Авторские права

Яков Шур - Когда?

Здесь можно скачать бесплатно "Яков Шур - Когда?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Детская литература, год 1967. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Яков Шур - Когда?
Рейтинг:
Название:
Когда?
Автор:
Издательство:
Детская литература
Жанр:
Год:
1967
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Когда?"

Описание и краткое содержание "Когда?" читать бесплатно онлайн.



Знаете ли вы, сколько дней в году? Каждый скажет: 365 или 366 — и ошибется. Столько листков в отрывном календаре, а в году больше 365 и меньше 366 суток. Календарь указывает не только число месяца и день недели. Взгляните на отрывной листок, и вы узнаете, когда сегодня взошло и зайдет Солнце, какая нынче фаза Луны, годовщина какого важного события. А на обороте листка вы прочтете интересный рассказ, стихи или загадку.

Календарем мы пользуемся каждый день, он — наш верный помощник, когда мы хотим заглянуть в будущее и назначить срок исполнения наших дел, обещаний, надежд.

Как и другие привычные вещи, он только кажется простым. На самом-то деле над созданием календаря трудились многие люди в течение тысячелетий.

В древности у каждого народа был свой календарь, не очень точный и мало похожий на нынешний. Не так легко и просто было наладить правильный счет дней. Из-за этого получалась путаница-неразбериха, иной раз смешная и забавная, а чаще весьма неприятная.

По правде сказать, и нынешний наш календарь не очень удобен. А ведь можно…

Впрочем, лучше прочтите книгу: она вам расскажет о далеком и недавнем прошлом календаря и о его близком будущем.






Долго он думал, как обойти закон, и наконец придумал довольно ловкую хитрость. Интересно все-таки, для чего это понадобилось ему? Не все ли равно, с какого дня начинать царствование?

Секрет — в кочующем календаре. Начало его, 1-е число тота, бродило по всем дням года. Но не могло это продолжаться бесконечно. Должен наконец наступить такой год, когда 1 тота вновь совпадет с самым торжественным днем — праздником в честь предрассветного восхода Сотис и начала нильского наводнения.

Каждые четыре года этот праздник уходит на день вперед от 1 тота. Сколько же времени понадобится для путешествия по всем 365 дням календаря? Во столько же раз больше: 4X365 = 1460 лет [19].

Ждать совпадения 1 тота и первого восхода Сотис приходилось очень долго. Зато начало такого редчайшего, Сотического года отмечалось величайшим торжеством, как праздник всех праздников — Праздник вечности.

Все в мире неизменно возвращается к истокам своим, поучали жрецы; в честь этого и установлен богами Праздник вечности. Народ должен был верить, что незыблемо, на веки вечные, утверждена всесильная власть фараонов и верных их слуг — жрецов, прорицателей грядущего.

Один из таких редкостных праздников наступил 1 тота, или 19 июля, 2781 года до новой эры. Неудивительно, что новому фараону хотелось начать свое царствование именно с этой сверхзнаменательной и счастливой даты: ведь выпадает она лишь один раз почти за полторы тысячи лет. Как же добился он своей цели?

Пусть до меня будет еще одна династия, решил находчивый фараон и приказал семидесяти самым важным сановникам править страной по очереди: каждый из них считался царем Египта, но только на один-единственный день. А когда миновали семьдесят дней, новый фараон вступил на престол, как и мечтал, в самом начале Сотического года.

Проклятый единобожник

Странно все-таки, что древние египтяне не исправили свой календарь. Сделать это было совсем легко и просто: ведь в календаре не хватало за четыре года целых суток — добавлять бы их к каждому четвертому году, и тогда начало его не плутало бы по всем дням.

Увы, египетские астрономы, ведавшие календарем, были прежде всего не учеными, а жрецами. За долгие века они накопили много знаний, но даже и не пытались открыть причины природных явлений.

Над миром господствуют боги, грешно и опасно вмешиваться в их тайные предначертания: такая нечестивая дерзость может оскорбить, разгневать владык мира, и они в наказание пошлют суровое возмездие. Люди должны слепо верить в богов и покорно подчиняться их воле, возвещаемой жрецами.

Безропотно трудились миллионы рабов и полурабов — нищие земледельцы, обремененные непосильными налогами, и мелкие ремесленники, ютившиеся в жалких лачугах и трущобах. Но приходил предел долготерпению народа, и восставал он против своих поработителей. Одно из таких восстаний произошло около 3700 лет назад.

Голодные люди, вооружившись палками, мечами, луками, громили поместья и зерновые склады, захватывали землю и скот, убивали знатных и богатых, свергли с престола даже самого бога-царя. Не уберегли тогда ни каменные стены пирамид, ни лабиринты подземных тайников хранившихся там сокровищ [20].

В одном из древних папирусов «Речение Ипувера» этот жрец скорбно повествует о мятеже: «У кого не было хлеба и сандалий, имеет теперь амбары, ничтожные владеют сокровищами… Кто не мог построить себе лачугу, живет в доме… Богатые в горе, а бедняки полны радости… Свершилось невозможное: царь захвачен бедняками… Страна перевернулась: что было внизу, то поднялось наверх». И сладостно мечтает Ипувер о грядущем, когда «руки людей (то есть рабов. — Я. Ш.) вновь станут строить пирамиды и рыть каналы, создавать сады для богов… Хорошо, когда знатные радуются ликованию в домах своих».

Но недолго ликовали знатные и жрецы: через полвека, в конце XVIII столетия до новой эры, Египет был завоеван азиатскими кочевниками — гиксосами. Они не очень церемонились с жрецами и вводили свои порядки.

Царь гиксосов Салитис оценил по заслугам достоинства египетского календаря. Но он решил устранить никчемные скитания новогодия по всем дням, добавив один день к каждому четвертому году. Быть может, наш календарь был бы лучше, если бы сохранилась эта поправка, но она не удержалась. Больше ста лет господствовали в стране чужеземцы, а когда гиксосы были изгнаны, жрецы восстановили прежний блуждающий календарь.

Прошло еще сто лет, и Египет стал величайшей державой Древнего мира. Победоносные войны расширили границы государства. Покоренные страны — Нубия, Эфиопия, Сирия, Палестина, Финикия — доставляли обильную дань: золото и слоновую кость, драгоценные камни и серебро, лучшие изделия своих мастеров, а главное — давали Египту сотни тысяч рабов.

Беспримерной роскошью блистал царский двор, рабы строили новые каналы, возводили еще более величественные, чем раньше, дворцы и храмы. Богатели фараоны, крупные военачальники, знатные царедворцы, а о жрецах и говорить нечего: ведь только благодаря их молитвам боги превратили Египет в могущественную мировую державу.

Главный храм богу Солнца Амону в тогдашней столице Фивах сиял сказочным великолепием, а жрецы его обладали безграничной властью. Даже сам царь должен был слушать этих пророков — только им известна тайная воля богов.

Каждый из множества лучей, исходящих от золотого диска божественного Атона, завершается маленькой рукой, дарующей людям бесценные блага.

Однако в XV веке до новой эры фараон Аменхотеп IV дерзнул пренебречь древней верой: он отказался от многобожия и провозгласил единственным богом Атона, воплощенного в золотом диске Солнца. Большой новинкой это не было: ведь и раньше, кроме других богов, поклонялись и Солнцу под именами Ра или Амон. Теперь же Атон стал не только главным, но и единственным господом.

Лишь ему посвящали новые храмы и приносили богатые жертвы-дары, а других богов полагалось забыть, и жрецы их оказывались чуть ли не безработными. Фараон даже сменил свое имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону») и перенес столицу из Фив далеко на север. Там, на берегу Нила, через три года вырос великолепный город Ахетатон — «небосклон Атона», близ нынешнего селения Тель эль Амарны (см. карту на стр. 27).

Новая столица вскоре украсилась царскими дворцами, величественными храмами Атону и его живому олицетворению — Эхнатону. Фиванские жрецы и родовитая знать считали это святотатством, но волей-неволей должны были подчиняться капризному кощунству царя.

Один-единственный бог, Солнце небесное, еще больше возвеличивал одного-единственного его сына, земное солнце — фараона, владыку великого государства с его многоплеменным населением. Только через тысячу лег Мардук стал единственным богом Вавилона, еще позже возникло единобожие евреев, христиан, мусульман. И культ Атона мог бы сплотить покоренные Египтом народы, постепенно вытеснить и заменить их языческие религии.

Однако не об этом прежде всего заботился Эхнатон: он стремился еще больше возвеличить свою власть. Между тем авторитет всесильных жрецов и старинной знати ограничивал деспотическое господство фараона. И пока можно было, Эхнатон порядком «ущемлял» жрецов. Но вскоре после смерти царя-вероотступника храмы, воздвигнутые во славу Атона, были разрушены, а имя его предано забвению.

Так и не удалась попытка ввести единобожие. Старые боги были восстановлены в своих правах, Эхнатон ославлен презренным прозвищем «проклятый», а столица вновь перенесена в Фивы.


ЗАМЕТКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

С тех пор прошло почти 3500 лет. К югу от древней столицы, Фив, у города Асуана, построены высотная плотина, огромное водохранилище, мощная гидроэлектростанция, щедро посылающая энергию на 900 километров к северу, в нынешнюю столицу Объединенной Арабской Республики — Каир.

Гигантская плотина, объемом превышающая 17 пирамид Хеопса, укротила строптивый Нил, больше никогда не будет он, буйствуя во время паводков, затоплять прибрежные селения и разорять их жителей, не будет своевольный Хапи в годы маловодья обрекать людей на недород и нужду. Асуанское «море» вместит в себе избыток воды, а когда ее не хватит, досыта напоит высушенные солнцем земли. Недаром знаменитую плотину — восьмое чудо света — восхваляют как плотину против голода, нужды и болезней.

Величайшее в Африке гидросооружение создано трудолюбивым народом самой древней в мире страны при дружественной помощи первой на свете страны социализма — Советского Союза.

Однако вернемся к далекому прошлому. Когда умер фараон Эхнатон, жрецы снова стали господами положения: только они руководили религиозными обрядами и праздниками по календарю, освященному богами. Ревниво охраняли богослужители это сильное орудие своей власти над народом и установили незыблемый закон. Каждый фараон, вступая на престол, должен дать торжественную клятву: никогда не изменять установленный издревле календарь, не добавлять и не убавлять ни единого дня, не переносить праздники с одного числа на другое.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Когда?"

Книги похожие на "Когда?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Яков Шур

Яков Шур - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Яков Шур - Когда?"

Отзывы читателей о книге "Когда?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.