Авторские права

Юрий Орлов - Стыд. Зависть

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Орлов - Стыд. Зависть" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Орлов - Стыд. Зависть
Рейтинг:
Название:
Стыд. Зависть
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
5-900736-34-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Стыд. Зависть"

Описание и краткое содержание "Стыд. Зависть" читать бесплатно онлайн.



Стыд и зависть являются наиболее опасными и разрушительными эмоциями, которые, по выражению мудрецов всех народов, препятствуют просветлению и восхождению «на гору самопознания». Вопрос о том, как избавиться от этих внутренних мучений, настоящей болезни души, по-разному решается в отечественных и зарубежных системах воспитания и самопознания. Теория саногенного (оздоравливающего) мышления предлагает уникальный подход и методы правильного, то есть сознательного переживания стыда и зависти на основе знаний об «архитектуре этих эмоций».

Подавление и уничтожение любых эмоциональных состояний может привести к эмоциональной тупости человека, поэтому гораздо разумнее постичь внутренние механизмы эмоций, научиться ими управлять и превратить их в призму, через которую мудрый человек видит свое истинное Я. Так, стыд способствует развитию личности, осуществляя надзор за нами изнутри, программируя наше поведение в соответствии с требованиями семьи, общества и культуры. Но с того времени как личность сложилась, она уже не нуждается в постоянном контроле. Поступки взрослого не должны определяться стыдом и завистью, поэтому зрелый человек бесстыден и независтлив в том смысле, что позволяет этим эмоциям терзать и мучить себя лишь очень короткое время, а затем управление его действиями должен взять на себя его Величество Разум.

Четкое и конкретное «размысливание стыда» на основе специальных вопросов, разработанных автором этой книги, — надежный путь самопознания и различения того, каким человеку хочется казаться, и того, каков он есть согласно собственной Я-концепции. В работе с завистью описанная техника поможет выявлению тех черт нашего характера, на основе которых мы вовлекаемся в безжалостную гонку конкуренции между людьми в обществе, что может привести к потере индивидуальности.

В этой книге впервые широко использованы материалы публичных лекций и индивидуальных консультаций Ю. М. Орлова, поэтому особый интерес вызывают конкретные примеры авторского анализа болезненных жизненных ситуаций, связанных с часто трудно распознаваемыми проявлениями стыда и зависти. Эта книга для тех, кто сознательно хочет избавиться от состояния «зомбирования стыдом и завистью», покончить с переживанием внутренней разорванности и чувством неполноценности, а взамен обрести внутреннюю свободу и радостную гармонию с самим собой и окружающим миром.






Мне сейчас стыдно. Почему?

Мое поведение или состояние обладает следующими признаками: скажем, я оказался не таким умным, или не таким богатым, или не так красиво одетым, или у меня не те родственники, или я принадлежу не к той группе людей и так далее. Значит, нужно представить противоположное указанным признакам качество, которое, по-видимому, содержится в вашей Я-концепции.

Следовательно, ваша концепция содержит в себе черты: или «умный», или «богатый или должен быть богатым», «я должен быть хорошо одет», «я обязательно должен принадлежать именно к той группе людей, к которой я не принадлежу», или «у меня не те родственники». Почему я должен быть таким, какое предусмотрено в моей Я-концепции?

Ведь именно от неспособности ответить себе на эти вопросы мне делается стыдно!

Духовное зрение

Существует обычное зрение, когда мы видим то, что перед нашими глазами. Духовное зрение — это когда мы видим то, чего нет перед глазами, но существует в скрытом виде. Атом или молекулу я не вижу, но знаю об их существовании и даже о некоторых их свойствах. Я представлю и «вижу» то, что существует невидимо для моих глаз, но могу обнаружить с помощью приборов. Однако я могу видеть вещи, телесно не существующие, например отношения брат-сестра, которые я вижу умозрительно. Этот человек стыдится, и это я вижу через его поведение благодаря умозрению. Свой собственный стыд я вижу по своим переживаниям, которые обозначаются словом «стыдно». Однако к стыду можно относиться не только как к объекту умозрения и понимания, а как к средству, с помощью которого я могу увидеть такое, что невозможно увидеть, не переживая стыда, а именно — черты своей Я-концепции.

Эмоция как линза для умозрения

Издревле мудрецы всех народов рассматривали эмоции как препятствие к просветлению и к восхождению на «гору самопознания». Они делали все, чтобы устраниться от жизни и не переживать эмоции, как это происходит со светскими людьми. Это коренная ошибка практики духовного опыта, которая устраняется в системе саногенного мышления.

Для идущего по пути самопознания важно не устраняться от эмоций, а правильно, с пользой для себя переживать их. В своих книгах «Обида. Вина», «Постижение переживаний. Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)» я описал, как это следует делать. Сейчас я попытаюсь описать то, как стыд превращается в призму, через которую мудрый видит себя. Посмотрим, как осуществляется это духовное зрение.

Например, вам стало стыдно от незнания чего-то. Значит, в вашей Я-концепции содержится черта «Я — знающий именно это!» Иначе чем объяснить ваш стыд? У вас есть возможность обдумать эту черту и согласиться с ней, принять ее или отказаться считать себя знающим. Лучше всего думать так: «Я это знаю. Хорошо. Но если не знаю, сегодня без этого обойдусь!» Или «Почему мне стыдно? Ах да! Для меня важно произвести впечатление знающего на других и иметь преимущества! Значит, дело совсем не в знании, а во впечатлении. Это же совсем другое и мало имеет отношения к познанию. Поэтому мне придется поработать над своим желанием производить впечатление на других».

Клиент, который обращается к консультанту по поводу того, что он считает себя слабым в сексуальном отношении, на самом деле бессознательно считает себя сильным мужчиной, так как жалуется на гнетущее чувство стыда по поводу неудач в сексе. Если бы он не был таков в своей Я-концепции, то откуда взяться стыду? Психолог дает ему понять, что такого рода неудачи встречаются в жизни любого мужчины, независимо от его сексуального потенциала. Такое знание корректирует ожидания пациента.

Все перечисленные выше случаи предполагают ответы на вопросы:

«Реалистичны ли ваши бессознательные ожидания относительно самого себя? Разумна ли ваша Я-концепция?»

«Я стыжусь своих родственников. Не абсурдно ли мое ожидание, что у меня должны быть иные родственники?»

«Я стыжусь своей некомпетентности. В то время как мне достоверно известно, что сила интеллекта у каждого колеблется, и даже гении делают глупости, и нет человека, который временами, когда у него плохой период, не был бы глупым. Не бессмысленно ли требовать от себя всегда быть в любой ситуации умным? Нет мужчины, который временами не оказался бы несостоятельным с женщиной».

Наш стыд говорит о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о стыде — один из надежных путей самопознания и различения того, каким сознательно мне хочется казаться, и того, каков я есть согласно моей Я-концепции.

8. Нейтрализация стыда

Человек обычно пытается справиться со своими эмоциями путем их подавления, привыкания. «Если привыкнуть к какой-либо эмоции, — думает он, — то она перестанет причинять боль». Античный философ Диоген считал, что стыд можно искоренить и нейтрализовать, если демонстративно нарушать запреты и привыкнуть совершать стыдные действия. Он и его ученики на площадях Афин занимались мастурбацией и позволяли себе совокупляться, считая, что так можно изжить половой стыд. Современные хиппи бросают вызов обществу тем, что отказываются выполнять его нормы и требования. Однако такое насилие над самим собой лишь приводит к подавлению эмоции, которая выступает наружу окольными путями. Я присутствовал на психотренинге, где застенчивых людей психолог учит вести себя бесцеремонно и нагло. Однако из этого получится наглый застенчивый человек. Подлинное изживание эмоции состоит не в ее уничтожении, а в повышении уровня контроля над ней. Нельзя идти против природы человека, наделившей эмоции функциями, без которых человек не может обойтись.

Единственно правильный путь адаптации к своим эмоциям это научиться правильно обижаться, правильно быть виноватым, правильно оскорбляться и правильно стыдиться, так, чтобы опыт переживания способствовал личностному росту и повышению саморегуляции.

Быть ни хорошим, ни плохим

Человек не может быть всегда хорошим. Когда-то он бывает еще и плохим. Я, конечно, не могу сказать другим прямо об этом, поскольку они могут обидеться: «Он плохой, да еще и не хочет стать хорошим, не желает исправляться, какая наглость!»

Чтобы снять напряжение стыда, мне нужно просто попросить прощения у самого себя, независимо от того, хорош я или плох, обоснованы или не обоснованы мои ожидания к самому себе. Тайна силы христианства состоит в признании догмата о первородном грехе. Наивные критики рассматривают это требование веры как самооправдание и неуважение религии к человеку. «Как это бесчеловечно! Один человек — Адам — согрешил, и теперь за него наказан весь человеческий род!» — думают они в своем светском невежестве, перенося юридические понятия вины на понимание духовного. Они не понимают того, что человеку, принявшему себя несовершенным, легче корректировать свою Я-концепцию. Верующему это делать легче, так как он грешен и просит прощения у своего Бога: «Прости меня, Боже, за мою глупость!» Разделяя догмат о первородном грехе, он говорит, обращаясь к Богу: «Грешен и каюсь!»

Истинному атеисту это делать трудно, ибо у него, как он думает, нет Бога и он, в отличие от истинного христианина, хорош, не грешен. Ему в этом случае остается только либо раздвоение личности, из которых один грешен, а другой чист, либо изучение саногенного мышления.

Радикальное средство снятия у себя чувства стыда — принять себя несовершенным, любить себя и плохого.

Я-концепция программирует мое поведение

Любая оценка — это некоторая модель, под которую подгоняется поведение человека, стандарт, который навязывается ему.

Я-концепция, — это мой собственный стандарт. Моя привычка жестко оценивать себя происходит от привычки жестко оценивать других. Если же другие постоянно оценивают меня, то они усиливают мою привычку судить других и тем самым судить себя.

Оценка — завуалированное насилие. Спаситель радикально отрицал насилие и поэтому учил не судить.

Имитация стыда

Стыд нас жестко программирует: «Бичуемые стыдом, они влекутся к добродетели». При бичевании существует боль, которую, естественно, стремятся ослабить. Бичуемые совершают телодвижения, которые, как они надеются, уменьшают боль. Причем характер этих защитных действий не зависит от того, кто нас бичует: другой человек, который повышает свои требования, стыд или вина. Посмотрим, как поступают в жизни люди, если кто-то их жестко программирует, постоянно повышая требования.

Каждому известно, что дети в этом случае, бессильные сопротивляться, например, делают вид, что они следуют этим требованиям. Они поступают разумно, когда играют в исполнение требований. Более того, они проигрывают ситуации, которые чем-то их ранили. Чтобы ребенок играл во врача, надо чтобы он испытывал ужас перед посещением врача. Для того чтобы он играл в учителя, он должен испытывать страх наказания за несоблюдение его требований.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Стыд. Зависть"

Книги похожие на "Стыд. Зависть" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Орлов

Юрий Орлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Орлов - Стыд. Зависть"

Отзывы читателей о книге "Стыд. Зависть", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.