» » » » Виктор Кротов - Человек среди религий


Авторские права

Виктор Кротов - Человек среди религий

Здесь можно купить и скачать "Виктор Кротов - Человек среди религий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Шандал, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Кротов - Человек среди религий
Рейтинг:
Название:
Человек среди религий
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-94861-011-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Человек среди религий"

Описание и краткое содержание "Человек среди религий" читать бесплатно онлайн.



Как нерелигиозному человеку понять, что такое религия? Как говорить об основных особенностях религиозного сознания с внеконфессиональной точки зрения? Как помочь человеку пред-верия ориентироваться среди различных учений? Верующему человеку любой конфессии этот подход также поможет по-новому взглянуть на некоторые религиозные понятия.






Так бывает в обществе с официально культивируемой атеистической идеологией. Так бывает в среде людей, которые самоутверждаются в своём противопоставлении "занудной", "обывательской", "назидательной" религиозной нравственности. Так бывает и в личном взаимодействии – один на один – с человеком, который искренне хочет тебе помочь блуждать вместе с ним в лабиринте отрицания.


Иногда он делает это в подсознательной надежде на то, что вы вместе выберетесь оттуда.


Во-вторых, призывы религиозного ориентирования, обращённые к нам, нередко действуют в противоположном направлении.

Слишком многое в социально-религиозной жизни связано с соблюдением условностей данного вероисповедания, а не с тем, как дать окрепнуть и раскрыться живому чувству веры. Поглощённая организационными проблемами самосохранения, противопоставляя себя другим конфессиям, церковь вполне может незаметно вносить дополнительную смуту в чувство, смутное ещё само по себе.

Человеку с пробуждающимся чувством веры нужно прежде всего ориентироваться в своих переживаниях, достаточно новых для него. Каково ему приходится, когда его вовлекают в выяснение отношений между религиозными учениями? Когда ему предлагают в качестве первых ориентиров догматы, обряды и теологические концепции? И если чувство веры в человеке всё-таки растёт и крепнет, это скорее свидетельствует о реальности религиозных переживаний, чем об эффективности религиозной пропаганды.

Не удивительно поэтому, что вероисповедание часто имеет ярко выраженную национальную определённость. Ведь изначальному чувству веры в значительной степени всё равно, в какое религиозное русло влиться, лишь бы найти отклик тому, что его волнует. Для человека вполне естественно принять то вероисповедание, которое ближе к нему, которое пронизывает своими традициями всё привычное окружение.


Да и потом далеко не всякое чувство веры стремится искать СВОИ ориентиры, если есть ОБЩИЕ.


Необходимо сказать и о религиозных ориентаторах наступательного типа. Сосредоточенные на идее расширения своей церкви, они прибегают к достаточно агрессивным манипуляциям с психикой человека. Такие манипуляции родственны гипнотическому внушению, но могут действовать сильнее и дольше. Они направлены не столько на естественное развитие чувства веры, сколько на создание некоторой психической конструкции, занимающей его место. Когда со временем эта конструкция рушится, человеку уже намного труднее ориентироваться в религиозной сфере.


Это похоже на то, как столкновение в юности с расчётливым завоевательным кокетством потом мешает поверить в настоящую любовь.


Существуют и чисто психологические проблемы первоначального религиозного ориентирования – например, стремление нового поколения противопоставить себя прежнему. Когда родители живут акцентировано религиозной жизнью (а уж тем более если в ней ощутима неискренность), у детей возникает импульс построить свою жизнь иначе.

В современном мире, где информационная культура всё больше вытесняет культуру передачи знания через традицию, бывает и так, что первыми ориентирами для человека, ищущего соответствия своим религиозным переживаниям, становятся виды вероисповедания сами по себе – как элементы мировой культуры. Человек как бы примеряет к себе великие или малые религии, стараясь почувствовать или понять: "Это моё".

Не всё в этом выборе религиозного русла решает само чувство веры. Оно ведь направлено на Высшее, это не вера в вероисповедание (хотя вероисповедание порою ждёт этого от своих приверженцев). Большую роль в нашем выборе могут играть и чувство логики, и чувство прекрасного, и другие важные для нас чувства. И чувство дружбы, и чувство любви могут сказать решающее слово, если мы не хотим, чтобы нас с тем, кого мы любим, разделяла баррикада, воздвигнутая вероисповеданиями.

На путях вероисповеданий

Выбор религиозного русла сам по себе не определяет ещё судьбу чувства веры. Собственно говоря, ситуация выбора русла повторяется и впредь, на разных уровнях, в разных ситуациях. Иногда выбор священника, к которому приходишь за советом, имеет не менее важное значение для религиозной судьбы человека, чем принятие самой конфессии.

После входа в распахнутые врата общего вероисповедания молодое чувство веры может встретиться с разнообразными сложностями, затрудняющими дальнейшую ориентацию. Противопоставление разных традиций и разных личных взглядов проявляется и в отношении принципиальных вопросов, и в отношении мелких подробностей религиозного взаимодействия между людьми.


Сам выбор среди разных позиций даже полезен развивающемуся чувству. Но некоторые конкретные конфликты могут действовать угнетающе.


Конечно, и конфессиональный уклад, и деятельность священников, и соборная жизнь церкви – всё это призвано помогать и обычно помогает становлению чувства веры. При условии достаточного соответствия всем особенностям проложенного маршрута. Вот только не всякое чувство веры может вписаться во всякую колею.


Стандартный маршрут – это всегда отклонение от СВОЕГО пути.


Стоит снова подчеркнуть: только реальность религиозных переживаний позволяет человеку сохранить чувство веры в условиях разнообразного давления на него. В условиях, которые психологически способствует угнетению и перерождению природы этого чувства. Некоторые люди, действительно, внутренне меняются. Они даже могут жить активной религиозно-общественной жизнью, пользуясь при этом удобным и ничего не значащим муляжом чувства веры, в котором собственной жизни почти не осталось. Много или мало таких людей, никто не знает: всё решается внутри человека, со стороны судить трудно. Да и не столь это принципиально для того, кто хочет решать собственные внутренние проблемы. Зачем тыкать пальцем в окружающих? Важно не обличать чужое, а найти своё.

Парадокс в том, что выбор вероисповедания происходит не всегда осознанно. Либо он определён не столько нами, сколько нашим окружением, либо наше чувство веры ещё не очень окрепло – и тот круг традиций, в который мы входим, для нас подёрнут пока неясной дымкой. Остаётся лишь надеяться, что нас сразу вывело к своему вероучению – или что нам хватит духовного мужества сделать свой выбор заново, если нас побудит к этому созревшее чувство веры.

Здесь приходится признать, что в существовании многих вероисповеданий есть свой глубокий смысл. Разнообразие путей религиозного развития во многом соответствует разнообразию индивидуальностей, национальных характеров, человеческих судеб.

Суть конфессионального многоязычия, с точки зрения религиозного ориентирования, именно в этом: существует поле возможностей выбора. Чувство веры уже на первых порах может найти подходящий путь для себя. Но если потом оно перестало вмещаться в те рамки, которые ему предлагает выбранное вероисповедание, у него остаётся возможность продолжать поиски.


В том числе и поиски обновления внутри вероисповедания.


Не будем забывать о том, что все эти пути и распутья представляют собой лишь способы ориентации по отношению к Высшему. Постараемся чаще смотреть вверх, чем под ноги. Главные события разворачиваются в духовном мире и имеют гораздо большее значение, чем то, хорошо ли утрамбован путь, по которому мы идём.

Сказка об учёном мечтателе

Одни любят читать, другие играть, а Дриам больше всего любил мечтать. И маленьким любил, и ничуть не разлюбил, когда вырос. Только относиться уже стал к этому занятию по-другому. Он очень ответственным человеком был, Дриам, очень обстоятельным.

Хотел Дриам в какой-нибудь мечтательный колледж поступить, да не нашёл такого. О подходящем институте тоже никто не слышал. Но Дриам всё-таки очень хотел научиться как следует делать своё любимое дело.

Стал он искать специалистов по мечтаниям. Не нашёл. Может быть, и были такие где-нибудь на свете, может быть, даже и рядом были, но никто в этом почему-то не признавался.

Может, просто не везло Дриаму в поисках?

Подойдёт он к какой-нибудь девушке, сидящей на скамейке в скверике. Сидит девушка, в небо смотрит, глаза огромные и такие задумчивые, что ясно видно: мечтает. Скажет Дриам:

– Извините, не позволите ли у вас мечтанию поучиться?

Девушка фыркнет, отодвинется, а то и вовсе убежит, как от сумасшедшего. Или такое скажет, что уж никак к мечтаниям не располагает.

Увидит Дриам поэтичного юношу с длинными волосами, который на берегу реки что-то пишет в записную книжку. Приблизится к нему – и слышит:

– Пятнадцать долларов на тридцать минус скидка пять процентов…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Человек среди религий"

Книги похожие на "Человек среди религий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Кротов

Виктор Кротов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Кротов - Человек среди религий"

Отзывы читателей о книге "Человек среди религий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.