» » » » Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги


Авторские права

Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия йоги
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия йоги"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.



Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.






Равным образом и Патанджали, автор или составитель Йога-сутры, несомненно был тем знатоком йоги, который обладал выдающимся умом. Как пишет исследователь йоги Кристофер Чеппль:

Кое-кто говорит, что Патанджали не внес особого филосо‹])ского вклада явленной им школой йоги. Напротив, я полагаю, что его непревзойденный вклад заключается в непредвзятом изложении различных практик благодаря той методологии, которая глубоко коренится в культуре и традициях Индии [335].

Йога Патанджали представляет собой вершину длительного развития йогической техники. Из всех многочисленных школ, которые существовали в первые века нашей эры, только школа Патанджали получила признание как авторитетная система (даршана) традиции йоги. Имеется много сходства между йогой Патанджали и буддизмом, и непонятно, вызвано ли это просто одновременным становлением индуистской и буддийской йоги, либо же это стало следствием особого интереса к буддизму со стороны Патанджали. Если Патанджали жил во втором веке н. э., как предполагается здесь, в то время он мог испытать на себе большое влияние буддизма. Но, возможно, верны оба объяснения [336].

К сожалению, мы почти ничего не знаем о Патанджали. Индуистская традиция отождествляет его со знаменитым грамматистом с тем же именем, который жил во втором веке до н. э. и написал Маха-бхашью. Но ученые сходятся на том, что это не так. И содержание, и терминология Йога-сутры убеждают в том, что второй век н. э. — наиболее вероятная дата для Патанджали, кем бы он ни был [337].

Что же касается грамматиста, то в Индии известно несколько разных Патанджали. Это имя упоминается как родовое (готра) имя ведийского жреца Асураяны. Древняя Шата-патха-брахмана упоминает некоего Патанчалу Капью, коего немецкий ученый девятнадцатого века Альбрехт Вебер ошибочно пытался связать с Патанджали [338]. Затем был санкхьяик с таким именем, чьи взгляды нашли отражение в Юкти-дипике (конец седьмого или начало восьмого века н. э.). Вероятно, еще одному Патанджали принадлежит Йога-дарпана («Зерцало йоги»), неизвестно когда написанное сочинение. Наконец, был наставник йоги Патанджали, относившийся к — традиции южно-индийского вишнуизма. Его имя, возможно, отражено в названии произведения четырнадцатого века Патанджала-сутра Умапати Шивачарьи, касающегося литургии в храме Шивы-Натараджи в Чидамбараме, штат Тамилнад.

Индуистская традиция считает, что Патанджали был воплощением Ананты, иначе Шеши, тысячеглаво-го владыки змеиного рода, который, по преданию, охранял потаенные сокровища земли. Само имя Патанджали дано было Ананте потому, что тот хотел учить йоге на земле и упал (пата) с неба в ладони (анджали) добродетельной женщины по имени Гоника. Многочисленные головы змеиного владыки олицетворяют бесконечность или вездесущность. Связь Ананты с йогой легко угадывается, поскольку йога и есть потаенное сокровище, или эзотерическое знание, по существу. И поныне многие йогины, прежде чем приступить к своим повседневным занятиям йогой, совершают поклон Ананте.

В напутствующем стихе во вступлении Йога-бхашьи, комментария к Йога-сутре, владыка змей Ахиша приветствуется следующими словами:

Да защитит вас тот, кто, оставив свою извечную форму, владычествует над миром [живых существ], различными способами выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов (клеша), обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения (джняна), змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении.

Все, что мы в состоянии поведать о Патанджали, носит умозрительный характер. Резонно допустить, что он был великим знатоком йога и, вероятней всего, главой школы, где обучение (свадхьяя) рассматривалось как важный аспект духовной практики. При составлении своих кратких изречений (сутра) он пользовался имеющимися трудами. Его собственный философский вклад, насколько можно судить по самой Йога-сутре, был довольно скромным. Он, похоже, был скорее составителем и систематизатором, нежели оригинальным мыслителем. Вполне возможно, что он написал и другие труды, которые не сохранились.

Хираньягарбха

Западные поклонники йоги часто рассматривают Патанджали родоначальником йоги, но это неверно. Согласно послеклассическим традициям, создателем йоги был Хираньягарбха. Хотя в некоторых текстах и говорится о Хираньягарбхе как самоосуществившемся подвижнике, жившем в древности, такое представляется сомнительным. Само это имя означает «Золотой Зародыш», и в ведантской космологической мифологии его связывают с утробой творения, первым существом, появившимся из непроявленной тверди мира и чревом всей тьмы форм творения. Поэтому Хираньягарбха — это скорее первичная космическая сила, нежели некая личность. И говорить о нем как о создателе йоги имеет смысл, если понимать, что йога в действительности существует в виде измененных состояний сознания, посредством которых йогин настраивается на необычные планы реальности. В этом смысле йога предстает как вечное откровение. Хираньягарбха же — олицетворение силы, или милости, посредством которой запускается и претворяется процесс духовного становления.

Позднейшие комментаторы йоги полагали, что действительно был человек по имени Хараньягарбха, который написал некий трактат по йоге. На этот труд, действительно, ссылаются многие авторитеты, но там не обязательно речь идет о Хираньягарбхе. Наиболее подробные сведения об этом сочинении приведены в двенадцатой главе Ахирбудхнья-самхиты («Собрание глубоководного змея»), произведении средневекового вишнуизма. Согласно этому труду, Хираньягарбха написал два произведения по йоге — один по ниродха-йоге («Йога прекращения»), а другой по карма-йоге («Йога действия»). Первое, похоже, имело дело с высшими стадиями духовного процесса, особенно экстатическими состояниями, тогда как последнее было посвящено духовным склонностям и формам поведения.

Вполне возможно, что существовал труд подобного рода по йоге, а если это так, он мог предшествовать труду Патанджали. В любом случае произведение Хираньягарбхи не упоминается как Сутра, хотя, вероятно, до появления произведения Патанджали имелись другие Сутры по йоге. Однако, факт остается фактом — Йога-сутра затмила собой все более ранние Сутры внутри традиции йоги, возможно, благодаря своей доходчивости или систематическому изложению.

II. КОДИФИКАЦИЯ МУДРОСТИ — ЙОГА-СУТРА

Патанджали придал традиции йоги ее классическую форму, и поэтому его школу часто называют классической йогой. Он писал свой афористичный труд в самый разгар происходивших в Индии философских споров, и его заслуга в том, что он сумел снабдить традицию йоги достаточно прочным теоретическим каркасом, который смог противостоять многим соперничающим традициям наподобие веданты, ньяи и, не в последнюю очередь, буддизма. Его сочинение в своей основе — систематическое изложение того, что составляет наиболее важные элементы теории и практики йоги. Школа Патанджали была одно время чрезвычайно влиятельной, как можно судить по многочисленным ссылкам на Йога-сутру, а также по ее критике в трудах других философских систем.

Каждая школа индуизма создала свою собственную Сутру, где санскритское слово сутра буквально означает «нить». Сутра состоит из кратких предложений-афоризмов, которые совместно дают читателю в руки нить, на которую нанизаны все заметные идеи, характерные для данной школы мысли. Таким образом, сутра оказывается мнемоническим средством, более схожим с платяным узелком на память или сделанной наспех пометкой в дневнике или календаре. Насколько краток стиль письма сутры, можно судить по следующим вступительным предложениям труда Патанджали:

1.1: атха йоганушасанам (атха Йога-анушасанам)

«Итак, наставление йоге».

1.2: йогашчиттавриттиниродхах (йогас

читта-вритти-ниродхах)

«Йога есть прекращение деятельности[339]

сознания».

1.3: тада драштух сварупе'вастханам (тада драштух сва-рупе'вастханам) «Тогда Зритель [то есть трансцендентое Я] пребывает в собственной форме».

Разумеется, такие понятия, как читта (сознание), вритти (букв.: «кружение») и драштри (имен. пад. драшта(р), «зритель»), сами представляют собой высокоемкие выражения для весьма сложных представлений. Даже такое на первый взгляд простое слово, как артха («итак»), которым открывается большинство традиционных санскритских сочинений, нашпиговано смыслами, что явствует из многих страниц посвященных ему толкований в некоторых комментариях на Йога-сутру.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия йоги"

Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Ферштайн

Георг Ферштайн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.