Ян МЕЛИН и др. - История Швеции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Швеции"
Описание и краткое содержание "История Швеции" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой вниманию читателей книге изложена история Швеции с древнейших времен и до конца XX века. Свой труд шведские историки адресуют, прежде всего, учащейся молодежи, однако все те, кого интересует история одного из ближайших соседей России на европейском Севере, найдут в нем много нового и познавательного. Книга снабжена иллюстрациями, картами, схемами и таблицами.[1]
13 ноября 1994 года был проведен референдум о вступлении страны в Европейский союз, 52,3 % высказались за, 46,7 % – против. 1 января 1995 года Швеция стала членом союза.
Еще в 1815 году она уступила свои последние континентальные владения в Северной Германии и удовольствовалась скромной ролью малого государства европейской периферии. Нейтралитет, сохраненный страной в двух войнах и годы холодной войны, стал восприниматься в самой Швеции и заграницей как неотъемлемое качество шведской внешней политики. Поэтому вступление Швеции в ЕС было для нее равнозначно революции, явившейся следствием перемен, происшедших в 1989–91 годах в Европе, а также экономической необходимости и политического реализма шведов.
Бу Хульдт
Дополнительная литература:
Sverige och det nya Europa, Claes Arvidsson (red.), 1995.
Социал-демократия вновь у власти
(1994–1996)
Потеря буржуазными партиями власти в 1994 году не явилась неожиданностью. Три года сокращения социальных расходов, экономической стагнации, финансовых скандалов и роста государственного долга не могли усилить доверия к ним. Социал-демократия могла вести предвыборную борьбу на собственных условиях. Ей не надо было обещать какую-либо новую реформу, она могла ограничиться честолюбивыми планами оздоровления системы государственных финансов. Партия Новая демократия самораспустилась из-за внутренних противоречий и вышла из риксдага. ХДС с трудом удалось остаться, собрав для этого чуть больше требуемых голосов (4,1 %). Партия окружающей среды вернулась в парламент. Показателем роста левых настроений стало увеличение числа голосующих за Левую партию на 1,7 %, а также успех социал-демократов, которые провели самые удачные со второй мировой войны выборы, набрав 45,3 % голосов избирателей. Результаты вы- /317/ боров стали свидетельством тенденции, которая наметилась уже в 80-х годах: поляризация шведского политического спектра, когда вокруг двух главных партий – социал-демократов и Умеренной коалиционной партии – группируются другие партии в меняющихся комбинациях. В 1995 году произошло сближение Партии центра и социал-демократов. Возникла парламентская ситуация, напоминающая существовавшую в 1933–36 годах, когда социал-демократы и центристы составили некое подобие центристского блока.
Новое социал-демократическое правительство не пыталось проводить политику перераспределения собственности, в этом смысле его деятельность, скорее, отличалась определенной преемственностью. Большая часть тех социальных расходов, которые были сокращены при буржуазном правительстве, а также меры по регулированию экономики, остались без изменения, хотя в области страхования по безработице и трудового права была осуществлена определенная корректировка. Политика правительства осталась социал-либеральной, какой-либо ясной альтернативы буржуазному политическому курсу выдвинуто не было. В своем проекте бюджета 1995 года министр финансов Йоран Перссон подтвердил линию на продолжение экономии средств, сумма которой должна была составить 22 млрд. крон. Работа по оздоровлению экономики облегчалась улучшением конъюнктуры и укреплением кроны. Шведская экономика вскоре вновь заработала в полную силу, однако безработица оставалась высокой. Понимая, что будущее общества благосостояния и демократии зависит от того, снизится безработица или нет, правительство объявило борьбу с ней приоритетным направлением, но особого успеха не добилось. Современное государство столкнулось с трудноразрешимой проблемой.
В правительстве, отличавшемся убедительным женским представительством, 11 из 22 членов кабинета министров были женщины. Оно строило честолюбивые планы справедливого распределения ролей между полами также в сфере науки и образования.
В августе 1995 года премьер-министр Ингвар Карлссон неожиданно заявил, что он намеревается уйти в отставку на съезде социал-демократической партии в марте 1996 года. Кандидатом на пост председателя партии (а следовательно, и премьер-министра) стала первый заместитель премьер-министра Мона Салин, завоевавшая популярность в 1990-х годах благодаря важнейшему для политика качеству – искренности. Когда оказалось, что она использовала свою служебную кредитную карточку для частных покупок (которые она, однако, позже оплатила), разразился скандал в средствах массовой информации, /318/ подорвавший к ней доверие, и она была вынуждена снять свою кандидатуру. Вместо нее после долгих уговоров пост председателя партии и нового премьер-министра согласился занять Йоран Перссон.
Первое правительство Йорана
Перссона решает задачу оздоровления бюджета
(1996–1998)
Как ожидали многие, внеочередной социал-демократический съезд, состоявшийся в марте 1996 года, где Йоран Перссон был избран председателем партии, не привел к действенному соглашению между «традиционалистами» (левое крыло) и «новаторами» (правое крыло). Йорану Перссону удалось, благодаря искусным маневрам, успокоить «традиционалистов» и удержать «новаторов». На съезде было подтверждено ранее сделанное наблюдение, что социал-демократы – партия с множеством идей, но без единой идеологии.
Вопрос стоял так: будет ли социал-демократия, в первую очередь, защищать государство благосостояния («традиционалисты»), попытается ли достичь успеха в роли искусного администратора неолиберальной экономики («новаторы») или – и это третий вариант – она попробует создать новую идеологическую базу под знаком противодействия рынку и формирования экологического баланса («зеленая» социал-демократия). Выбор был отложен на будущее.
Для политики, проводимой в течение мандатного периода, характерна двоякая направленность. С целью оздоровления бюджета повышение налогов и отчислений сочеталось с сокращением расходов на социальную сферу и общественный сектор. «Новаторы» получили свою «кость» (например, дерегулирование рынка электроэнергии), «традиционалисты» – свою (нападки на трудовое право со стороны крупных деловых кругов были отвергнуты). Йоран Перссон проявил себя как настоящий политик, выступающий за консенсус в обществе, который инстинктивно тяготел к центристской политике. Однако отсутствие ясных сигналов со стороны партийной общественности способствовало ослаблению его позиций.
Уверенность в себе, которая ранее была характерна для социал-демократии, уменьшилась. Социал-демократы работали в атмосфере идеологического противостояния: от роли предоставляющих все бла- га они теперь были вынуждены перейти к роли урезывающих социальные расходы. Умеренная коалиционная партия в 1980–1990-х годах оказалась в более выигрышном положении. Дерегулирование и /319/ сокращение социальных расходов уже давно были пунктами ее программ. Демократия собственников для нации мелких капиталистов и домовладельцев – то, что правые проповедовали еще в 1950-х годах, в значительной мере была достигнута. Более четырех миллионов шведов копили деньги в различного рода фондах. Значительно увеличилось число владельцев вилл и домов.
Готовность социал-демократов активно заниматься проблемами рынка труда была очевидной, но членство в ЕС и растущая глобализация экономики создавали преграды, которые даже самая амбициозная политика на этом рынке, казалось, не могла преодолеть.
Требование конвергенции, выдвигаемое ЕС, означало, что борьба с инфляцией и выравнивание бюджетного баланса должны были стать приоритетными. Шведская крупная промышленность все более интернационализировалась, и в случае необходимости для поддержания своих требований прибегала к угрозе перевода капиталов за границу. Не помогало и то, что налог на предпринимательскую деятельность был одним из самых низких в Европе. Недовольство промышленников вызывал общий уровень налогов в государстве. Их целью было упразднение системы высоких налогов, изменение трудового законодательства и политики распределения. Перед социал-демократами стояла двоякая задача: они были готовы всячески содействовать развитию промышленности, работающей на экспорт, но одновременно должны были показать своим сторонникам, что это дает с точки зрения политики распределения.
Промышленники получали хорошие прибыли, биржевые курсы росли, руководители имели высокие оклады и вознаграждения при уходе с занимаемого поста, а правительство было вынуждено проводить политику ограничения в социальной и экономической областях. Это противоречие вызывало сомнения у избирателей, традиционно голосующих за социал-демократов.
Хотя реальное сокращение расходов в системе социальных выплат (пособия по болезни, на ребенка, в случае потери работы, пенсии) было умеренным, а уровень возмещения (в постоянном денежном выражении) все еще значительно превышал уровень 1960-х годов, острая критика промышленниками существующего в Швеции предпринимательского климата и возмущение в рядах профсоюзного движения при каждой попытке снизить уровень социальных выплат усиливали впечатление, что система создания всеобщего благосостояния продолжает распадаться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Швеции"
Книги похожие на "История Швеции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ян МЕЛИН и др. - История Швеции"
Отзывы читателей о книге "История Швеции", комментарии и мнения людей о произведении.