Игорь Липовский - Библейский Израиль. История двух народов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библейский Израиль. История двух народов"
Описание и краткое содержание "Библейский Израиль. История двух народов" читать бесплатно онлайн.
Книга известного востоковеда, профессора Бостонского университета И. П. Липовского посвящена наиболее загадочным и дискуссионным событиям библейской истории. На основе тщательного анализа ветхозаветных и древневосточных источников автор делает вывод о значительных культурно-исторических различиях между двумя группами древнееврейских племен — северными и южными коленами, что позволяет ему представить совершенно новый взгляд на происхождение древнего Израиля, эпоху патриархов, пребывание евреев в Египте, Исход, а также на завоевание евреями Ханаана.
Охватывая в своем фундаментальном исследовании период почти в полторы тысячи лет — от патриарха Авраама до разрушения первого Иерусалимского Храма, И. П. Липовский находит подтверждение многим фактам, изложенным в Библии, и в то же время его труд лишний раз доказывает, что подлинная история всегда оказывается несравненно богаче и многограннее, чем ее отражение даже в самых великих литературных памятниках.
Написанная живым, увлекательным языком книга адресована как специалистам — историкам, востоковедам, религиоведам, культурологам, так и всем интересующимся древней историей.
В библейском описании исхода присутствует очень короткая, но значимая фраза: «А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними» (Исх. 12:38). Кто же были эти «иноплеменники», которые ушли из Египта вместе с «домом Иакова»? Данный вопрос важен хотя бы потому, что их было много, и позднее они вошли в союз древнееврейских племен. Несомненно, что в этой «толпе иноплеменников» были и египтяне, но только те, кто был связан родственными узами с семитами. Уход в безжизненную пустыню ассоциировался с массой трудностей и лишений и никак не мог привлечь египтян даже в периоды кровопролитных смут и гражданских войн. То же самое можно сказать и о рабах в Египте. В отличие от западносемитских племен они принадлежали к разным этническим и, более того, расовым группам, были разобщены и невооружены. Их никто не мог выталкивать из Египта, да и вряд ли невольники из Нубии, страны Куш и Ливии ушли бы добровольно в безводную Синайскую пустыню с чуждыми им семитами. Ведь не случайно даже сами соплеменники Моисея не раз упрекали своего вождя: «Разве могил недостает в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: „оставь нас, И будем мы служить египтянам“? Ибо лучше нам работать на египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14:11–12).
Судя по поспешному характеру ухода, а точнее, высылки этих людей вместе с «домом Иакова», большинство из них занимало то же самое место в египетском обществе, что и южные племена, то есть они были такими же западными семитами-амореями, как и древние евреи. У нас есть все основания полагать, что «дом Иакова» был не единственным из западносемитских племен, оставшихся в Египте после ухода основной массы амореев в Ханаан и Сирию. Другие племена во всем разделили участь «дома Иакова» в нильской дельте. Однако у них не нашлось ни своего Моисея, ни носителей традиции — левитов и ааронидов, которые могли бы поведать об их истории и родословии до прихода в Египет. Видимо, в этническом отношении они мало чем отличались от древних евреев. Можно осторожно предположить, что среди тех западных семитов-амореев, кто присоединился к «дому Иакова» в момент его ухода из Египта, были такие племена, как Исахар и Звулун. Не случайно их родоначальники названы сыновьями патриарха Иакова от его старшей жены Леи, то есть присоединены к родословию южных племен. Показательно, что в библейских текстах, повествующих о периоде, предшествовавшем уходу в Египет, нет никаких упоминаний об Исахаре и Звулуне. Вероятно, формальный союз с этими племенами был скреплен на горе Синай в рамках общего завета с единым Господом, когда «дом Иакова» и его «приемные сыновья» взяли на себя одни и те же обязательства.
Однако союз южных колен с этими племенами действовал непродолжительное время — от момента исхода из Египта до присоединения к северному племенному союзу Израиль. В дальнейшем судьбы южных и «усыновленных» племен разошлись: последние стали частью северных колен и после раскола объединенной монархии остались в их царстве — Израиле. Вероятно, это произошло не случайно, так как с точки зрения географии и племенного родословия они чувствовали себя ближе к северным, нежели к южным племенам. То же самое касается двух других северных: племен — Гад и Ашер, родоначальники которых считались сыновьями праотца Иакова от рабыни его жены Леи — Зильпы. Тот факт, что отцы-основатели этих племен происходили от женщины низкого социального статуса, говорит об их подчиненном и второстепенном положении в племенной иерархии «дома Иакова». Гад и Ашер тоже стали «приемными сыновьями» Иакова на период от исхода из Египта и до прихода в Ханаан. Однако более низкий статус происхождения их родоначальников свидетельствует о том, что они присоединились к союзу на правах младших партнеров. Как бы то ни было, исход «дома Иакова» и его «приемных сыновей» представлял собой финальную стадию долгого процесса миграции амореев из нильской дельты в Ханаан и Сирию. К сожалению, нам известен только этот последний этап, да и то благодаря тому, что в нем участвовали носители библейской традиции — левиты и аарониды.
После ухода древних евреев из Египта положение Моисея Стало еще труднее: его авторитет как вождя был постоянно под вопросом, от него периодически требовали совершать сверхъестественные вещи, чтобы он доказал свое право на лидерство. Первый год скитаний по пустыне был отмечен неоднократными мятежами против власти Моисея и его монотеистической концепции веры. Это непривычно для всех, кто хоть немного знаком с отношениями внутри бедуинских племен на Ближнем Востоке. Обычно члены кочевых племен скованы железной дисциплиной, неповиновение вождю здесь — необычайно редкое явление. Неустойчивое положение Моисея и Аарона объяснялось прежде всего наличием других аморейских племен, которые так же были высланы из Египта, как и «дом Иакова». Именно они ставили под сомнение лидерство Моисея, представлявшего самое маленькое древнееврейское колено. С другой стороны, за четырехвековое пребывание в Египте древнееврейские племена успели стать оседлыми, часть из них жила вперемешку с египтянами, и суровая дисциплина прежней кочевой жизни давно ослабла. Более того, со времен царствования Рамсеса II, когда началось порабощение аморейских племен в нильской дельте, египтяне делали все, чтобы ослабить авторитет племенных вождей и заменить его властью собственных чиновников. Так появилось два новых типа «начальников», описанных в Библии: «угнетатели», то есть египетские чиновники, которые руководили принудительными работами по строительству, и «надсмотрщики» — те, кто контролировал выполнение этих работ. «Надсмотрщики» выбирались египтянами из среды самих западных семитов, причем таким образом, чтобы создать противовес власти традиционных вождей.
Оказавшись в пустыне, древнееврейские племена ощутили непривычный вакуум власти: тирании египетских правителей больше не существовало, бывшие надсмотрщики потеряли всякую легитимность, а авторитет собственных вождей был сильно подорван долгими годами египетского рабства. Нельзя забывать, что многие соплеменники Моисея вовсе не собирались покидать Египет, а тем более завоевывать Ханаан. Библейские тексты содержат красноречивые признания, что древние евреи «не слушали Моисея из-за своего нетерпения и тяжкой работы» (Исх. 6:9). Более того, видя, что миссия Моисея поначалу лишь ухудшает их положение, они, не задумываясь, бросали ему и Аарону жестокие упреки: «Взглянет Бог на вас и осудит — за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и слуг его, за то, что меч вы вложили в их руки, чтобы убить нас!» (Исх. 5:21).
Если бы египтяне сами не выслали древнееврейские племена, да еще не оплатили бы их поспешный уход, то немалая часть соплеменников Моисея, без сомнения, осталась бы и дальше жить в Египте. Ведь несмотря на политику порабощения и тяжелые принудительные работы, западные семиты в дельте Нила не голодали. Поэтому каждый раз, когда их мучали жажда и голод в пустыне, они начинали упрекать Моисея и Аарона: «Лучше бы нам умереть от руки Бога в стране египетской, когда мы сидели у горшка с мясом и хлеб досыта ели, ведь вы вывели нас в эту пустыню, чтобы уморить всех голодом!» (Исх. 16:3). Не зря же в Рефидиме «Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом этим? еще немного, и побьют меня камнями» (Исх. 17:4).
Точный маршрут Моисея установить сегодня практически невозможно, так как все тексты, посвященные странствию по пустыне скомпонованы не в строгом хронологическом порядке, а по степени важности для первых составителей Пятикнижия. К тому же мы не можем идентифицировать все места, названия которых упомянуты в этих текстах. Современная археология тут вряд ли в состоянии помочь, так как стоянки кочевников обнаружить очень трудно, да и они дают недостаточный материал для каких-либо обобщений. Вероятно, первое время Моисей выбирал свой маршрут с учетом возможного преследования со стороны египтян, причем таким образом, чтобы свести на нет их главное преимущество — наличие боевых колесниц. В дальнейшем, он больше ориентировался на источники воды и пропитания для людей и скота. Здесь ему пригодился опыт кочевок и знание местности в Синае и северо-западной Аравии, приобретенные в период жизни у мидьянитян. Однако оазисы и источники воды в пустыне никогда не пустовали, и Моисею приходилось использовать их таким образом, чтобы не вступать в конфликты с местными кочевыми племенами. С одними из них — амалекитянами — столкновения избежать все же не удалось, другие — мидьянитяне, — с которыми он еще раньше породнился, наоборот, оказали ему большую помощь и поддержку.
Моисей не рассчитывал оставаться в пустыне надолго. Его целью был Ханаан, где он собирался объединиться с «домом Иосифа», пришедшим туда еще в XV в. до н. э. из Египта, — только в союзе с ним можно было завоевать Ханаан. Однако на пути в страну обетованную он должен был заново организовать как свои южные колена, так и те аморейские племена, которые присоединились к ним в момент ухода из Египта. Он стремился к созданию военно-политического и религиозного союза, способного бороться за власть в Ханаане. Но главными критериями единства и общности в те Времена считались родоплеменное происхождение и вера. Первое фактически уже имелось: племена Моисея принадлежали к западным семитам-амореям. Второе — общую веру в единого Бога и завет с ним — требовалось еще создать. Поэтому следующей после исхода задачей стала религиозная и духовная консолидация «дома Иакова» и тех, кто к нему присоединился.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библейский Израиль. История двух народов"
Книги похожие на "Библейский Израиль. История двух народов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Липовский - Библейский Израиль. История двух народов"
Отзывы читателей о книге "Библейский Израиль. История двух народов", комментарии и мнения людей о произведении.