Николай Кузанский - Об учёном незнании (De docta ignorantia)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Об учёном незнании (De docta ignorantia)"
Описание и краткое содержание "Об учёном незнании (De docta ignorantia)" читать бесплатно онлайн.
Николай Кузанский, Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс (нем. Nicolaus Krebs, лат. Nicolaus Cusanus; 1401, Куза на Мозеле — 11 августа 1464, Тоди, Умбрия) — крупнейший немецкий мыслитель XV в., кардинал, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель.
"Собираясь говорить о высшем искусстве незнания, я обязательно должен разобрать природу самой по себе максимальности. Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно единому. Поэтому максимальность совпадает с единством, которое есть и бытие."
Перевод и примечания В. Бибихина
118
II 9, 142; 148 – 150.
119
II 9, 149-150 (никаких истинных форм вне Бога нет).
120
Подразумевается: "…не в качестве их механической суммы, а в качестве целого, предполагающего эти необходимые моменты своего развертывания". Ср. II 4, 116 и прим. 29; О предп. I 2, 8; Прост. об уме 6, 90.
121
Здесь тоже видят формулировки Тьерри Шартрского: "Если кто-то отвлечет в уме от вещи ее форму, останется, надо думать, одна возможность (материя), неким образом свободная от форм" (Коммент. на Боэция "О Троице" II 19); "Аристотель называет материю нетелесным телом" (II 27); "Не следует полагать, будто Платон утверждал совечность материи Богу" (II 25).
122
Лишенность – см. Платон. Тимей 50e.
123
Жизненный корень – см. Халкидий. Коммент. к "Тимею" 29-31; 54; ср. "Тимей" 30b-31b; 34b.
124
"Семенные логосы" стоиков развертываются в мир извнутри себя. Ложка делается через удаление частей – ср. Прост. об уме I, 62; 5, 86; 10, 127.
125
Ср. Августин. Исповедь XII 6: материя – "бесформенное почти ничто", созданное Богом из ничего как материал для сотворения мира; Иоанн Скот Эриугена. О раздел. природы II 15. –
126
Ср. II 2, 99-100; 8, 139; Прост. об уме 6, 96. Т. е. хотя детерминированность существующего абсолютна, конкретно оно определяется случайными обстоятельствами своего возникновения.
127
I 16, 42.
128
О судьбе в субстанции см. II 7, 129 и прим. 42.
129
Изложение, возможно, по Тьерри Шартрскому. Ср. также О предп. II 10, 128 и прим. 44; Прост. об уме 7, 100-102; 8, 112-115.
130
Понимание души как числовой гармонии идет от пифагорейства (Филолай, фр. A 23; B 11 по Дильсу), Платона ("Тимей" 35a, 37a) и платоников ("самодвижущееся число" Ксенократа, фр. 60 по Хейнце; Аристотель. О душе I 2, 404b 27-30; Макробий. Коммент. на "Сон Сципиона" I 14, 19-20) до платонических пифагорейцев средневековья, из которых Николай Кузанский определенно знал Абеляра (см. "Христ. теология" I 5), Иоанна Солсберийского (см. "О семижды семи" 4). Ср. Прост. об уме 7, 97 и прим. 38.
131
О форме форм см. I 23, 70; II 2, 103.
132
См. выше, прим. 37. Мышление есть абстрагирующее уподобление – тезис Аристотеля ("О душе" III 8) в формулировке Фомы и Бонавентуры.
133
Философское толкование мифа о трех парках было известно средневековью через Халкидия (Коммент. на "Тимея" 144).
134
См. Диал. о становл. 4, 165; Компендий 5.
135
Матф. 10, 19-20. Ср. О предп. II 16, 159 и прим. 57; Об пск. Бога 2, 33 и прим. 14; 2, 35 и прим. 17.
136
См. О предп. II 9-10.
137
О троичности Вселенной см. II 7, 127; 130.
138
По правилу отсутствия точности, см. I 3, 9; 17, 49; II 1, 95.
139
О совпадении частей бесконечного круга см. I 23, 70.
140
Т. е. ввиду совпадения центра с полюсами, см. II, 159-161.
141
Согласно гипотезе Аристотеля, что причина раскаленности звезд – их трение о воздух.
142
См. Платон. Тимей 38cd; Макробий. Коммент. на "Сон Сципиона" I 19, 2.
143
О четверичной прогрессии см. О предп. I 3-8 и др. В "Ученом незнании" она упоминается только здесь.
144
Премудр. 11, 21. Ср. Прост. об опытах с весами 1 и прим. 1.
145
"Георгики" 4, 226.
146
III 9, 233 слл., особенно III 10, 239.
147
У Платона космос – живое тело ("Тимей" 30b, 38e), но образа Земли как животного у него нет.
148
Ср. Дионисий Ареопагит. О небесн. иерархии 15, 2: огонь "и ярко пронизывает все и далек от всего, вместе светел и как бы сокрыт, ибо незаметен сам по себе без присутствия материи, в которой являет свое действие". См. Об иск. Бога 3, 46.
149
Вариация августиновской "Исповеди" Х 6, 9. Ср. также Плотин. Эннеады III.2, 3.
150
I 5, 13. См. также О предп. I 10, 50 и прим. 38.
151
А максимальный вид совпал бы с минимумом, и наоборот. Движение верхнего вниз – вместе и движение низшего вверх в круговороте (ср. О предп. I 4, 16 и прим. 16; I 8, 36; I 10, 53 и прим. 40; II 5, 96 и прим. 18-19; II 10, 140-14, 166).
152
См. О предп. II 10, 123; 128; II 13, 137; 138.
153
Порядок и гармония как число – см. I 1, 3 и прим. 3; I 5, 13. См. также О предп. 15, 17 и прим. 18.
154
См. I 3, 10 и прим. 13.
155
См. О предп. II 2, 80-86.
156
См. I 13-17; 21, 64.
157
См. I 5, 13-6, 17.
158
Всетождественность максимальности – тема диалогов "О становлении", "О бытии-возможности".
159
Откр. 21, 17.
160
I 24, 80; II 7, 129.
161
Кол. 1, 14-20.
162
I 16, 45; 50; II 4, 116-5, 122.
163
Кол. 2, 9-10.
164
См. III 1, 183-187 и прим. 2.
165
Ср. I 25, 84 о бесконечном Термине (римском божестве межи и границы), которому нет предела.
166
II 7, 130; 10, 154.
167
См. О богосын. 4, 74-75; Диал. о становл. 4, 165-167.
168
Т. е. повседневные критерии бессильны при оценке истинной полноты бытия (по правилу несоизмеримости конечного и бесконечного).
169
Тело, названное одним из составляющих человека в "Предположениях" (II 14; 16), не упоминается здесь, поскольку речь идет лишь о том, благодаря чему он среди всех живых существ только и оказывается (existit) человеком.
170
Гнев и желание – две стороны человеческой чувственности (страстности); первый подлежит просветлению в мужество, второе – в любовь (см. Дионисий Ареопагит. О бож. именах 4, 25; О церк. иерархии 15, 8; Фома Аквинский. Сумма теол. I q. 81 a. 2).
171
Т. е. если не фактически, то по сути. Ср. II, прим. 27.
172
Посредник – Христос – см. 1 Тим. 2, 5; 2 Кор. 5, 19; 1 Иоан. 2, 1.
173
Матф. 25, 40. Ср. ниже III 12, 256.
174
См. III, 11.
175
Лук. 24, 25 ("пострадать и войти в славу").
176
Иоан. 12, 24-25. Слова Истины – т. е. Христа.
177
Ср. Иоан. 3, 14.
178
Т. е. путем знающего незнания.
179
Лук. 24, 46.
180
См. Иоан. 10, 17-18 (соединение двух стихов).
181
Природа человечности (natura humanitatis) – то же, что человеческая природа (humana natura), но в аспекте ее соединения в Христе с божественной.
182
О почитании Христа у мусульман см. О согл. веры 8, 23; II, 29-35; 12, 39; 41; 14, 46; 16, 58.
183
Ср. Пс. 18, 2 ("небеса проповедуют…"); 148, 1; 4.
184
Ср. Евр. 12, 29 ("Бог наш есть огнь поядающий").
185
Подразумевается: "…будь оно одушевленным и разумным". Самодеятельными, живыми и разумными выступают зеркала (II 2, 103), картины (II 2, III), железо (Прост. о мудр. I 16), воск (Прост. об уме 7, 101 слл.) и др. "Претерпевания" геометрических фигур по сути дела тоже предполагают их одушевленность: вне образа ожившей линии, начинающей самопроизвольно осуществлять свои возможности, трудно понять, например, текст I 13, 36.
186
См. кн. II, прим. 27.
187
Традиционный образ: дух относится к разуму, как свет к теплу, первый доступен только зрячим, второе – и слепым.
188
См. III 6, 152: рациональность – зенит чувства, горизонт интеллекта. Ср. Охота за мудр. 32, 85.
189
Ср. Кол. 3, 1-3; 2 Кор. 5, 4. – 170.
190
Августиновское понимание добродетели как дара свыше.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Об учёном незнании (De docta ignorantia)"
Книги похожие на "Об учёном незнании (De docta ignorantia)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Кузанский - Об учёном незнании (De docta ignorantia)"
Отзывы читателей о книге "Об учёном незнании (De docta ignorantia)", комментарии и мнения людей о произведении.