» » » » Виктор Кротов - Человек среди религий


Авторские права

Виктор Кротов - Человек среди религий

Здесь можно купить и скачать "Виктор Кротов - Человек среди религий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Шандал, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Кротов - Человек среди религий
Рейтинг:
Название:
Человек среди религий
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-94861-011-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Человек среди религий"

Описание и краткое содержание "Человек среди религий" читать бесплатно онлайн.



Как нерелигиозному человеку понять, что такое религия? Как говорить об основных особенностях религиозного сознания с внеконфессиональной точки зрения? Как помочь человеку пред-верия ориентироваться среди различных учений? Верующему человеку любой конфессии этот подход также поможет по-новому взглянуть на некоторые религиозные понятия.






Нет, определённо не везло Дриаму.

Стал он тогда сам мечтать изо всех сил о таком мудром учителе, который ему помог бы усовершенствоваться в мечтательной науке. И этот воображаемый учитель получился таким убедительным, что словно уже сидит рядом с Дриамом – в светящемся одеянии, седобородый, улыбчивый – и говорит ему:

– Мечтай, мечтай. Правильно делаешь. Главное – свой собственный опыт набирать, а учителя найдутся. Если сам стараться не будешь, кто тебе поможет?… Ты ведь уже в этом деле не новичок. Мы, обитатели мечтательного мира, давно тебя приметили. Ещё немного постараешься, можешь без экзаменов на подготовительные курсы к нам поступить.

Обрадовался Дриам, размечтался вовсю.

И действительно: поступил он вскоре на мечтательные курсы, потом в мечтательнй университет, на факультет сравнительного мечтоведения. Очень успешно занимался. Не удивительно, ведь он это дело с детства любил. Закончил мечтательную аспирантуру, защитил диссертацию по переходу детских мечтаний во взрослые. А там оглянуться не успел, как уже академиком стал.

Слухи об успехах Дриама просочились даже из мечтательного мира в наш, обычный. Иногда, прослышав об этом, приходил к нему кто-нибудь, просил научить мечтать по всем правилам науки. Но Дриам обычно так говорил:

– Не думай ты о науке. Мечтай по-своему, от всей души – и мы с тобой непременно встретимся в мечтательном мире. Там и посмотрим ещё, кому у кого учиться.

Помощь вере от верующих

Для зарождающегося чувства веры те переживания, с которыми оно имеет дело, далеко не сразу превращаются в ясные ориентиры. Поэтому человеку пред-верия нужна поддержка, нужны люди, которые помогли бы его чувству осознать себя и окрепнуть. Нужны те, кто уже прошёл свой период пред-верия и может сказать о том, что же дальше.

Не всё тут просто. Подлинные религиозные ощущения крайне интимны для человека. Тем более на первых порах, когда и сам-то ещё не очень им доверяешь. Поспешными разговорами о своих переживаниях можно выхолостить всё самое главное. Человек пред-верия инстинктивно чувствует это – и скорее прислушивается, чем расспрашивает, скорее приглядывается искоса, чем смотрит в упор. Люди верующие ориентируют его прежде всего своим поведением, реальностью проявления своей веры.


Или – увы – реальностью расхождения слов и поступков.


Дело не только в силе примера. Как раз примерами религиозного поведения нам пока трудно воспользоваться. Мы можем пытаться подражать, но это не всегда на пользу. Нам ведь недостаёт ещё зрелости чувства, и подражание может стать всего лишь имитацией. Тогда оно будет скорее тормозить развитие, чем благоприятствовать ему. Мы просто набираемся свидетельств, а ими становятся даже самые неприметные поступки тех, кто живёт не совсем понятной для нас религиозной жизнью.

Но наступает и потребность в разговоре. Не только в разговоре-проповеди, когда к тебе обращается ориентатор – священник, проповедник или другой носитель учения. Это очень важно, но это другое. Нужны разговоры, в которых тебе приоткрылась бы, насколько возможно, внутренняя жизнь чувства веры, уже хорошо осознавшего себя. Тот, кто с тобою искренен, может помочь больше, чем тот, кто красноречив.

Здесь мы подходим к тому, что можно назвать соборным мышлением в широком смысле слова. В основе его – тот факт, что религиозные переживания, какими бы внутренними, невыразимыми они ни казались, свидетельствуют об общей для всех нас реальности. Переживания каждого человека помогают ориентироваться в этой реальности не только ему самому, но и всякому, кто с ними соприкоснётся. Поэтому нам важны любые честные свидетельства, которыми можно обменяться друг с другом.


Как пишущему человеку мне трудно в этом признаться, но это тот случай, когда устное свидетельство значительнее и важнее письменного.


В каком-то смысле, наверное, все мы остаёмся людьми пред-верия.

С этим могут не согласиться те, кто считает себя "продвинутым" в религиозной жизни. Но вспомним слова Евангелия: "…Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди оттуда сюда", и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас…" (Мф.17.20)

Много ли среди нас двигающих горы?…


Для спокойного восприятия чужой веры вполне можно рассматривать её как пред-верие того виденья мира, которое исповедуешь сам. Если я обрёл истину, к ней постепенно придёт каждый, кто к ней стремится.


Нашему чувству веры всегда есть куда расти. Оно может быть очень значительно для нас, но далеко ещё даже до размеров горчичного зерна.

И все мы, у кого есть, говоря словами мейстера Экхарта, "хотя бы томление по томлению", помогаем ориентироваться друг другу. Помогаем (а порою, увы, и мешаем) каждым словом, каждым поступком. А ещё – каждой мыслью и каждым переживанием, потому что и это вливается в наши слова и поступки.

Практические замечания

o (Атеизм и неверие) К атеизму (он отличается от безверия) необходимо относиться осторожно, поскольку он весь построен на отрицании. Атеизм нередко является совершенно естественным периодом в жизни ищущего человека, но не будем давать ему власть над другими нашими ориентирами, чтобы не оказаться в ловушке, состоящей из одних опровержений.

o (Знание и его диапазоны) Понимания, относящиеся к разным чувствам (например, логическое знание, или то знание, которое принесено нам любовью), нет смысла натравливать друг на друга. Будем искать соединительные нити между ними. И в каждом отдельном круге знания будем стремиться вверх – туда, где легче обнаружить точки соприкосновения.

o Всматриваясь в историю человечества, интересно обратить внимание на то, какие чувства, кроме чувства веры, становились катализаторами более или менее устойчивых традиций, культов, учений. Чем эти традиции напоминали религиозные традиции, в чём пересекались с ними, чем отличались от них? Какие из этих чувств знакомы нам по собственному опыту? Какие представляются наиболее одухотворёнными, поднимающими нас вверх?

o (Зарождение веры) Приглядимся к истории собственной души. Знакомо ли нам чувство веры, с какого периода нашей жизни? Если этого чувства у нас нет, то есть ли какие-нибудь предпосылки к нему, какие-то крупицы внутреннего опыта, выводящие нас за рамки повседневности? Какие наши чувства дорожат этим опытом, какие отворачиваются от него? Есть ли искренне верующие люди рядом с нами? Кажется ли нам их чувство веры иллюзией – или переживанием, основанном на неизвестном нам внутреннем опыте?

o (Первые ориентиры) Каждый из нас, наверное, сталкивался с попытками помочь нам в религиозном ориентировании. Вспомним, какие листовки, брошюры или книги такого рода попадали нам в руки? Кто из близких нам или случайно встреченных людей заводил с нами разговор на религиозные темы? К кому мы обращались или хотели бы обратиться, чтобы обсудить свои переживания? Какие из вероучений в разные периоды нашей жизни вызывали у нас симпатию? Что помогало нам обратить внимание на свои переживания, связанные с верой? Что привлекало нас само по себе, как интересное жизненное явление? Что вызывало ощущение агрессии и желание защититься от неё?

o (На путях вероисповеданий) Принадлежим ли мы к какому-либо вероисповеданию или нет, постараемся к любому из них (кроме своего) относиться спокойно. Будем внимательны не столько к разноцветным особенностям каждого из них, сколько к тому, как они поддерживают человека в его переживаниях, связанных с чувством веры. Будем видеть в разнообразии вероисповеданий воплощение усердных духовных поисков человечества. И пусть выбор пути, который сделал или можешь сделать ты сам, не помешает тебе уважать множество других путей, выбранных множеством других людей.

o (Помощь вере от верующих) Очень полезно понимать внутренний опыт других людей, их переживания, их постижения. Можно искать книги, в которых сделана попытка поделиться таким опытом. Можно искать людей, которые постараются честно рассказать нам о своём. Немало даёт и наша собственная решимость найти слова для того, для чего, казалось бы, никакие слова не годятся. Если у всех этих переживаний нет реальной основы, мы постепенно избавимся от иллюзий. Но если такая основа существует, мы будем её представлять себе всё лучше и лучше.

Глава 4. Вера

Определения

Что говорит нам о вере "Многотолковый словарь"?


Вера – это…

– безоговорочное принятие того, что люди незнающие рассказывают о вещах небывалых. (Амброз Бирс)

– больница душ, израненных обществом. (Жан Пети-Сенн)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Человек среди религий"

Книги похожие на "Человек среди религий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Кротов

Виктор Кротов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Кротов - Человек среди религий"

Отзывы читателей о книге "Человек среди религий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.