Стивен Прист - Теории сознания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Теории сознания"
Описание и краткое содержание "Теории сознания" читать бесплатно онлайн.
Российскому читателю впервые предоставляется возможность ознакомиться с творчеством британского философа Стивена Приста – его книгой "Теории сознания". По жанру эту книгу можно охарактеризовать как историческое и теоретическое введение в философию сознания (philosophy of mind). В своей книге Прист сделал попытку рассмотреть и систематизировать основные точки зрения на проблему сознания, высказанные в истории мировой философии. Написана книга ясно и доступно, при этом она рассчитана не только на широкого читателя, но и на специалистов в области философии сознания, истории философии, когнитивной науки, психологии, искусственного интеллекта.
Перевод А.Ф.Грязнова
Стивен Прист, июль 1999 г.
Библиография
Body and Mind / G.N.Vesey (ed.). London, 1970.
Body, Mind and Death / Flew A. (ed.). London 1977.
Dimensions of Mind / Hook S. (ed.). New York, 1960.
Mind, Language and Reality: Philosophical Papers. Volume Two / Putnam H. (ed.). Cambridge, 1980.
Mind, Matter and Method / Feyerabend P., Maxwell C. (eds). Minneapolis, 1966.
Readings in Philosophy of Psychology / Block N. (ed.). London, 1980. 2 vols.
The Mind's I: Fantasies and Reflections on Self and Soul / Hofstadter D.R., Dennett D.С. (eds). Sussex, 1981.
McGinn T.С. The Character of Mind. Oxford, 1982.
Teichman J. Philosophy and the Mind. Oxford, 1988.
ДУАЛИЗМDescartes: Philosophical Letters / Kenny A. (ed.). Oxford, 1970.
Kenny A. Descartes. New York, 1968.
Malebranche N. De. Dialogues on Metaphysics and Religion. Trans. M.Ginsberg. London, 1923.
Popper K., Eccles J. The Self and Its Brain. London, 1977.
Robinson H. Matter and Sense. Cambridge, 1982.
Swinburne R. The Evolution of the Soul. Oxford, 1986.
Williams B. Descartes: The Project of Pure Enquiry. Harmondsworth, 1978.
ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМHempel С.G. The logical analysis of psychology // Readings in Philosophy of Psychology / Block N. (ed.). London, 1980. 2 vols.
Kenny A. Wittgenstein. Harmondsworth, 1975.
ИДЕАЛИЗМEssays on Berkeley / Foster J., Robinson H. (eds). Oxford, 1988.
Foster J. The Case for Idealism. London 1982.
Hegel's Critique of Kant / Priest S. (ed.). Oxford, 1987.
Priest S. The British Empiricists: Hobbes to Ayer (London, 1990) ch.3.
Sprigge T. The Vindication of Absolute Idealism. Edinburgh, 1983. Urmson J.O. Berkeley. Oxford, 1982.
МАТЕРИАЛИЗМArmstrong D.M. A Materialist Theory of the Mind. London, 1968.
Davidson D. Essays on Actions and Events. Oxford, 1980.
Honderich T. A Theory of Determinism: The Mind, Neuroscience and Life-Hopes. Oxford, 1988.
Issues in Marxist Philosophy: Vol.II. Materialism / Mepham J., Ruben D.H. (eds). Sussex, 1979.
Levin M.E. Metaphysics and the Mind-Body Problem. Oxford, 1979.
McGinn C. Philosophical materialism // Synthese, №44, June 1980.
Place U.T. Is consciousness a brain process? // Readings in Philosophy of Psychology / Block N. (ed.). London, 1980. 2 vols.
Ruben D.-H. Marxism and Materiahsm. Sussex / New Jersey, 1977.
Smart J.J.C. Philosophy and Scientific Realism. London, 1969.
Smart J.J.C. Sensations and brain processes // Readings in Philosophy of Psychology / Block N. (ed.). London, 1980. 2 vols.
The Mind-Brain Identity Theory / С.Borst (ed.). London, 1970.
Wilson E. The Mental as Physical. London, 1979.
ФУНКЦИОНАЛИЗМArmstrong D. The nature of mind // Readings in Philosophy of Psychology / Block N. (ed.). London, 1980. 2 vols.
Block N. Problems with functionalism // Readings in Philosophy of Psychology / Block N. (ed.). London, 1980. 2 vols.
Lewis D. Mad pain and Martian pain // Readings in Philosophy of Psychology / Block N. (ed.). London, 1980. 2 vols.
Turing A. Computing machinery and intelligence // Mind, 1950.
Turing A. Intelligent machinery // Machine Intelligence / Melzer В., Michie D. (eds). Edinburgh, 1969.
ДВУХАСПЕКТНЫЙ ПОДХОДNagel T. The View From Nowhere. Oxford, 1986.
Russell B. An Outline of Philosophy. London, 1970.
Strawson P. Individuals: An Essay in Descriptive Metaphysics. London, 1959.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДHusserl E. Logical Investigations. Trans. J.N.Findlay, 2 vols. New York, 1970.
Husserl E. The Paris Lectures. Trans. P.Koestenbaum. The Hague, 1964.
Merleau-Ponty M. The Structure of Behaviour. Trans. A.Fisher. Boston, 1963.
Merteau-Ponty M. The Visible and the Invisible. Trans. H.F. and P.A.Dreyfus. Evaston, 1968.
Sartre J.-P. The Transcendence of the Ego. Trans. F.Williams and R.Kirkpatrick. New York, date unknown.
Избранная библиография на русском языке
АНТОЛОГИИ И ОБЩИЕ РАБОТЫ
Аналитическая философия: становление и развитие (антология). М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998.
Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998.
ДУАЛИЗМДекарт Р. Соч. в двух томах. М., 1989.
Лейбниц. Философские письма. М.,
Локк Дж. Трактат о человеческом разумении. М.
Платон. Пол. собр. соч. в 4 тт., М., 1993 г.
ЛОГИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМГемпель К. Г. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги, РФО, 1998.
Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. М.: Гнозис, 1994.
Патнэм Х. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.
Райл Г. Понятие сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.
ИДЕАЛИЗМБеркли Д. Сочинения. М., 1978.
Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. в 8 тт. М., 1989.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
ФУНКЦИОНАЛИЗМПатнэм X. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.
ДВУХАСПЕКТНЫЙ ПОДХОДРассел Б. Исследование значения и истины. М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 1999.
Спиноза Б. Избр. произв. в 2 тт. М., 1957.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДБрентано Ф. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, РФО, 1996.
Гуссерль Э. Логические исследования / Пер. под ред. С.Франка. СПб., 1909.
Гуссерль Э. Логические исследования. Т.2. Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их содержаниях // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988, сс. 282-297.
Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999.
Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто.
Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
Примечания
1
На первый взгляд (лат.) – Прим. перев.
2
Кстати, недооценка этих моментов в чисто психологических работах по сознанию становится в последнее время все более очевидной как для философов, так и для самих психологов.
3
"Идеализм, – пишет Прист, – есть теория, согласно которой существуют только сознания (minds)" (с. 93). Следует отметить, что подобного понимания термина "идеализм" придерживались в ранний период своей деятельности и зачинатели аналитического движения Б.Рассел ("Проблемы философии") и Д.Э.Мур ("Опровержение идеализма").
4
См., в частности: Dennett D. Consciousness Explained. Boston, 1991; Dennett D. Kinds of Minds. L., 1996; Searle J. The Rediscovery of the Mind. Cambrige, Mass., 1992; Searle J. The Mystery of Consciousness. L., 1997.
5
"Я и его мозг" – Прим. перев.
6
Здесь и далее ссылки даны по изд.: Платон. Федон // Платон. ПСС в 4 тт., М., 1993, т. 2.
7
См.: Платон. Федон, с. 25: "если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, словно описывая круг…" – Прим.перев.
8
В данном историко-философском контексте выражение "дуализм сознания и тела" (mind-body dualism) в отдельных случаях переводится как "дуализм души и тела". – Прим. перев.
9
Здесь и далее цитаты даются по изданию: Декарт Р. Соч. в двух томах. М" 1989.
10
В текстах Декарта говорится именно о "мыслящей" (cogitans) и "телесной" (corporalis) субстанциях. Английский перевод данных терминов в книге С.Приста не является вполне адекватным. – Прим. перев.
11
Вероятно, это цитаты из писем Елизавете (т. 2, сс. 490-495 и др.) – Прим. перев.
12
Цитаты даются по изд.: Райл Г. Понятие сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.
13
Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994, сс. 75-321.
14
Здесь и далее цитаты по изд.: Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
15
Цитаты из книги Гегеля "Философия духа" даны по изд.: Гегель Г.В.Ф. Собр. соч. М., 1989.
16
Цитаты из книги Гегеля "Феноменология духа" даны по изд.: Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
17
Как, в качестве (лат.). – Прим. перев.
18
Сам по себе (лат.). – Прим. перев.
19
Цитаты даются по изд.: Патнэм Х. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998, сс. 53-68.
20
Цитаты даны по изд.: Спиноза Б. Избр. произв. М., 1957, т. 1.
21
К "Логическим исследованиям" и "Идеям" см. примечания соответствующего раздела.
22
Husserl E. Kartesianische Meditationen und Pariser Vortraege, hrsg. von S.Strasser, / 1963 (2. Auflage). Husserliana. Bd. I; рус пер.: Картезианские размышления. – Пер. Д.В.Скляднева. СПб., 1998.
23
Heidegger M. Sein und Zeit. 16 Auflage. Tubingen, 1986; рус пер.: Бытие и время. – Пер. В.В.Бибихина. M.: Ad Marginem, 1997.
24
Автор, очевидно, разделяет достаточно распространенное заблуждение, будто Хайдеггер когда-либо надеялся, что его "Бытие и время" станет одной из работ, вписывающихся в феноменологию Гуссерля. Другое дело, Хайдеггер часто высказывался в том духе, что феноменологию еще предстоит реализовать в ее наиболее подлинной форме, не замеченной и самим Гуссерлем.
25
Рус. пер. под. ред. И.С.Вдовиной и С.Л.Фокина, СПб., 1999.
26
Гуссерль противопоставлял "естественную" и "феноменологическую" установку исследователя. Теория "трансцендентальной субъективности" стала чуть более поздним логическим продолжением его размышлений.
27
Позволим себе скорректировать неточность автора: вопрос не остается "открытым" в том смысле, что какие-либо дальнейшие споры или "доказательства" могут представлять для феноменологии интерес. Неверно также говорить, будто Гуссерль "не убежден в существовании внешнего мира" либо отнюдь "не разуверивается" в нем и т.п. Более точно; вопрос о существовании вещей реального физического мира (и, соответственно, самого мира) не является для феноменологии существенным, поскольку никак не соотносится с ее главной задачей: прояснить деятельность тех структур сознания, благодаря которым, нечто как раз и образует для нас сложный феномен вещи. Раскрытие деятельности конституирования позволяет, далее, понять более сложные механизмы образования того, что мы называем "миром".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Теории сознания"
Книги похожие на "Теории сознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Стивен Прист - Теории сознания"
Отзывы читателей о книге "Теории сознания", комментарии и мнения людей о произведении.