» » » » Виктор Бердинских - Крестьянская цивилизация в России


Авторские права

Виктор Бердинских - Крестьянская цивилизация в России

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Бердинских - Крестьянская цивилизация в России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство "Аграф", год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Бердинских - Крестьянская цивилизация в России
Рейтинг:
Название:
Крестьянская цивилизация в России
Издательство:
"Аграф"
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
5-7784-0182-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крестьянская цивилизация в России"

Описание и краткое содержание "Крестьянская цивилизация в России" читать бесплатно онлайн.



Книга, основанная на воспоминаниях о жизни, быте, нравах, обычаях, верованиях русского крестьянства, представляет собой попытку нравственно-философского осмысления последствий одного из самых драматичных социальных сдвигов XX века, который принято называть раскрестьяниванием России. Это первая книга по устной истории России.






Строго-настрого запрещалось приходить на такие праздники пьяным. «Пьяный кавалер был всеобщим посмешищем. С ниц, ни одна девушка плясать не пойдет», — это общее мнение. Молодежь хорошо знала друг друга во всей округе, включавшей порой два-три десятка деревень. «Раньше можно было выбрать кавалера. А сейчас им, молодым, и встретиться негде. А вот мы в Троицу раз сосчитали: с 22-х деревень парни приходили» (А.Н. Евдокимова, 1913).

Излюбленным времяпрепровождением деревенской молодежи 20-30-х годов были вечерки, проводившиеся зимой по очереди во всех домах деревни, а летом прямо на улице. «Веселый был раньше народ. Собиралась молодежь у какого-нибудь хозяина, хозяйки, чаще одиночки. И почти всю ночь танцевали и играли. Сколько было веселья! Танцевали «двенадцать» (это двенадцать разных фигур), прохожую, коробочку, краковяк и другие танцы. Особенно нравилась игра «соседушки». Легче можно было познакомиться с какой-либо девушкой. Парни-то из соседних деревень шли. Рассаживались все по лавкам попарно (парень с девушкой). Если ты оказался один, тебе посадят любую девушку. Выбирался разводящий, который тоже ходил с девушкой. Они подходили к каждой паре, и «разводящий» спрашивал парня: «Доволен или нет?» То есть доволен своей соседкой или нет. Если доволен, можешь с девушкой всю игру сидеть и занимать ее. Если не доволен, тебе разводящий оставляет свою, а твою уведет» (А.В. Нохрин, 1917).

Зачастую, для порядку, на вечерках присутствовали и пожилые женщины. «На вечерки ходили. Парни, девки соберутся и пляшут. Круг во всю деревню — это молодежь. А бабы песни долги поют:

Мамушка, мамушка,
Долго носила, да нещастну родила..

Игры были разнообразные и свои в каждой местности, одни — для лета, другие — для зимы. Играли в «платочки». Девушки сидели. Подходили несколько парней к одной девушке, которая держала в руке платочек, парни по очереди брались руками за платочек. Чья рука оказывалась верхней, тот парень и целовал девушку. Летом играли кругом. Пели круговые песни».

Смех, веселье, совместные игры очень сближали молодежь. Притом игры, нередко шумные, задорные были очень зрелищными, театрализованными. Вот как вспоминает о них Екатерина Тимофеевна Дорохова (1912): «Раньше весело жили! Молодежь-то все вместе была, по домам не сидели, нешто сейчас. Ой, раньше вечерки были. Вот соберется молодежь вся, вот и откупали кто жил бедно — изба большая если у кого, за вечер там сколько-нибудь 3 рубля или 5 рублей брали. Ну и вот, ребята ходили откупали эту избу и вечерку играли. Вот собирали девок и ходили отпрашивать у матери и отца каждой, чтоб отпустили на вечерку. Ну вот играли вечерку. Девка к парню на колени сядет. Ну вот весь вечер играли там. Плясали там кружочком, плясали польку-бабочку да простую польку, да там кроковяк, да такие пляски. Гармонья играла! Как придумают что, так начнут играть. Ремешками щелкали. Раньше в мячики играли, лапта называлась, а мальчишки любили в кости играть. Кругом играли, хороводы ходили. Соберется много народу и говорят: «Девки, в круг, девки, в круг». Парни и девки выбирали друг друга. Часто играли в воробушка, водя хоровод, в центре которого сидела девка, а на коленях у той лежит другая. И вот все ходят в хороводе и поют:

Воробей, воробушек
Искосатенький, волосатенький.
Потом подходят хороводу и спрашивают:
Что болит у воробушка?
Ой, право крылышко заболело.

И дают, кто чё может. Там тряпочку, денежку или еще чё. И лечат этим. Вылечится этот воробушек, станет здоровым и крылышками замахает. И все повторяется снова, вот только болезни меняются.

Хоровод водили и в дрему играли. В центре хоровода тоже сидела девка. И вот все говорили:

Сидит дрема,
Сама дремлет,
Сама спит.
Вставай дрема,
Вставай дрема,
В хоровод.
Гляди, дрема,
Гляди дрема,
Гляди дрема,
На парод.

Она просыпается и встает в хоровод.

Раньше много как-то играли, сейчас-то все это забывают. А еще любили «просо сеять». Все — и парни, и девки — делились поровну, вставали друг против друга и начинали свою игру.

Первые говорили:

Уж мы просо сеяли, сеяли,

Ходит ладо сеяли.

А вторые:

А мы просо вытопчем,

Ходит просо вытопчем.

Первые:

А мы коней выпустим,

Ходит ладо выпустим.

Вторые:

А мы коней переймем,

Ходит ладо переймем.

Первые:

А мы коней выкупим,

Ходит ладо выкупим.

Вторые:

А чем же вам выкупить,

Ходит ладо выкупить.

Первые: А мы дадим 100 рублей.

Вторые: А нам надо тысячу.

Первые: А кого же вам надобно?

Вторые: А нам надо девицу.

Первые: А какую вам надобно?

Вторые говорят о том, какую девицу им надобно.

И вот первым ничего не остается, как отдать ее, и девица уходит».

Такие игры тем лучше театра, что в них нет зрителей — одни участники. Крестьянин с раннего возраста был не потребителем, а активным творцом народной культуры: в песне, хороводе, играх на вечерке, на свадьбе, любом празднике — он сам создавал себе веселье и радовался созданному им празднику.

Широко распространены были посиделки. В основном, они были зимой, когда девушки, собираясь по вечерам в чьей-то избе, пряли. В начале нашего века девушки ходили на посиделки лет с пятнадцати. «Ходили к девкам: сегодня у одной, завтра у другой. Пели песни долгие, часов до двенадцати сидели, пряли. Старались больше напрясть» (А.В. Кропанев, 1914).

Протяжных русских песен в 20-30-е годы на посиделках уже порой не пели. В моду быстро вошли частушки. Сколько в них иронии, юмора, искрометного веселья! В основе своей частушки создавались как своего рода диалог молодежи на разного рода встречах и праздниках. Главная тема частушек — любовь!

Анастасия Ивановна Рублева (1921): «Посиделки были зимой. Собирались у кого-нибудь, песни пели, пряли. Посиделки были то у одной, то у другой девчонки; кто с пряхой придет, кто с вязанием; плясали, больше частушки пели:

Меня милый не целует
И не обещается.
А любовь без поцелуя
Строго воспрещается.

* * *

На вечерке без гармошки,
Как в лесу без топора,
А любовь без поцелуя,
Как бутылка без вина.

* * *

Задушевная подруга
Полюбить так моряка.
Он идет, так ленту черну
Видать издалека.

* * *

Папа, мама больно бойки,
Меня держат на веревке,
На веревке, на гужу,
Перекушу да убежу.

Все сердечные привязанности, измены, радости и огорчения выплескивались в частушках на общее обозрение, подчас больно задевая и высмеивая ненадежного кавалера или ветреную девушку. Не стеснялись смеяться и над собой. Вот несколько очень типичных частушек, оставшихся в памяти Марии Тарасовны Каратаевой (1920):

Черную смородину
Брала через колодину.
Не пойду далеко замуж —
Не бывать на родину.

* * *

У миленочкая Восемнадцатая.
Всех по очереди любит,
Завтра очередь моя.

* * *

Черная смородина
В калошу закатилася.
Чернобровый, черноглазый,
Я в тебя влюбилася.

* * *

Мене милый изменил,
Я ему сказала:
Я такого таракана
На стене видала.

* * *


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крестьянская цивилизация в России"

Книги похожие на "Крестьянская цивилизация в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Бердинских

Виктор Бердинских - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Бердинских - Крестьянская цивилизация в России"

Отзывы читателей о книге "Крестьянская цивилизация в России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.