» » » » Александр Попов - Экономическая теория. Учебник для вузов


Авторские права

Александр Попов - Экономическая теория. Учебник для вузов

Здесь можно купить и скачать "Александр Попов - Экономическая теория. Учебник для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Попов - Экономическая теория. Учебник для вузов
Рейтинг:
Название:
Экономическая теория. Учебник для вузов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономическая теория. Учебник для вузов"

Описание и краткое содержание "Экономическая теория. Учебник для вузов" читать бесплатно онлайн.



Перед вами 4-е издание учебника, посвященного экономической теории. В доступной форме, очень подробно в нем рассматриваются теория становления рыночной экономики, рыночные процессы в микроэкономике, макроэкономическое регулирование рынка, хозяйственная система России в рыночных условиях. Большое внимание уделяется изучению особенностей рыночных отношений в хозяйственной системе России и странах СНГ.

Учебник предназначен для студентов экономических вузов всех форм обучения, аспирантов, преподавателей.






Организационно-экономические отношения возникают в результате организации труда и определяются техническим уровнем производства. Формами организации выступают разделение труда, кооперация труда, концентрация производства (укрупнение фирм), его централизация (объединение предприятий и организаций). По методам формирования организационно-экономические отношения подразделяются на нерыночные, основанные на внеэкономическом принуждении (рабовладельческая и крепостная системы хозяйства), и рыночные, основанные на преимущественном использовании товарно-денежных отношений.

По уровню охвата они подразделяются на отношения, возникающие на стадиях производства, распределения, обмена, потребления.

Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности (частная, коллективная, государственная). Социально-экономические отношения проявляются на уровне отдельного человека, коллектива, государства.

По своему характеру эти отношения формируются на основе интересов. Обычно различают:

а) материально-экономические интересы, связанные с материальной заинтересованностью, с выгодой, которую можно получить;

б) морально-духовные интересы, которые связаны с удовлетворением интересов людей в виде морального вознаграждения или духовного удовлетворения результатами труда.

По методу воздействия интересы материализуются путем применения побудительных мотивов:

а) материально-экономическая мотивация, которая предполагает специфические методы влияния на наемных работников, предпринимателей, фермеров, коллективы предприятий;

б) морально-духовная мотивация (благодарность, награждение знаком отличия, почетные звания и т. д.);

в) административно-командная мотивация, основанная на принуждении в виде страха потерять работу, лишиться определенной доли дохода, испортить отношения с начальством.

2.2. Экономические ресурсы и их ограниченность. Факторы производства и кривая производственных возможностей

Жизнедеятельность общества осуществляется в определенных условиях. Главными из них являются:

? социальная среда (общественная);

? естественная среда (географическая).

Социальная среда формируется отношениями собственности и социальным устройством общества.

Отношения собственности, формы собственности неоднозначно влияют на развитие общества. Общественная собственность во всех сферах хозяйственной жизни не стимулирует инициативу, порождает пассивные условия жизнедеятельности.

Частная собственность повышает результативность производства на всех уровнях. Однако она порождает много отрицательных моментов.

Во-первых, в социальной сфере происходит расслоение общества: богатство сосредоточивается у одной части населения (собственники), для другой части общества богатство невозможно. Это, как правило, приводит к социальным взрывам, особенно в бедных странах, отличающихся низким общим жизненным уровнем населения.

Во-вторых, для создания благоприятной среды государство должно обладать определенным запасом ресурсов, которые были бы доступны широким слоям населения: природные богатства, леса, парки, зоны отдыха, заповедники, общественный транспорт, водные ресурсы.

В-третьих, в экстремальных условиях государство должно располагать средствами для сглаживания неблагоприятных экономических явлений. Следовательно, необходим государственный контроль над такими базовыми отраслями, как энергетика, добыча нефти и газа, добыча и реализация драгоценных металлов и т. д.

Отсюда вывод: формирование благоприятной социальной среды предполагает разумное сочетание общественной (государственной) и частной собственности на средства производства.

Социальное устройство общества основывается на социально-правовой базе, которая обеспечивает определенные гарантии работающим и безработным гражданам. Социальная среда характеризуется следующими показателями:

? продолжительностью жизни;

? уровенем обеспечения жилищно-коммунальными и бытовыми условиями;

? предоставлением возможностей получения образования;

? созданием условий для использования свободного времени и т. д.

Естественная среда характеризуется природными и демографическими ресурсами.

Природныересурсы составляют сырьевую базу экономики. Всеми видами природных ресурсов обладают три государства – Россия, США и Китай. Большинство стран осуществляет экономическую деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов.

К показателям демографических ресурсов относятся численность и структура населения. В развитых странах доля трудовых ресурсов достигает 70 %, в развивающихся странах – 45–55 %. При характеристике естественной среды важно учитывать соотношение между трудоспособной численностью населения и неработающими. В среднем в мире, в том числе в России, на 100 трудоспособных приходится 70 детей и пенсионеров.

Конечной целью общественного производства является удовлетворение потребностей людей, которые непосредственно зависят от имеющихся экономических ресурсов и уровня их использования.

Экономические ресурсы подразделяются на естественные ресурсы, инвестиционные ресурсы, человеческие ресурсы.

Естественные ресурсы включают в себя пахотные земли, леса, месторождения руд черных и цветных металлов, минералов, каменного угля, нефти, газа, воды. Среди ресурсов выделяют возобновляемые и невозобновляемые. К возобновляемым относятся леса, рыбные запасы; к невозобновляемым – каменный уголь, залежи нефти, газа.

Инвестиционные ресурсы включают в свой состав производственные площади, сооружения, оборудование, энергетические мощности, систему складских и транспортных средств, сеть бытовых организаций. Процесс накопления этих ресурсов называется инвестированием. Экономические ресурсы в виде инвестиций обслуживают производственные процессы. Масштабы накопления в процессе инвестиций характеризуют экономический потенциал страны.

Человеческие ресурсы характеризуются численностью населения, уровнем его образования, половозрастной структурой. Человеческие ресурсы являются основой формирования трудовых ресурсов, в состав которых включается та часть населения страны, которая достигла трудоспособного возраста и обладает необходимым физическим развитием и умственными способностями, позволяющими трудиться в народном хозяйстве. Важнейшей составной частью человеческих ресурсов является предпринимательская способность, т. е. инициативная деятельность граждан, направленная на организацию производства.

Кривая производственных возможностей . Как правило, ресурсы общества ограничены. В этих условиях люди всегда сталкиваются с необходимостью альтернативного их использования на те или иные цели. При решении этой проблемы в экономической науке используется кривая производственных возможностей. Чтобы сделать оптимальный выбор, необходимо издержки одного блага выразить в издержках другого блага.

Альтернативные издержки – это издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым приходится пренебречь (пожертвовать).

Рассмотрим пример с производством ракет и автомобилей (рис. 2.1 и табл. 2.1).

Из приведенных данных видно, что если общество использует свои ресурсы только для производства ракет, их выпуск составит 120 единиц; если общество использует ресурсы только для производства автомобилей, будет изготовлено 10 тыс. штук. В случае одновременного производства обоих благ возможны различные сочетания. В этом случае кривая АЖ называется кривой производственных возможностей.

Факторы производства . Исследование факторов производства впервые обстоятельно осуществил французский экономист Ж. Б. Сей (1767–1832), учение которого получило название «теории трех факторов производства». Согласно этой теории, в процессе производства при создании продукции участвуют три основных фактора: труд, земля, капитал.

Труд – это любая физическая или интеллектуальная деятельность человека, которая затрачивается для получения определенных благ и услуг. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Под интенсивностью понимается напряженность труда, характеризуемая степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность – это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.

Земля, или природный фактор . Понятие «земля» употребляется в широком смысле слова. Оно включает в себя все, что создано природой: пахотные земли, водные и лесные ресурсы, полезные ископаемые.

Земля обладает естественными и искусственными благами. Первые включают дары, которые приносит земля благодаря природным ее свойствам. Вторые создаются за счет орошения, мелиорации, внесения удобрений, что способствует получению дополнительного дохода в виде земельной ренты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономическая теория. Учебник для вузов"

Книги похожие на "Экономическая теория. Учебник для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Попов

Александр Попов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Попов - Экономическая теория. Учебник для вузов"

Отзывы читателей о книге "Экономическая теория. Учебник для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.