Газета Завтра Газета - Газета Завтра 416 (47 2001)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 416 (47 2001)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 416 (47 2001)" читать бесплатно онлайн.
Не понравилось В.С. Соловьеву то, что Н.Я. Данилевский в своей работе повел речь о реальности, о живых практических интересах, трактовал различия между народа с точки зрения их реальной истории и культуры, мало заговорил об идеальном, о христинском императиве, и что более всего не понравилось философу-богослову, напрочь отвергал тезис об "единстве" человечества и как данность, и как предмет устремлений, как цель. В.С. Соловьев ставил культурологу в вину то, что его учение о различных культурно-исторических типах (из которых и состоит якобы единое человечество) ведет к "понижению нравственных требований, предъявляемых к народу христианским универсализмом, согласно которому каждый народ должен служить всему человеческому".
В чем же суть учения Данилевского?
Он утверждает (намного раньше Шпенглера с его "Закатом Европы"), что нет и не может быть никакой "цивилизации вообще", никакой "общечеловеческой цивилизации". А существуют разные культурно-исторические типы цивилизации, например, египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский. Этот тезис составил как основу его доктрины, так и ныне широкоизвестной теории множественности и разнокачественности человеческих культур (цивилизационной теории). Из труда Данилевского следуют весьма злободневные для нас, сегодняшних, вещи. В частности, то, что искомая нами "цивилизованность" не является неким заморским продуктом, этакой "жар-птицей", в поисках которой надо бродить по заграницам. Цивилизованность — это прежде всего самоуважение, знание собственной Культуры и умение пользоваться всеми ее положительными сторонами. Это — их органичное соединение с лучшими достижениями мировой Культуры, достижение, так сказать, их резонанса. А он и даст развитию общества необходимый импульс, то самое "ускорение", но только уже не горбачевское ускорение распада, а единственно эффективное — цивилизационное. И, надо сказать, что опыт таких разных стран, как Япония, Китай, Корея, не говоря уже о странах Европы, о США, это блестяще доказал.
Это же, кстати, говоря, блистательно, донельзя убедительно доказала и современная Россия. Но — от противного, показав, что и как нельзя делать. Нельзя бездумно копировать чужой опыт жизни, нельзя, фигурально говоря, таскать к себе "в огород" вершки другой культуры, поскольку ее "корни" остаются там же, на родном поле, и потому эти оборванные, лишенные корней верхушки никогда у нас плодоносить не будут. На сей счет Данилевский вывел в своей книге "Россия и Европа" даже специальный закон: "Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее (цивилизацию. — И.Я.) для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций".
Вот ведь как получилось: русский мыслитель закон вывел, и русский народ его доказал. Жаль только, что от противного...
Но вернемся к В.С. Соловьеву, славянофилам, к тем, кто, собственно, и начал этот нескончаемый разговор о русской идее. Что же получается?
Все эти люди вели поиски Большого Русского Проекта в области религии, но даже их сугубо религиозные его версии — принципиально различны. Общее же у них только то, что искали они ее не в реальной жизни, но в мире метафизическом, в мире веры и умозрительных представлений.
Что уже наводит на некоторые размышления…
Каков же вывод следует из всего вышесказанного?.. Он прост: если мы хотим обрести русскую идею, то мы должны сделать это сами. И смотреть нам при этом следует не столько назад, сколько вперед — в настоящее наше и будущее.
Конечно, для всякого дела нужен фундамент, и новое строить легче, если есть на что опереться. Поэтому, если уж и искать в прошлом духовную и интеллектуальную опору, то автор бы скорее высказался за идейное наследие такого мыслителя, как выдающийся русский философ, государствовед и общественный деятель Иван Александрович Ильин (1883-1954). Слишком уж созвучны его мысли и выводы нашим дням, столь актуальны, как если бы были написаны сегодня — здесь и сейчас…
В своей статье 1954 года "Что нам делать" он пишет: "…С самого начала нам надо признать, что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. Трудности хозяйственные и политические могут возникнуть и накопиться и могут обрушиться на каждое государство... Но каждому народу даются духовные силы именно для того, чтобы преодолевать эти трудности и творчески справляться с ними, не впадая в разложение и не отдавая себя на соблазн и растерение силам зла... Но в роковые годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) русские народные массы не нашли в себе этих необходимых духовных сил: эти силы нашлись у героического меньшинства русских людей; а разложившееся большинство — ибо за вычетом пассивно-нейтральных "хороняк" это было, по-видимому, большинство — соблазнилось о вере, о Родине, о верности, о чести и о совести, пошло за соблазнителями, помогло им задавить и выбросить за рубеж верных и стойких, а само было порабощено на десятки лет своими соблазнителями.
Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономики: она духовна.
Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русской чести и совести. Кризис русского национального характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры".
Россия в настоящее время переживает кризис. И нельзя тут не повторить за Ильиным, что и этот кризис прежде всего духовного порядка. И будем надеяться, что он нам послан недаром — а чтобы одуматься, осмыслить, кто мы и что мы, что мы сделали со своею страной и почему… Если мы сделаем это, если разрешимся точной, верной и плодотворной мысли о себе, если найдем верный путь к исправлению и правильному, как говорили старцы, "умному деланию", то значит, этот кризис пройдет для нас недаром. Мы выйдем из него поумневшими, более сильными, более цельными.
Будем верить и надеяться на это.
Но — "вера без дел мертва есть".
Какие же дела нас ждут?
И на такой вопрос великий русский патриот и государственник Иван Ильин дает нам хороший, исчерпывающий ответ в той же, уже упоминавшейся, программной для этого мыслителя статье. Словно бы обращаясь к нам, сегодняшним, он пишет: "После того, что произошло в России, мы, русские люди, не имеем никакого основания гордиться тем, что мы ни в чем не передумали и ничему не научились, что мы остались верны нашим доктринам и заблуждениям, прикрывшим просто наше недомыслие и наши слабости. России не нужны партийные трафареты! Ей не нужно слепое западничество! Ее не спасет славянофильское самодовольство! России нуж-ны свободные умы, зоркие люди и новые, религиозно укорененные творческие идеи. И в этом порядке нам придется пересматривать и обновлять все основы нашей культуры.
…И главное: ВОСПИТАТЬ В НАРОДЕ НОВЫЙ РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ХАРАКТЕР".
Вот таков ответ. Что называется, ни убавить, ни прибавить.
Такова задача наших дней. Такова, по нашему мнению, сейчас русская идея. Эту задачу нам и решать, согласно этой идеи нам и действовать.
Иного, как когда-то говорилось, не дано.
Но в нашем случае это — не публицистика.
Это — ДЕЛО, которое надо делать.
[guestbook _new_gstb]
1
2 u="u605.54.spylog.com";d=document;nv=navigator;na=nv.appName;p=0;j="N"; d.cookie="b=b";c=0;bv=Math.round(parseFloat(nv.appVersion)*100); if (d.cookie) c=1;n=(na.substring(0,2)=="Mi")?0:1;rn=Math.random(); z="p="+p+"&rn="+rn+"[?]if (self!=top) {fr=1;} else {fr=0;} sl="1.0"; pl="";sl="1.1";j = (navigator.javaEnabled()?"Y":"N"); sl="1.2";s=screen;px=(n==0)?s.colorDepth:s.pixelDepth; z+="&wh="+s.width+'x'+s.height+"[?] sl="1.3" y="";y+=" "; y+="
"; y+=" 22 "; d.write(y); if(!n) { d.write(" "+"!--"); } //--
23
[cmsInclude /cms/Template/8e51w63o]
Владислав Смоленцев НИКАКОЙ
Сегодня, спустя почти два с половиной года после прихода Путина к власти, даже опытные аналитики не могут до конца определиться в своем отношении к президенту. Еще труднее определить политические пристрастия Путина и цели, которые он преследует.
К власти он пришел как патриот-державник, поклявшись вести борьбу с террористами до последнего боевика и, несмотря ни на что, продолжать контртеррористическую операцию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 416 (47 2001)"
Книги похожие на "Газета Завтра 416 (47 2001)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 416 (47 2001)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 416 (47 2001)", комментарии и мнения людей о произведении.