Газета Завтра Газета - Газета Завтра 960 (14 2012)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 960 (14 2012)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 960 (14 2012)" читать бесплатно онлайн.
Вне "ствола" ракеты, где наружу выглядывают лишь круглые "блюдца" сопел, ракетные двигатели удивительно похожи на церковные колокола с той лишь разницей, что "сопла" колоколов направлены вниз, к земле, а сопла ракетных двигателей, стоящих на заводских стапелях, направлены вверх, к небу. И лишь на старте, став с ракетой одним целым, они поворачиваются к земле. Ещё колокола и двигатели роднит звук. Но если колокол затапливает всё вокруг своим чистым звоном, то ракетный двигатель затапливает пространство на десятки километров таким нечеловеческим грохотом, что, кажется, само пространство рвётся в клочья с оглушающим треском и рёвом.
Представить мощь, усмирённую в громадных серых "колоколах" космических двигателей очень сложно. Сухие цифры тяги мало что скажут неискушённому читателю. И всё же одну цифру стоит привести — каждую СЕКУНДУ через двигатель РД-171 прокачивается и превращается в пламя и газ 2500 кг топлива. Каждую секунду — ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТОННЫ! В теле двигателя действуют просто чудовищные, непостижимые уму силы. Например, давление очень горячего кислорода в газогенераторе достигает 600 атмосфер! Чтобы представить себе это, просто попробуйте пальцем заткнуть кран в ванной и откройте его на полную — а ведь там всего три атмосферы!
Температура в камере сгорания достигает 4000 градусов, при этом самый тугоплавкий металл на нашей планете — вольфрам имеет точку плавления в 3400 градусов. И все эти запредельные нагрузки двигатель должен выдерживать не секунду и не минуту, а как минимум два цикла работы: один — испытательный и один — на реальном запуске. Фактически, горение в камере — это один сплошной непрерывный взрыв на протяжении всего цикла работы. И создание двигателя — это мастерство усмирения взрыва и управления им.
До сих пор не утихают споры вокруг того, насколько "оригинальны" наши двигатели и какую роль в их создании сыграли немецкие конструкторы из Пенемюнде. В музее "Энергомаша" всем этим спорам приходит конец. История НПО начинается 15 мая 1929 года. В этот день была создана группа Глушко в Газодинамической лаборатории Военно-научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР.
В музее завода бережно хранятся разработки и двигатели той поры. Есть тут и изделия "немецкого" периода — "клон" трофейного двигателя "Фау-2" и несколько двигателей этого семейства, вплоть до последнего, который устанавливался на ракете Р-5. Все дальнейшие попытки модернизации упёрлись в тупик. Возможности, заложенные в конструкцию "Фау-2", были исчерпаны до конца.
Рост энергии требовал подъёма температуры внутри камеры сгорания, но рост этот был ограничен тугоплавкостью металла, из которого изготовлялось "тело" двигателя. Оно просто не выдерживало температуры и разрушалось. И тогда возникло гениальное решение, которое и вывело "глушковцев" в лидеры мирового двигателестроения. Была разработана уникальная паяно-сварная конструкция камеры сгорания двигателя. Ни о каком родстве с "немцами" тут уже речи нет.
Ракетно-космическое двигателестроение — особая отрасль, в которой не работают обычные принципы. Такие, например, как стандартный для авиации принцип резервирования, когда каждая система, каждый жизненно важный узел или блок дублируются резервным. В космонавтике, где идёт непрерывная борьба за каждый килограмм веса, дублирование просто похоронит все весовые характеристики. Поэтому в ракетно-космическом двигателестроении во главу угла положен принцип надёжности, когда любой узел, любая деталь на всех этапах производства проходят многократную строжайшую проверку, циклы испытаний и, наконец, в уже готовом, собранном виде двигатель устанавливается на специальный стенд, где под максимальной нагрузкой отрабатывает полный цикл, после чего возвращается в цех, где его отмывают, очищают, ещё раз полностью проверяют, и лишь после этого упаковывают и отправляют потребителю. Этот принцип тотальной надёжности был заложен в работу двигателистов создателем НПО "Энергомаш", легендой мирового ракетостроения, академиком Валентином Петровичем Глушко.
ЗДЕСЬ БУДЕТ ЗАВОД-САД…
Уникальность НПО в том, что требования к надёжности всех без исключения используемых в изделиях завода деталей и материалов таковы, что практически всё они — от трубопроводов, до сложнейших, уникальных насосов производятся на НПО. Но обратной стороной такой универсальности является то, что НПО вынуждено содержать все необходимые для производства циклы — от гальваники и "литейки", до электрохимической обработки, лазерной резки и сборочных стапелей, плюс к этому десятки лабораторий, измерительных и контрольных, плюс конструкторское бюро, плюс научно-испытательный комплекс, склады, хранилища, котельные, административные корпуса — всего больше шестидесяти зданий, раскинувшихся на девяносто двух гектарах. И всё это хозяйство необходимо зимой обогревать, летом охлаждать, ремонтировать и поддерживать в рабочем состоянии. А это миллионы рублей только коммунальных расходов.
Советский ВПК стоял на трёх китах плановой советской экономики, когда все ресурсы находились в руках государства — сверхдешёвом сырье, сверхдешёвой энергии и огромном государственном заказе. С тех пор изменилось очень многое. Теперь приходится закупать сырьё по коммерческим ценам, и эти цены на уникальные стали, сплавы, композиты теперь заоблачны, энергоносители и электричество с каждым годом дорожают всё больше и нет никаких признаков того, что этот процесс когда-то остановится, и госзаказ многие годы был эфемерной мечтой энергомашевцев, шла жесточайшая схватка за каждый контракт, за каждый двигатель. В этих условиях содержание такого хозяйства убивает любую рентабельность.
К тому же, за два десятилетия произошла целая революция в станкостроении и материалообработке. То, что раньше делали десятки станков, сегодня легко производит один, на что вчера уходили десятки часов работы, сегодня делается за полдня. Там где вчера стояла громада станка с двухэтажный дом, сегодня легко справляется станок размером с автомобиль "газель". На порядок выросла точность обработки, уменьшились допуски.
Но всё это почти не касалось "Энергомаша". Предыдущее руководство видело в нём лишь курицу, которая несёт золотые яйца, причём, держало эту курицу фактически на голодном пайке. Из НПО выжималась почти вся прибыль, производство не развивалось и не обновлялось. Более того, в погоне за лёгкими деньгами бывшее руководство откровенно демпинговало, продавая уникальные изделия буквально за гроши. Так двигатели РД-180 для американских ракет "Атлас" продавались американским посредникам всего за пять миллионов долларов, фактически за треть их себестоимости. Брались огромные кредиты, и к 2009 году на НПО висело почти шестьсот миллионов рублей долгов, уникальный коллектив распадался и стремительно старел. Средний возраст работающих на заводе составлял 52 года. Молодёжь не шла на копеечные зарплаты и полное отсутствие перспектив. НПО тихо умирало…
Вот в этих труднейших условиях на завод пришёл новый исполнительный директор Владимир Солнцев.
Необходима была масштабная перестройка всего производства, техническое его перевооружение, но как это сделать в условиях жесточайшего дефицита ресурсов, да ещё не останавливая производства? В других отраслях вопрос решается просто — заказ в рамках концерна перебрасывается на аналогичное производство, а старое производство просто сравнивают с землёй и рядом возводят новое. Это и дешевле, и логичнее. Но НПО "Энергомаш" уникальное производство. Аналогичных просто нет, и заказы перебросить некому, поэтому и перевоору- жаться, и перестраиваться, и производить продукцию энергомашевцам приходится одновременно.
Сегодня НПО одновременно ведёт несколько масштабных проектов:
— Серийное производство модернизированных двигателей РД-171М для первой ступени ракет "Зенит" (программы "Морской старт" и "Наземный старт, ФКП России).
— Серийное изготовление двигателей РД-180 для первых ступеней американской ракеты "Атлас 5" компании ULA
— Разработка двигателя РД-191 для первых ступеней семейства новых российских ракет "Ангара".
— Модернизация и авторский надзор за серийным изготовлением семейства двигателей РД-107 и РД-108 для первой и второй ступеней ракет "Союз" в Самаре.
— Модернизация и авторский надзор за серийным изготовлением семейства двигателей РД-253 для первой ступени ракет "Протон" в Перми.
— Модернизация и авторский надзор за двигателем РД-120 для второй ступени ракет "Зенит" (программы "Морской старт" и "Наземный старт", ФКП России).
И вот, на фоне такой огромной программы производства и испытаний нужно было начать модернизацию и перестройку производства. Это потребовало высочайшей организационной и экономической квалификации от руководства НПО. И новое руководство смогло сделать почти невозможное!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 960 (14 2012)"
Книги похожие на "Газета Завтра 960 (14 2012)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 960 (14 2012)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 960 (14 2012)", комментарии и мнения людей о произведении.