Авторские права

Unknown - hollis d pereval v seredine puti

Здесь можно скачать бесплатно " Unknown - hollis d pereval v seredine puti" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Unknown - hollis d pereval v seredine puti
Рейтинг:
Название:
hollis d pereval v seredine puti
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "hollis d pereval v seredine puti"

Описание и краткое содержание "hollis d pereval v seredine puti" читать бесплатно онлайн.








нет моя личность и тем богаче будет мой жизненный

опыт.

ГЛАВА АНАЛИЗ СЛУЧАЕВ

4 ИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО

ТВОРЧЕСТВА

«Земную жизнь пройдя до половины, я очуО

тился в сумрачном лесу, утратив правый

путь во тьме долины…»* Так начинаетО

ся духовное странствие Данте, пересматривающего

смысл своей жизни.

В этой главе мы обсудим не клинические слуО

чаи, а некоторые литературные примеры. Как сказал

Аристотель две с половиной тысячи лет тому назад, иногда искусство может оказаться яснее жизни, ибо

оно охватывает всю вселенную**. Воображение писаО

теля, позволяющее ему спуститься в подземный мир, как поступил Данте, вернуться обратно и описать

свое странствие, помогает ему выразить состояние

человека в художественной форме. Нас приглашают

не только к идентификации с конкретным персонаО

жем, но и к тому, чтобы увидеть в нем драматическое

воплощение человеческой жизни в целом. Проживая

жизнь литературного героя, попадая вместе с ним в

определенные стесненные обстоятельства, находя

неожиданные решения и совершая поступки, мы и о

себе можем узнать много нового.

* The Comedy of Dante Alighieri, p. 8. Данте, «Божественная

комедия», с. 18. М.: Художественная литература, 1974.

** Poetics, p. 68.

Анализ случаев из литературного творчества

139

Т.С. Элиот заметил, что наше единственное

преимущество перед прошлым состоит в том, что

мы можем вобрать его в себя и таким образом расО

ширить свои личностные горизонты*. Иными словаО

ми, искусство и литература позволяют нам усвоить

разнообразный опыт человеческих отношений, соО

хранив при этом способность к личностному развиО

тию и росту. Например, Гамлет должен всегда проО

износить строки, написанные для Гамлета. Каждый

из нас периодически страдает комплексом Гамлета, когда мы знаем, что нужно делать, но не в состояО

нии это сделать. Но, в отличие от Гамлета, у нас есть

возможность, осознав происходящее, изменить свой

сценарий.

Два совершенно разных произведения литераО

турной классики XIX века: «Фауст» Гете и «Мадам

Бовари» Флобера описывают драму человека, котоО

рый вступает в стадию первой взрослости, полный

разнообразных проекций, а к среднему возрасту подО

ходит к состоянию смятения, депрессии и ощущения

тщетности и нереальности задуманных планов.

Доктор Фауст воплощает в себе идеал эпохи

Возрождения — жажду бесконечного познания. Он

овладел всеми современными ему знаниями: юрисО

пруденцией, философией, теологией и медициО

ной — «Однако я при этом всем / Был и остался

дураком»**. Ведомый своей доминантной психоО

логической функцией, мышлением, Фауст достиг

вершин человеческого познания, но ощутил не

сладость успеха, а лишь горечь от несбывшихся наО

дежд. Сколько разных генеральных директоров исО

пытывало подобное разочарование? Чем больше он

достигал, тем сильнее подавлялась его подчиненная

* «Tradition and the Individual Talent», Critical Theory Since Plato, p. 78.

** И.В. Гете , Фауст. М., 1997. «Стихотворения. Фауст», РиполОКлассик. С. 300.

140

Глава 4

функция — чувствование. Чувства Фауста, которые

выражались столь же примитивно, сколь изощренО

ным было его мышление, вырвались из темницы и

повергли его в глубокую депрессию. Его познаваО

тельная деятельность впечатляла, но его анима осО

тавалась в подавленном состоянии. Его депрессия

была настолько глубока, что он не раз помышлял о

самоубийстве. Он понимал, что у него в груди жиО

вут две души: одна из них жаждала сочинять музыО

ку, которая заставила бы растаять звезды, а другая

тянула его к обыденной и повседневной реальности.

В такой момент высшего напряжения, когда совреО

менный человек переживает нервный срыв, к ФаусО

ту явился Мефистофель.

Согласно версии Гете, Мефистофель не является

злом в той мере, в которой он воплощает тень ФаусО

та. «Я — части часть, которая была / КогдаОто всем и

свет произвела»*. Мефистофель описывает тень как

часть целого, отрицаемую и подавляемую, которая

необходима для диалектического развития того, что

приведет к целостности.

«Фауста» Гете, благодаря его богатому содержаО

нию, можно читать совершенно поОразному, наприО

мер, как диалог Эго, принадлежащего находящемуся

в среднем возрасте мужчине, с его отщепившимися

частями. Находясь на грани самоубийства, Фауст

заключает с Мефистофелем не договор, а пари; они

совершат волшебное путешествие по миру в поиске

острых ощущений, и поскольку Фауст воплощает в

себе общечеловеческое стремление к ускользающей

в бесконечности цели познания, он говорит МефисО

тофелю, что тот сможет взять его душу, если в какойО

то момент своего путешествия он почувствует удовО

летворение и пресыщение.

Как известно, бессознательный материал либо

вызывает внутренние страдания, либо проецируется

* И.В. Гете , Фауст. М., 1997, с. 333.

Анализ случаев из литературного творчества

141

вовне. Сначала, когда Фауст находится в состоянии

суицидальной депрессии, его встреча с темной фигуО

рой Мефистофеля сулит возможность обновления.

Однако прежде ему следует обратиться внутрь себя

и пережить все, что было вытеснено на стадии перО

вой взрослости.

Главное событие, которое заставляет ФаусО

та страдать,— запоздалая встреча со своей анимой, внутренней фемининностью, квинтэссенцией чувств, инстинктивной правдой и наслаждением в виде

простой крестьянской девушки Маргариты. Она

ошеломлена тем интересом, который проявляет к ней

всемирно известный ученый, а он охвачен страстью.

В обращении с ней он употребляет слова, которые

обычно используются для выражения религиозного

почитания. Его восторженная любовь к МаргариО

те похожа на увлечение подростка, и это позволяет

предположить, что в период его учебы анима Фауста

остановилась в своем развитии. Сложные любовные

отношения приводят к отравлению матери и убийсО

тву брата, и разум Маргариты не выдерживает бреО

мени подобных переживаний. Испытывая мучительО

ные угрызения совести, Фауст покидает девушку и

вместе с Мефистофелем отправляется исследовать

просторы мира*.

Такое краткое и поверхностное изложение соО

держания трагедии делает ее похожей на мыльную

оперу, в которой основным персонажем является

негодяй Фауст. Конечно, с него нельзя полностью

снять вину за искушение Маргариты и ее несчасО

тье, но здесь нас больше интересует уровень развиО

тия его бессознательного и его способность измеО

ниться в среднем возрасте. С этой точки зрения, в

процессе повествования нам открывается личность

* Более подробное психологическое исследование можно

найти в книге: Edward F. Edinger, Goethe’s Faust: Notes for a Jungian Commentary.

142

Глава 4

с развитой доминантной функцией — интеллектом, причем это развитие произошло за счет вытеснеО

ния в Тень его анимы. Полумрак его Тени, который

падает на аниму, вызывает душевное расстройство, как это обычно бывает при любовных отношениях

в среднем возрасте. То неосознанное, что внутри

нас, причиняет боль не только нам самим, но и окО

ружающим. Фауст — не подлец, но, следуя своему

бессознательному, он сеет вокруг себя разруху и

несчастья.

Нет никаких оснований считать, что все части

личности развиваются гармонично. Западное общеО

ство совершило скачок вперед, создав ядерное оруО

жие и научившись продлевать человеческую жизнь, но до наступления этической зрелости нам еще очень

далеко. Так и у Фауста: наибольших успехов он доО

стигает во внешней деятельности, но пренебрегает

своей внутренней жизнью. Его анима бессознательна

и примитивна по сравнению с его интеллектом, поО

этому она воплощается в образе простой крестьянО

ской девушки. Стремление к обновлению, которое

сначала принимает псевдорелигиозную форму, на

самом деле является желанием поднять на уровень

сознания игнорируемую ранее фемининность. Как

трудно любому из нас признать, что мы нуждаемся

именно в исцелении нашего внутреннего мира. ИсО

кать утешения или удовлетворения во внешнем мире

гораздо легче.

Дилемма Фауста навевает воспоминания о коО

ротком рассказе современного американского писаО

теля Джона Чиверы «Деревенский муж». Один бизО

несмен, переживший авиакатастрофу, обнаруживает, что вся его цивилизованная жизнь перевернулась

вверх ногами. Соприкосновение с угрозой смерти


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "hollis d pereval v seredine puti"

Книги похожие на "hollis d pereval v seredine puti" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Unknown

Unknown - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Unknown - hollis d pereval v seredine puti"

Отзывы читателей о книге "hollis d pereval v seredine puti", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.