Ян МЕЛИН и др. - История Швеции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Швеции"
Описание и краткое содержание "История Швеции" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой вниманию читателей книге изложена история Швеции с древнейших времен и до конца XX века. Свой труд шведские историки адресуют, прежде всего, учащейся молодежи, однако все те, кого интересует история одного из ближайших соседей России на европейском Севере, найдут в нем много нового и познавательного. Книга снабжена иллюстрациями, картами, схемами и таблицами.[1]
В соответствии с отмеченным выше, характерным для Реформации принципом обращения к первоисточникам в 1526 году на шведский язык был переведен Новый завет, а в 1541 году – полностью вся Библия была переложена на народный язык. В годы Реформации усилилось требование, чтобы центральное место в приходской жизни заняла проповедь. Его выполнение теперь облегчалось тем, что свя- щенники могли проповедовать на родном языке. Через проповедь верующие должны были воспринимать «чистое слово Божье». Суть заключалась в том, чтобы освободить богослужение от всего, что противоречило основному принципу Реформации: «Спасение одной милостью Божьей». /95/
Следующий период Реформации наступил с приходом в 1569 году к власти Юхана III (1537–92). Его программа церковной политики соединяла идею международного церковного единства с желанием, чтобы старинная церковь стала образцом церковной жизни. В итоге появился печатный церковный ордонанс 1571 года, выпущенный под названием Nova Ordinantia в 1575 году. Год спустя Юхан издал большой литургический ордонанс, Liturgia suecanae ecclesiae, названный «Красной книгой». Он попытался также восстановить разрушенную во время Реформации систему высшего образования и наладить отношения с Римом. Это встретило противодействие и послужило началу так называемой литургической борьбы (1576–93). Во главе сопротивления встал брат Юхана – Карл, герцог Сёдерманландский, симпатизировавший кальвинистам, который впоследствии стал королем Карлом IX.
Герцог Карл использовал политическую ситуацию, чтобы укрепить свою власть. Шагом к этому стал созыв в 1593 году церковного собора в Упсале, целью которого была отмена церковных реформ Юхана. Ордонанс 1571 года и Confessio Augustana (Аугсбургское исповедание), немецкое исповедание 1530 года были официально приняты в качестве норм церковной жизни. Таким образом, было полностью восстановлено ортодоксальное лютеранское вероучение, шведская государственная церковь приняла форму, сохранившуюся до настоящего времени.
Свен-Эрик Бродд
Драматические 1590-е годы и время Карла IX
(1592–1611)
/96/ В 1587 году Сигизмунд был избран королем Польши, и когда его отец Юхан III скончался в 1592 году, он унаследовал королевский трон в Швеции в соответствии с Вестеросским законом о престолонаследии 1544 года. Польша и Швеция, таким образом, заключили личную унию, возглавлявшуюся католическим королем.
После заседания в 1527 году риксдага в Вестеросе, решавшего проблемы реформации церкви, ее положение в Швеции было шатким, она еще не нашла опоры в евангелистско-лютеранском учении. Непримиримые противоречия существовали между различными религиозными направлениями: евангелистско-лютеранскому протестантизму (реформаторам) противостояли кальвинизм (Эрик XIV, Карл IX) и католицизм (большие группы паствы в деревнях; Сигизмунд). Ордонанс Юхана III о литургии от 1576 года – «Красная книга» – был попыткой компромисса, который, однако, не привел к примирению, а, скорее, усилил религиозные противоречия в стране.
Многие были обеспокоены направлением политического и религиозного развития после того, как на престол вступил католический король, который к тому же был главным представителем антиреформаторских сил в Северной Европе.
Сигизмунда ожидали в Швеции на похороны отца и собственную коронацию. Еще до того, как он вступил на шведскую землю, ведущие евангелистско-лютеранские церковные деятели и политики собрались в марте 1593 года на церковный собор в Упсале. На этой встрече (Упсальский собор) было принято Аугсбургское исповедание, что означало признание евангелистско-лютеранского учения государственной религией. Одновременно упразднялась «Красная книга».
В сентябре 1593 года Сигизмунд прибыл в Швецию со своими советниками и вооруженными отрядами. Он отказался признать решения Упсальского собора, поскольку сам не участвовал в их принятии. Чтобы продемонстрировать свое отношение к ним, он устроил католические богослужения в Стокгольме.
На похороны Юхана III были созваны все сословия; герцог Карл явился с большим вооруженным отрядом. При виде этой скрытой угрозы Сигизмунд был вынужден, внутренне не соглашаясь с этим, признать решения Упсальского собора и пообещать брать на государственную службу только лютеран. /97/
Осенью 1593 года Сигизмунд вернулся в Польшу. В его отсутствие управление Швецией возлагалось на герцога Карла и совет. На местах же Сигизмунд оставил своих наместников, которые не были подотчетны шведскому правительству. Герцог Карл и члены государственного совета были против этого, так как полагали, что шведское правительство должно обладать всей полнотой власти в стране. Карл считал к тому же, что он должен управлять страной в качестве регента.
Однако члены государственного совета не были готовы заходить столь же далеко в своих требованиях к Сигизмунду, как герцог Карл. В правительстве возникли противоречия, которые постепенно привели к полному разрыву между герцогом Карлом и государственным советом. Тогда он обратился за поддержкой к сословиям. Вопреки категорическому запрету Сигизмунда, он созвал в 1595 году риксдаг в Сёдерчёпинге, который предоставил ему полномочия управлять государством в качестве регента, руководствуясь «советом совета».
Существовавшие ранее разногласия между Сигизмундом и шведским правительством (герцогом Карлом и дворянством совета) переросли в противоречия между герцогом Карлом и сословиями, с одной стороны, и Сигизмундом и большей частью шведского государственного совета – с другой. Причина перехода государственного совета на сторону Сигизмунда заключалась в том, что, выбирая между единовластным регентом, в которого, как опасались, превратится Карл, и союзным королем, находившимся в Польше и имевшим ограниченную власть в Швеции, они предпочли последнего, хотя он был католиком.
Сигизмунд и его сторонники (особенно наместник в Финляндии Клас Флеминг) решили покончить с герцогом Карлом. В связи с начавшейся борьбой некоторые члены совета бежали в Польшу. После нескольких стычек произошло решительное сражение при Стонгебру у Линчёпинга, после которого Сигизмунд был вынужден заключить договор о перемирии (1598). По договору, он обещал прибыть в Стокгольм и созвать риксдаг, а в будущем править, руководствуясь королевской присягой. Помимо этого, он выдал герцогу Карлу тех членов государственного совета, которые бежали в Польшу.
Однако Сигизмунд не выполнил условий договора и отплыл в Польшу, после чего риксдаг отстранил его от власти в Швеции (1599). Герцог Карл стал теперь единовластным правителем Швеции и начал жестоко мстить представителям высшего дворянства и других групп населения, которые приняли сторону Сигизмунда в борьбе за власть. В 1600 году он заставил собрание сословий приговорить некоторых /98/ своих врагов к смертной казни, например, членов государственного совета Туре Биельке, Эрика Спарре, а также Стена Банера (так называе- мая «Линчёпингская кровавая баня»).
Несколько лет спустя (1604) Карл счел, что настало время принять титул короля Карла IX.
Разрыв с Сигизмундом означал, что Польша стала врагом Швеции. В трудные для России годы «смутного времени» и Швеция, и Польша пытались воспользоваться моментом. В вооруженной борьбе, которая разразилась между ними за русские земли на Балтике, шведы не добились успеха, и когда Карл IX умер, до развязки было еще далеко: Эстляндия находилась под властью шведов, а Польша владела Ливонией.
В последние годы жизни Карла IX началась война с Данией. Внешняя политика Швеции на востоке имела целью контролировать русскую торговлю, которая велась в основном через порты Северного Ледовитого океана, и, чтобы сохранить этот контроль, Карл IX считал необходимым расширение границ шведского государства на север. Датский король считал эти территории датско-норвежскими землями. Война стала неизбежной.
Когда в 1611 году Карл IX умер, он оставил в наследство своему сыну и преемнику три войны. /99/
Хронология
1593 – Принятие лютеранского вероисповедания на церковном соборе в Упсале (март). Первый приезд из Польши в Швецию Сигизмунда в качестве короля (сентябрь).
1594 – Коронация Сигизмунда в Упсале (февраль). Герцог Карл назначается государственным советом регентом в отсутствие короля (сентябрь). Рождение Густава (II) Адольфа (декабрь).
1595 – Тявзинский мирный договор с Россией: установление границ в пользу Швеции, а также передача Швеции части Эстляндии (юго-западная часть и пограничная крепость Нарва) (май). Риксдаг в Сёдерчёпинге утверждает герцога Карла регентом (октябрь). Герцог Карл упраздняет монастырь в Вадстене (последний средневековый монастырь в Швеции) (22 ноября).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Швеции"
Книги похожие на "История Швеции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ян МЕЛИН и др. - История Швеции"
Отзывы читателей о книге "История Швеции", комментарии и мнения людей о произведении.