» » » » Ян МЕЛИН и др. - История Швеции


Авторские права

Ян МЕЛИН и др. - История Швеции

Здесь можно скачать бесплатно "Ян МЕЛИН и др. - История Швеции" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Весь Мир, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ян МЕЛИН и др. - История Швеции
Рейтинг:
Название:
История Швеции
Издательство:
Весь Мир
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-7777-0164-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Швеции"

Описание и краткое содержание "История Швеции" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой вниманию читателей книге изложена история Швеции с древнейших времен и до конца XX века. Свой труд шведские историки адресуют, прежде всего, учащейся молодежи, однако все те, кого интересует история одного из ближайших соседей России на европейском Севере, найдут в нем много нового и познавательного. Книга снабжена иллюстрациями, картами, схемами и таблицами.[1]






С переходом от аграрного к индустриальному обществу возрастает число наемных рабочих. Они вступают в профсоюзы и образуют кассы взаимопомощи. Длительное благоприятное экономическое развитие в сочетании с неучастием стра- /240/ ны в войнах и отсутствием катастроф является предпосылкой к возникновению шведской системы благосостояния. К этому надо добавить стремление политиков к перераспределению средств, полученных в результате экономического роста в пользу малоимущих групп в обществе. Из представлений о безработице как проблеме, общей для всех граждан, а не личной для отдельного человека, возникли идеи о необходимости полной занятости и социальной обеспеченности. Особенно актуальным это стало после Великой депрессии 1930-х годов. Так называемая «линия труда» должна была иметь преимущества перед «политикой выплаты пособий». Это означало, что работоспособный человек должен обеспечивать себя своим трудом, а на социальное пособие жить в случае крайней необходимости. Добросовестный работник – вот идеал народных движений, особенно рабочего движения.

Государство благосостояния основывается, таким образом, на сочетании прав и обязанностей. После второй мировой войны было организовано Управление рынком труда (AMS), чтобы с помощью местных бирж труда предоставить работу всем. Рабочие кассы еще сегодня находятся в ведении профсоюзов, хотя государство сейчас отвечает за большую часть затрат. В 1990-х годах все больше людей получали возмещение из рабочих касс, в то время как росло число переобучавшихся на различных курсах, организованных в рамках Управления рынка труда. Из-за экономического кризиса уровень денежного возмещения в системе страхования по безработице, как и других видов пособий, снизился.

Перед тем как демократия совершила прорыв в начале 1900-х годов, в стране усилилось добровольное движение за создание больничных касс – предшественниц современных страховых касс. Требования социальных реформ выдвигались как на коммунальном, так и на государственном уровне, и позже для всех шведских политических партий стало характерным стремление к проведению социально-политических реформ. В 1913 году почти единогласно риксдаг принял решение о введении всеобщей пенсии по старости. Однако только после 1948 года стало возможно жить на средства народной пенсии. Шаг за шагом ширились государственные мероприятия в этой области, и сейчас финансируемая из налоговых средств социальная защита населения включает страхование от несчастных случаев на производстве (1916–76), выплату пособия на содержание детей, воспитываемых одним родителем (1937–64), пособия семьям с детьми (1948), общее страхование по болезни (1955), выплату пенсии за выслугу лет (1960), страхование родителей (1974). Здравоохранение также финансируется общественным сектором и организуется в ландстингах.

С ростом безработицы к концу XX века в обществе широко дискутировались вопросы о зависимости от пособий («быть в тягость обществу») и жульничестве с пособиями. Эта точка зрения соответствует критическим воззрениям /241/ начала века о культивировании привычки жить на денежное вспомоществование, а не работать. Однако, вопреки сильной критике, сегодняшняя политика регулирования рынка труда и универсальная система благосостояния, за исключением пособий, выдающихся пос- ле проверки необходимости их получения, имеют широкую поддержку общественного мнения. Эта система благосостояния привлекла большое внимание за границей, получив название «шведская модель».


Свен Э. Ольссон Хорт


Дополнительная литература:

Per Gunnar Edebalk, Välfärdsstaten träder fram: svensk socialförsäkring 1884–1955. Lund 1996.

Пер Альбин Ханссон и

социал-демократическая политика

благосостояния

(1932–1939)


Выборы во вторую палату риксдага в сентябре 1932 года прошли успешно для социал-демократии и Крестьянского союза, то есть для двух партий, чьи избиратели больше всех пострадали от экономического кризиса. (К концу 1932 года безработица приблизилась к 30 %, цены на продукты сельского хозяйства после 1928 года сильно упали).

Результаты выборов позволили социал-демократам под руководством Пера Альбина Ханссона сформировать правительство. Их главная задача заключалась в том, чтобы по возможности смягчить последствия экономического кризиса и, прежде всего, справиться с безработицей. С этой целью была разработана антикризисная программа, основной целью которой был пересмотр политики, направленной на борьбу с безработицей. Комиссия по проблемам безработицы подлежала упразднению, общественные работы с выплатой заработной платы, соответствующей рыночной, заменяли существовавшую прежде систему предоставления помощи нуждающимся в работе. Тем самым покупательная способность в стране должна была вырасти, а экономика обрести новый импульс. Для финансирования общественных работ государство вынуждено было брать займы даже под угрозой дефицита бюджета. Усилия были сосредоточены (во всяком случае, в теории) на том, чтобы сбалансировать экономику в течение всего конъюнктурного цикла, то есть при низкой конъюнктуре государство должно было прибегать к займам, чтобы иметь возможность предоставить населению работу. Когда конъюнктура выправлялась, займы возвращались.

Эта так называемая антикризисная политика раньше других была сформулирована министром финансов Эрнстом Вигфорссом. К ре- /242/ шению проблемы его подтолкнули дебаты по экономическим вопросам, которые велись в Великобритании. Антикризисная политика порвала с фатализмом, царившим ранее в экономике: считалось, что рынок должен саморегулироваться, и единственное, что следовало делать, – это ждать лучших времен. Первоочередной целью новой экономической политики было создание бескризисной экономики, в которой колебаний конъюнктуры можно было бы избежать с помощью активного государственного вмешательства. Такая политика получила также название кейнсианства, в честь создателя теории, английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

Между тем парламентское положение оставалось сложным: социал-демократы не обладали большинством в парламенте и пункты антикризисной программы встретили сопротивление со стороны буржуазных кругов. Социал-демократы в такой ситуации сблизились с Крестьянским союзом, и им удалось в мае 1933 года заключить соглашение, по которому Крестьянский союз обязался поддерживать большую часть пунктов социал-демократической антикризисной программы. Взамен они пошли навстречу Крестьянскому союзу в сельскохозяйственной политике. Это была так называемая «сделка». Своеобразие соглашения, заключенного в мае 1933 года, состояло в том, что партия потребителей (социал-демократия) пришла к согласию с партией производителей (Крестьянский союз). Социал-демократы выступали ранее за свободу торговли, полагая, что это приведет к более низким ценам на продукты питания.

Заключение соглашения ознаменовало переход к строго протекционистской политике, характеризовавшейся более высокими пошлинами на ряд импортных товаров (например, на маргарин, что вело к повышению конкурентоспособности шведского масла).

«Сделка» должна была иметь далекоидущие последствия.

• Во-первых, был разрушен блок буржуазных партий, противопоставлявших себя социал-демократии в риксдаге, политика блоков прекратила свое существование.

• Во-вторых, благодаря сотрудничеству с Крестьянским союзом социал-демократия заняла прочное положение; правительственная власть укрепилась, время пребывания у власти правительств меньшинства осталось позади.

• В-третьих, соглашение между двумя партиями, направленное на преодоление кризиса, выбило почву из-под ног фашистских группировок в Швеции. «Сделка» продемонстрировала, что силы де- /243/ мократии тоже могут действовать. Легитимность парламентской системы укрепилась. Фашистская пропаганда, направленная на дискредитацию демократических сил, твердившая о слабости и бездеятельности демократии, потеряла свою доказательность.

• В-четвертых, заключение «сделки» в сочетании с антикризисной политикой заложило основу для длительного пребывания социал-демократии у власти. Избиратели поверили в ее способность управлять шведской экономикой. Исследования показали, что значение антикризисной политики для подъема конъюнктуры в 1933/34 годах было ограниченным: подъем конъюнктуры на международной арене и валютная политика значили больше; однако антикризисная политика, что было крайне важно, породила оптимизм по поводу будущего развития.

Нацистские группировки в Швеции никогда не обладали политической силой. На выборах 1936 года шведские нацисты добились своего «наивысшего» успеха. Две самые крупные нацистские партии вместе получили немногим более 20 тыс. голосов: Национал-социалистическая рабочая партия под руководством С. О. Линдхольма – 17 383 голоса, в то время как Шведская национал-социалистическая партия, руководителем которой был ветеринар Биргер Фуругорд, – 3025 голосов. Совместными усилиями нацистские партии собрали 0,7 % голосов. Представители нацистского движения никогда не проходили в риксдаг. Ограниченные возможности шведских нацистов объяснялись рядом факторов. Их группировки всегда воспринимались в Швеции как «импортный товар», не имеющий национальных корней. В Швеции были люди, проявлявшие симпатию к немцам, к авторитарному мышлению и расизму, но их взгляды не оказали сколь-нибудь значительного влияния на общественное мнение. У шведских нацистов не было вождей, а внутренняя борьба периодически раздирала /244/ их партии. Но даже при том, что они достигли весьма скромных успехов, в 30-х годах существовала нацистская угроза.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Швеции"

Книги похожие на "История Швеции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ян МЕЛИН и др.

Ян МЕЛИН и др. - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ян МЕЛИН и др. - История Швеции"

Отзывы читателей о книге "История Швеции", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.