузанский - Об учёном незнании (De docta ignorantia)


Авторские права

Николай Кузанский - Об учёном незнании (De docta ignorantia)

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Кузанский - Об учёном незнании (De docta ignorantia)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Об учёном незнании (De docta ignorantia)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Об учёном незнании (De docta ignorantia)"

Описание и краткое содержание "Об учёном незнании (De docta ignorantia)" читать бесплатно онлайн.



Николай Кузанский, Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс (нем. Nicolaus Krebs, лат. Nicolaus Cusanus; 1401, Куза на Мозеле — 11 августа 1464, Тоди, Умбрия) — крупнейший немецкий мыслитель XV в., кардинал, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.

"Собираясь говорить о высшем искусстве незнания, я обязательно должен разобрать природу самой по себе максимальности. Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно единому. Поэтому максимальность совпадает с единством, которое есть и бытие."


Перевод и примечания В. Бибихина






118

II 9, 142; 148 – 150.

119

II 9, 149-150 (никаких истинных форм вне Бога нет).

120

Подразумевается: "…не в качестве их механической суммы, а в качестве целого, предполагающего эти необходимые моменты своего развертывания". Ср. II 4, 116 и прим. 29; О предп. I 2, 8; Прост. об уме 6, 90.

121

Здесь тоже видят формулировки Тьерри Шартрского: "Если кто-то отвлечет в уме от вещи ее форму, останется, надо думать, одна возможность (материя), неким образом свободная от форм" (Коммент. на Боэция "О Троице" II 19); "Аристотель называет материю нетелесным телом" (II 27); "Не следует полагать, будто Платон утверждал совечность материи Богу" (II 25).

122

Лишенность – см. Платон. Тимей 50e.

123

Жизненный корень – см. Халкидий. Коммент. к "Тимею" 29-31; 54; ср. "Тимей" 30b-31b; 34b.

124

"Семенные логосы" стоиков развертываются в мир извнутри себя. Ложка делается через удаление частей – ср. Прост. об уме I, 62; 5, 86; 10, 127.

125

Ср. Августин. Исповедь XII 6: материя – "бесформенное почти ничто", созданное Богом из ничего как материал для сотворения мира; Иоанн Скот Эриугена. О раздел. природы II 15. –

126

Ср. II 2, 99-100; 8, 139; Прост. об уме 6, 96. Т. е. хотя детерминированность существующего абсолютна, конкретно оно определяется случайными обстоятельствами своего возникновения.

127

I 16, 42.

128

О судьбе в субстанции см. II 7, 129 и прим. 42.

129

Изложение, возможно, по Тьерри Шартрскому. Ср. также О предп. II 10, 128 и прим. 44; Прост. об уме 7, 100-102; 8, 112-115.

130

Понимание души как числовой гармонии идет от пифагорейства (Филолай, фр. A 23; B 11 по Дильсу), Платона ("Тимей" 35a, 37a) и платоников ("самодвижущееся число" Ксенократа, фр. 60 по Хейнце; Аристотель. О душе I 2, 404b 27-30; Макробий. Коммент. на "Сон Сципиона" I 14, 19-20) до платонических пифагорейцев средневековья, из которых Николай Кузанский определенно знал Абеляра (см. "Христ. теология" I 5), Иоанна Солсберийского (см. "О семижды семи" 4). Ср. Прост. об уме 7, 97 и прим. 38.

131

О форме форм см. I 23, 70; II 2, 103.

132

См. выше, прим. 37. Мышление есть абстрагирующее уподобление – тезис Аристотеля ("О душе" III 8) в формулировке Фомы и Бонавентуры.

133

Философское толкование мифа о трех парках было известно средневековью через Халкидия (Коммент. на "Тимея" 144).

134

См. Диал. о становл. 4, 165; Компендий 5.

135

Матф. 10, 19-20. Ср. О предп. II 16, 159 и прим. 57; Об пск. Бога 2, 33 и прим. 14; 2, 35 и прим. 17.

136

См. О предп. II 9-10.

137

О троичности Вселенной см. II 7, 127; 130.

138

По правилу отсутствия точности, см. I 3, 9; 17, 49; II 1, 95.

139

О совпадении частей бесконечного круга см. I 23, 70.

140

Т. е. ввиду совпадения центра с полюсами, см. II, 159-161.

141

Согласно гипотезе Аристотеля, что причина раскаленности звезд – их трение о воздух.

142

См. Платон. Тимей 38cd; Макробий. Коммент. на "Сон Сципиона" I 19, 2.

143

О четверичной прогрессии см. О предп. I 3-8 и др. В "Ученом незнании" она упоминается только здесь.

144

Премудр. 11, 21. Ср. Прост. об опытах с весами 1 и прим. 1.

145

"Георгики" 4, 226.

146

III 9, 233 слл., особенно III 10, 239.

147

У Платона космос – живое тело ("Тимей" 30b, 38e), но образа Земли как животного у него нет.

148

Ср. Дионисий Ареопагит. О небесн. иерархии 15, 2: огонь "и ярко пронизывает все и далек от всего, вместе светел и как бы сокрыт, ибо незаметен сам по себе без присутствия материи, в которой являет свое действие". См. Об иск. Бога 3, 46.

149

Вариация августиновской "Исповеди" Х 6, 9. Ср. также Плотин. Эннеады III.2, 3.

150

I 5, 13. См. также О предп. I 10, 50 и прим. 38.

151

А максимальный вид совпал бы с минимумом, и наоборот. Движение верхнего вниз – вместе и движение низшего вверх в круговороте (ср. О предп. I 4, 16 и прим. 16; I 8, 36; I 10, 53 и прим. 40; II 5, 96 и прим. 18-19; II 10, 140-14, 166).

152

См. О предп. II 10, 123; 128; II 13, 137; 138.

153

Порядок и гармония как число – см. I 1, 3 и прим. 3; I 5, 13. См. также О предп. 15, 17 и прим. 18.

154

См. I 3, 10 и прим. 13.

155

См. О предп. II 2, 80-86.

156

См. I 13-17; 21, 64.

157

См. I 5, 13-6, 17.

158

Всетождественность максимальности – тема диалогов "О становлении", "О бытии-возможности".

159

Откр. 21, 17.

160

I 24, 80; II 7, 129.

161

Кол. 1, 14-20.

162

I 16, 45; 50; II 4, 116-5, 122.

163

Кол. 2, 9-10.

164

См. III 1, 183-187 и прим. 2.

165

Ср. I 25, 84 о бесконечном Термине (римском божестве межи и границы), которому нет предела.

166

II 7, 130; 10, 154.

167

См. О богосын. 4, 74-75; Диал. о становл. 4, 165-167.

168

Т. е. повседневные критерии бессильны при оценке истинной полноты бытия (по правилу несоизмеримости конечного и бесконечного).

169

Тело, названное одним из составляющих человека в "Предположениях" (II 14; 16), не упоминается здесь, поскольку речь идет лишь о том, благодаря чему он среди всех живых существ только и оказывается (existit) человеком.

170

Гнев и желание – две стороны человеческой чувственности (страстности); первый подлежит просветлению в мужество, второе – в любовь (см. Дионисий Ареопагит. О бож. именах 4, 25; О церк. иерархии 15, 8; Фома Аквинский. Сумма теол. I q. 81 a. 2).

171

Т. е. если не фактически, то по сути. Ср. II, прим. 27.

172

Посредник – Христос – см. 1 Тим. 2, 5; 2 Кор. 5, 19; 1 Иоан. 2, 1.

173

Матф. 25, 40. Ср. ниже III 12, 256.

174

См. III, 11.

175

Лук. 24, 25 ("пострадать и войти в славу").

176

Иоан. 12, 24-25. Слова Истины – т. е. Христа.

177

Ср. Иоан. 3, 14.

178

Т. е. путем знающего незнания.

179

Лук. 24, 46.

180

См. Иоан. 10, 17-18 (соединение двух стихов).

181

Природа человечности (natura humanitatis) – то же, что человеческая природа (humana natura), но в аспекте ее соединения в Христе с божественной.

182

О почитании Христа у мусульман см. О согл. веры 8, 23; II, 29-35; 12, 39; 41; 14, 46; 16, 58.

183

Ср. Пс. 18, 2 ("небеса проповедуют…"); 148, 1; 4.

184

Ср. Евр. 12, 29 ("Бог наш есть огнь поядающий").

185

 Подразумевается: "…будь оно одушевленным и разумным". Самодеятельными, живыми и разумными выступают зеркала (II 2, 103), картины (II 2, III), железо (Прост. о мудр. I 16), воск (Прост. об уме 7, 101 слл.) и др. "Претерпевания" геометрических фигур по сути дела тоже предполагают их одушевленность: вне образа ожившей линии, начинающей самопроизвольно осуществлять свои возможности, трудно понять, например, текст I 13, 36.

186

См. кн. II, прим. 27.

187

Традиционный образ: дух относится к разуму, как свет к теплу, первый доступен только зрячим, второе – и слепым.

188

См. III 6, 152: рациональность – зенит чувства, горизонт интеллекта. Ср. Охота за мудр. 32, 85.

189

Ср. Кол. 3, 1-3; 2 Кор. 5, 4. – 170.

190

Августиновское понимание добродетели как дара свыше.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Об учёном незнании (De docta ignorantia)"

Книги похожие на "Об учёном незнании (De docta ignorantia)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Кузанский

Николай Кузанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Кузанский - Об учёном незнании (De docta ignorantia)"

Отзывы читателей о книге "Об учёном незнании (De docta ignorantia)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.