» » » » Клавдий Птолемей - Тетрабиблос


Авторские права

Клавдий Птолемей - Тетрабиблос

Здесь можно скачать бесплатно "Клавдий Птолемей - Тетрабиблос" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература, издательство XTO "Юпитер", год 1994. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Клавдий Птолемей - Тетрабиблос
Рейтинг:
Название:
Тетрабиблос
Издательство:
XTO "Юпитер"
Год:
1994
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тетрабиблос"

Описание и краткое содержание "Тетрабиблос" читать бесплатно онлайн.



Астрологический труд Птолемея, обычно называемый Тетрабиблос, или Четверокнижие, имеет в некоторых рукописях заглавие, которым, по-видимому, пользовался и сам Птолемей, "Математический трактат в четырех книгах". Этот труд является систематическим трактатом по астрологии. Несмотря на то, что на протяжении более чем тысячелетия Тетрабиблос пользовался почти что авторитетом Библии среди астрологов, его греческий текст печатался только три раза. Изданы многочисленные переводы Тетрабиблоса на разные языки, от самого древнего, арабского, в 1138 году до средневековых и современных переводов на латинский, английский, немецкий.






Последующие соображения, возможно, приведут нас к выводу, что критика науки, построенная на обвинении в невозможности этих знаний, является чрезмерной и незаслуженной. Во-первых, ошибки тех, кто не имеет достаточно хорошей подготовки в ее практическом применении, а их число, как можно предположить, среди лиц, занимающихся этим важным и многосторонним искусством, велико, породили веру в то, что даже точные предсказания зависят от случая, а это неправильно. Дело не в несостоятельности науки, а в бессилии тех, кто ее практикует. Во-вторых, многие, ради корысти, претендуют на доверие совсем к другому искусству под именем астрологии[10] и обманывают простолюдинов, утверждая, что могут предсказать многие явления и даже те, о которых просто невозможно знать заранее, тогда как более думающим людям они предоставляют случай высказывать неблагоприятное суждение и о тех предметах, которые в действительности являются предсказуемыми. Безусловно, это незаслуженно; то же самое происходит и с философией — не следует упразднять ее лишь на том основании, что на звание философа претендуют несколько явных мошенников. Тем не менее, ясно, что даже тот, кто подходит к астрологии, глубоко проникнувшись духом исследования и сознавая законность ее существования, может часто ошибаться, не в силу уже указанных причин, а из-за глубинной сущности явления и своей личной слабости по сравнению с величием того, чем он занимается. В целом же, кроме факта, согласно которому любая наука, имеющая дело с качеством ее предмета, носит предположительный характер и не может быть абсолютно подтвержденной, особенно если она состоит из множества различных элементов, совершенно верным является и то, что конфигурации планет в древности[11], на основании которых мы приписываем сходным аспектам те же влияния, что и астрологи прошлого, могут в большей или меньшей степени быть подобны современной картине по прошествии длительного периода времени; однако они не будут идентичными, поскольку возврат всех небесных тел и Земли в точно то же самое положение[12], если человек не одержим тщеславным представлением о своей способности постигать и знать непознаваемое, либо не происходит вообще, либо случается в период времени, выпадающий за рамки жизненного опыта; именно поэтому предсказания иногда оказываются неверными, то есть причина заключена в несоизмеримости примеров, на которых они основываются. При исследовании атмосферных явлений это будет единственной трудностью, поскольку здесь принимается в расчет только движение небесных тел. Однако при исследовании, касающемся человека и его индивидуального темперамента в целом, можно легко проследить, что существуют обстоятельства не меньшей важности и отнюдь не пустякового характера, которые, соединяясь, определяют особые качества тех, кто родился на свет. Различия семени имеют огромное влияние на отдельные черты рода, поскольку даже при одинаковом окружении и небосклоне каждое семя стремится выразить присущую ему форму, например, человека, лошади и так далее; места рождения вызывают немалые изменения в том, что появляется. Так при семени, принадлежащем одному роду, например, человеческому, и одинаковых условиях окружения, те, кто приходит в мир, сильно отличаются друг от друга как в смысле тела, так и души, в зависимости от страны, где они родились[13]. Более того, при полном равенстве вышеописанных условий свой вклад в формирование особого образа жизни вносят воспитание и привычки. До тех пор, пока каждое из этих явлений не будет изучаться наряду с причинами, обусловленными окружением, хотя и считается, что последнее имеет самое большое влияние (окружение — одна из причин, заставляющих эти явления быть тем, что они есть, не оказывая, в свою очередь на него никакого воздействия), они могут стать значительной помехой для тех, кто верит, что в подобных случаях все может быть постигнуто на основании движения, небесных тел, включая даже то, что совсем не входит в сферу его влияния.

Поскольку дело обстоит подобным образом, было бы нецелесообразным отказываться от всех подобных предсказаний на том основании, что они иногда могут оказаться ошибочными; мы ведь не подвергаем сомнению искусство составления лоцманской карты из-за содержащихся в ней ошибок; однако в случае очень больших требований, а также тогда, когда они связаны с предсказаниями, мы должны довольствоваться тем, что возможно, и считать это достаточным. Не следует нам также слепо и субъективно требовать от искусства всего сразу, а надо постараться оценить его красоту даже в тех случаях, когда не удалось получить исчерпывающий ответ; и точно также, как мы не обвиняем врачей в том, что они принимают во внимание как саму болезнь, так и особенности осматриваемого пациента, мы не должны протестовать против использования астрологами в качестве основы для выводов таких особенностей как национальность, страна, воспитание и прочих уже существующих второстепенных черт.


3. О том, насколько предсказание полезно

В несколько упрощенной и краткой форме мы рассмотрели, как можно осуществить предсказание с помощью астрономии, а также показали, что оно не может идти дальше событий, происходящих в окружении человека, и их последствий для него, другими словами, предсказание касается природных свойств и энергии души и тела, их периодических болезней, их выносливости в течение длительного или короткого периода времени, кроме того, всех внешних обстоятельств с присущей им прямой и естественной связью с изначальными свойствами натуры, такими как собственность и брак, если мы говорим о теле, и честь и достоинство, если подразумеваем душу, и, наконец, оно имеет отношение к тому, что происходит с ними время от времени[14]. Оставшаяся часть нашей работы будет заключаться в кратком ответе на вопрос о пользе предсказаний[15], причем для начала следует обозначить, как и с учетом какого конечного результата мы будем рассматривать значение слова «польза». Если мы обратимся к душевным качествам, то что может быть более полезным для процветания, радости и удовлетворения в целом, нежели этот вид предсказания, с помощью которого мы обретаем полное представление о делах человеческих и божьих? А если мы направим внимание на качества тела, то подобное знание, лучше чем все другое, даст почувствовать, что является подходящим и целесообразным для потенциальных возможностей каждого темперамента. Однако, если предсказание не помогает в приобретении богатства, славы и тому подобного, мы получаем возможность сказать то же самое и о всей философии, поскольку она не способна самостоятельно обеспечить ни одну их этих вещей. Тем не менее не стоит искать в этом оправдание нашего отрицания как философии, так и искусства предсказания, и игнорировать его немалые преимущества.

При общем рассмотрении станет ясно, что те, кто обвиняет предвидение в бесполезности, не обращают внимания на более важные вещи, останавливаясь на том только, что предсказание событий, которые и так случатся в будущем, излишне; это утверждается безоговорочно и без должного различения. Прежде всего, мы должны учитывать, что даже в случае событий, которые обязательно произойдут, их неожиданность имеет свойство вызывать чрезмерную панику или неуемную радость, тогда как предвидение, давая возможность переживать отдаленное будущее как настоящее, успокаивает душу, заставляет ее свыкнуться с мыслью о неизбежном и подготавливает ее принять все, что бы ни случилось, спокойно и ровно. Во-вторых, нам не следует полагать, что отдельные события даются человечеству как результат воли небес, как если бы они были изначально предписаны каждому человеку по некоему окончательному божественному приказу и должны неотвратимо произойти без какой-либо возможности вмешательства любой другой причины. Здесь скорее верно то, что движение небесных тел всегда происходит в соответствии с божественным и неизменным предначертанием, тогда как изменение земных вещей подчинено влиянию природных и переменчивых факторов и, если, исходя из вышесказанного, говорить о первопричинах, управляется случайностью и естественной последовательностью событий. Более того, некоторые вещи происходят с человеческим родом по причине обстоятельств более общего характера, а не вследствие личной, природной предрасположенности индивидуума. В качестве примера можно указать гибель большого числа людей при пожарах, эпидемиях чумы или катаклизмах, которые обусловлены чудовищными и неизбежными изменениями в окружении, ибо меньшая причина всегда уступает место большей и сильнейшей[16]. Однако другие события находятся в соответствии с присущим личности естественным темпераментом и обусловлены менее значительным и случайным антагонизмом окружающего. Таким образом, при выделении этого различия становится ясно, что если любое событие как в целом, так и в частном, зависит от первопричины, которая непреоборима и более сильна, чем все противостоящее, то оно непременно свершится. Напротив, если события другого характера, то те, в которых участвуют противоборствующие силы, могут быть легко предотвращены, при отсутствии же противодействия они, безусловно, будут развиваться согласно предписанному изначально пути, однако это будет происходить в силу невежества, а не по причине неизбежности проявления всемогущей силы. Подобное явление можно наблюдать при самых разнообразных событиях, обусловленных естественными причинами. Ибо, что касается даже камней, растений, животных, а также ран, неудач и болезней, то некоторые события имеют природу неотвратимую, тогда как другие происходят только в том случае, если им нет никакого противодействия. Следует полагать, что прорицатели предсказывают выпадающее на долю человека, уже учитывая данный принцип и подходя к стоящей перед ними задаче без ложных представлений, ибо определенные явления неизбежны в силу многочисленности и мощи вызывающих их причин, тогда как другие, напротив, могут быть предотвращены. Точно также врачи, способные распознавать болезни, заранее знают, какие из них фатальны, а какие требуют помощи. При событиях, которые могут быть изменены, нам следует прислушаться к словам астролога, когда он, например, говорит, что при таком-то темпераменте и таком-то характере окружения увеличение или уменьшение их основополагающих соотношений повлечет за собой такой-то результат. Подобным образом нам следует поверить в утверждение врача, что данная язва разрастется или загноится, так же как мы верим рудокопу, говорящему атом, что магнит притягивает железо: каждое из этих явлений, предоставленное самому себе в случае непризнания противоборствующих сил, будет неизбежно развиваться согласно предначертанию природы. Однако профилактическое лечение предотвратит распространение или загнивание язвы, равно так и магнит, натертый чесноком, не будет притягивать железо; причем, эти удерживающие средства тоже обладают естественной, предписанной судьбой силой сопротивления. Точно то же происходит и во всех других случаях: когда будущие события неизвестны или, напротив, известны, но против них не предпринимается никаких мер, они безусловно будут развиваться естественным, предписанным путем. Если же человек знает о них заблаговременно и привлекает на помощь необходимые средства, предоставляемые природой и судьбой и не противоречащие им, то эти события либо вообще не свершатся, либо повлекут за собой менее тяжелые последствия. Поскольку данная сила, независимо от того, прилагается лиана к явлениям универсальным или частным, по сути одна и та же, то не может не вызвать удивления следующий факт: почему все верят в эффективность предсказания на общем уровне и его важность для зашиты каких-то личных интересов (большинство людей допускают существование предвидения сезонных изменений, придают важное значение созвездиям и фазам Луны и заранее продумывают, как им обезопасить себя, изобретая способы охлаждения для лета и средства утепления. для зимы и в целом подготавливая свои организмы к этому путем регулировки; более того, для достижения безопасности в разные времена года и во время плавания, они наблюдают расположение звезд, а при разведении скота или севе, учитывают аспекты Луны в наивысшей точке[17]; при этом никому не приходит в голову рассматривать эту практику как нечто невозможное или бесполезное); и, напротив, при рассмотрении частных дел или проблем, зависящих от смешения различных свойств (например, предсказания большего или меньшего, холода или жары, индивидуального темперамента) многие люди не верят ни в возможность предвидения, ни в меры предосторожности, которые могут быть приняты в большинстве случаев. И все-таки поскольку очевидно, что в случае использования охлаждающих средств при зное вообще, мы будем страдать от него значительно меньше, то подобные меры, вполне вероятно, могут оказаться эффективными и в борьбе с определенными силами, которые приводят к образованию у данного специфического темперамента непропорционально высокого количества тепла. Ввиду того, что причина данного ложного представления заключается в трудности индивидуального предсказания и незнании вопроса, следствием в большинстве различных случаев будет также неверие. Поскольку чаще всего способность к сопротивлению не подкрепляется предсказанием, ибо такое совершенное сочетание является редкостью, и поскольку ничто не препятствует следованию силы природы своим курсом, когда дело касается исходных свойств, то появляется мнение, что абсолютно все будущие события неотвратимы и неизбежны[18].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тетрабиблос"

Книги похожие на "Тетрабиблос" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Клавдий Птолемей

Клавдий Птолемей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Клавдий Птолемей - Тетрабиблос"

Отзывы читателей о книге "Тетрабиблос", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.