» » » » Анри Лот - Туареги Ахаггара


Авторские права

Анри Лот - Туареги Ахаггара

Здесь можно скачать бесплатно "Анри Лот - Туареги Ахаггара" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Наука, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анри Лот - Туареги Ахаггара
Рейтинг:
Название:
Туареги Ахаггара
Автор:
Издательство:
Наука
Год:
1989
ISBN:
5-02-016591-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Туареги Ахаггара"

Описание и краткое содержание "Туареги Ахаггара" читать бесплатно онлайн.



Новая работа французского этнографа и археолога Анри Лота, хорошо известного советскому читателю по книгам «В поисках фресок Тассили» (1982), «В поисках фресок Тассилин-Аджера» (1973) и «К другим Тассили» (1984), посвящена описанию нравов и обычаев туарегов. Этот народ, живущий в Сахаре, отличается своеобразным, выработанным веками и не принятым у его соседей стилем жизни. В книге описаны все стороны материального и духовного бытия туарегов — от одежды, жилищ, способов ведения хозяйства до религиозных обрядов и устной литературы.






В 1938 году их насчитывалось около шестидесяти человек и у них была дюжина палаток.


Кель-ахнет


Кель-ахнет — племя того же происхождения, что и даг-рали, с которым они некогда составляли одну фракцию имессилитен. Разделение произошло при аменокале Сиди аг Мохаммеде эль-Хире, в момент раздела имрадов между благородными племенами. Их отдали таи-токам. Кель-ахнет претендуют на берберское происхождение — от Такамат, служанки Ти-н-Хинан. Однако таитоки не знают, откуда они взялись, разве что жили в Ахаггаре задолго до прихода Ти-н-Хинан.

Кель-ахнет первые решили подчиниться французам, и их вождь Баджелуд аг Маклия явился с этим в Айн-Салах в 1902 году. Они сразу же были отобраны у таи-токов и отпущены на волю, но в 1909 году возвращены им.

Кель-ахнет кочуют от Силета до Реггана и Аулефа. Территория их кочевья включает весь Ахнет, Асеград и часть Иммидира. Границами, отделяющими их от исек-кемарен, служат: на северо-востоке — Тиратимин, Тагемут (владение кель-иммидир); на востоке — уэд Арак до Амзира, Мениета (владение кель-иммидир), колодец Ин-Рабир; на юге они кочуют по всей гористой части, включая Ин-Хихау и Нехелет (Шюдо отмечает, что видел там палатки кель-ахнет зимой 1905/06 года), то есть весь район, который примыкает к Танезруфту и ограничен на западе Уалленом, а на севере уэдом Асуф-Меллен.

В засушливые годы они спускаются к Нигеру, в район Ин-Абангарит — Ин-Галл — Тамайя, устраивают стоянки даже вблизи таитокских в Адрар-Тазерзаите, где ускользают из-под контроля и алжирских и нигерийских властей. В давние времена они эксплуатировали одну себху в уэде Меражен.

В 1905 году у кель-ахнет было 35–40 палаток. По данным переписи 1938 года, их насчитывалось всего 58 человек, из них мужчин — 21. По переписи 1949 года, у них было имрадов: мужчин — 34, женщин — 38, мальчиков — 28 и девочек — 27, то есть 127 человек; икланов: мужчин — 2, женщин — 3; всего-132 человека.

Довольно воинственные, кель-ахнет сопровождали таитоков в их набегах, и добыча делилась поровну.

Во время восстания 1915–1918 годов кель-ахнет оставались в Ахнете, и в нем принимали участие только отдельные люди, снабжавшие продовольствием (либо добровольно, либо под давлением) повстанцев. Лишь в конце 1917 года под влиянием аджерских элементов они отправились разбойничать в Адрар и Акабли.

Кель-ахнет не слишком набожные, но соблюдают тем не менее малекитские религиозные обряды; часть из них принадлежит к ордену Тиджанийя. Они питают глубокое уважение к марабутам и охотно принимают их на своих стоянках. Это у них укрывался в самом начале французской оккупации смутьян-подстрекатель Абидин из племени кунта из Томбукту, который еще долго боролся против французов в этом последнем из восставших районов.


Теджехе-н-эфис


Теджехе-н-эфис (потомки сестер Эфиса) — племя того же происхождения, что и теджехе-п-элимен.

Раньше они кочевали в Аире, но были вынуждены оставить этот район: они убили султана, заставлявшего их платить слишком большой налог. Их вождь Эфис уговорил их уйти оттуда.

Теджехе-н-эфис составляли с агух-эн-техле одно племя, а при аменокале Сиди аг Мохаммеде эль-Хире (или при его сыне Юнесе, что более вероятно) теджехе-н-элимен якобы пришли просить покровительства у ахаггаров.

В период столкновений между кель-рела и таитоками теджехе-н-эфис укрылись в приграничной зоне Аира. Впоследствии они в основной своей массе вернулись, хотя с десяток их палаток осталось в Нигере.

В 1905 году у них была дюжина палаток. В 1938 году теджехе-н-эфис насчитывалось 164 человека, в том числе 51 мужчина. По переписи 1949 года, у них было имрадов: мужчин — 34. женщин — 38, мальчиков — 28 и девочек — 27, всего-127 человек; икланов: мужчин — 2, женщин — 3, мальчиков-12 и девочек-1, всего — 18 человек. Итого — 145 человек.

В 1938 году теджехе-н-эфис имели 80 верблюдов и 250 коз. Они — владельцы возделываемых участков в Тигенеуине, Амселе, Абалессе, Тахарте. Они также обрабатывают участки в Таманрассете, которые издавна принадлежали имеккерресен — имрадскому племени Тассилин-Аджера. За это им полагалось платить имеккерресен арендную плату, но те ее никогда не требовали.

Теджехе-н-эфис кочуют в Тахельре (юго-западная часть Кудьи) и перемещаются по линии Амсель-Тиге-неуин — Тамайя. Их кочевья от территории агух-эн-техле отделяет уэд Таманрассет.

Отданные таитокам при разделе имрадов (здесь следует сделать ту же оговорку, что и в отношении агух-эн-техле), они принимали участие во всех делах своих сюзеренов.


Кель-и-н-тунин


Кель-и-н-тунин являются исеккемарен. При аменокале Сиди (1755 год) во время раздела имрадов они были отданы таитокам, тогда как кель-ухет и кель-теру-рирт — племени теджехе-меллет. С последними они связаны браками, заключаемыми с недавних пор.

Кель-и-н-тунин обязаны своим названием уэду в массиве Тефедест, близ которого они обычно кочуют.

В конце прошлого века, воспользовавшись раздорами между таитоками и кель-рела, а также междоусобицей среди самих таитоков, они освободились от их власти и перешли под покровительство урарен. И хотя причислили себя к ним, однако тиуссу им не платили. Таито-ки же, после того как подчинились французам, потребовали их себе обратно, и генерал Лаперрин удовлетворил их просьбу,

Кель-и-н-тунин приняли активное участие в восстании 1915 года, они первые вышли из повиновения, так как находились под непосредственным влиянием аджеров. Укрывшись сначала в Нигере, они выступили против французов, устроив реззу против племен, находившихся под французским влиянием. Позднее они приняли участие в сражении у Аин-эль-Хаджаджа (близ Форт-Флаттерса). Возвращаясь в Нигер, они сумели увести за собой, несмотря на противодействие со стороны Мусы аг Амастана, часть таитоков, среди них и вождя Амри.

В 1938 году кель-и-н-тунин насчитывали двадцать палаток. Свои стоянки они разбивают на севере массива Тефедест и кочуют до Адрар-Ифетессена по отрогам хребта Иммидир.

За ними закрепилась репутация хороших скотоводов (у них около сотни верблюдов и 300 коз) и хороших проводников караванов, курсирующих между базарами Айн-Салаха, Гата и Гадамеса. Кель-и-н-тунин возделывают несколько участков в Иделесе и в земледельческих центрах в Тассили.


Юаруарен


Юаруарен представляют собой небольшое племя, насчитывающее палаток пятнадцать и кочующее с кель-ахнет в Адраре. По одним данным, они — выходцы из Аира, по другим — из Аджера.

По словам Сиди аг Гераджи, одна аджерская (или ифорасская) женщина, захваченная в плен людьми из Аира, была выкуплена его дядей но материнской линии Амастаном аг Урзигом и выдана замуж за кель-ахнета. От этого союза якобы и произошли юаруарен.

Их стоянки часто располагаются рядом со стоянками племени даг-рали. Между этими двумя фракциями нередко заключаются брачные союзы.

В 1902 году юаруарен добровольно подчинились французам. Во время восстания 1915–1918 годов они повели себя так же, как и таитоки, а поскольку в то время они являлись владельцами небольшой пальмовой рощи в Тибегине, близ Силета, то она была у них отобрана и отдана Мусе аг Амастану.

По переписи 1949 года, у юаруарен было имрадов: мужчин — 9, женщин — 12, мальчиков — 16 и девочек — 10 в возрасте моложе двадцати лет; икланов: мужчин — 3 и женщин — 4. В итоге их численность составляла 54 человека.

Юаруарен владеют приблизительно 50 верблюдами и сотней коз.

Тиусса, выплачиваемая ими амрару таитоков, состоит из мешка фиников или сорго, десяти килограммов масла и в случае удачного реззу — из половины захваченной добычи.


Икешшемаден


Икешшемаден живут вместе с даг-рали, поэтому их часто причисляют к последним, хотя они принадлежат к тоболу таитоков. Их название переводится как «очень страшные» — от слова «акешшемдт», которое на тамашек означает «некрасивый, плохо одетый человек».

Это совсем маленькое племя: оно насчитывает не более пятнадцати человек.

В 1907 году икешшемаден попросили Мусу аг Амастана взять их под сво.е покровительство. Они владели частью оазиса Силет, которая в 1916 году была у них отобрана, однако, имея тесные связи с даг-рали, они постоянно получают доход от своих пальм.


Икутисен


Икутисен называются так по имени одной из прародительниц — Такоттис. Они кочуют возле Тассили.

По переписи 1949 года, среди них насчитывалось имрадов: мужчин-13, женщин — 24, мальчиков — 26 и девочек — 21, всего — 84; икланов: мужчин-1, женщин — 7, мальчиков — 5 и девочек — 6, всего — 13 человек. Общая численность племени — 103 человека.

По сведениям Бенхазеры, люди этого племени никогда не участвуют в реззу. Автор не говорит о причинах этого; возможно, они религиозного порядка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Туареги Ахаггара"

Книги похожие на "Туареги Ахаггара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анри Лот

Анри Лот - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анри Лот - Туареги Ахаггара"

Отзывы читателей о книге "Туареги Ахаггара", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.