Авторские права

Яков Шур - Когда?

Здесь можно скачать бесплатно "Яков Шур - Когда?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Детская литература, год 1967. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Яков Шур - Когда?
Рейтинг:
Название:
Когда?
Автор:
Издательство:
Детская литература
Жанр:
Год:
1967
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Когда?"

Описание и краткое содержание "Когда?" читать бесплатно онлайн.



Знаете ли вы, сколько дней в году? Каждый скажет: 365 или 366 — и ошибется. Столько листков в отрывном календаре, а в году больше 365 и меньше 366 суток. Календарь указывает не только число месяца и день недели. Взгляните на отрывной листок, и вы узнаете, когда сегодня взошло и зайдет Солнце, какая нынче фаза Луны, годовщина какого важного события. А на обороте листка вы прочтете интересный рассказ, стихи или загадку.

Календарем мы пользуемся каждый день, он — наш верный помощник, когда мы хотим заглянуть в будущее и назначить срок исполнения наших дел, обещаний, надежд.

Как и другие привычные вещи, он только кажется простым. На самом-то деле над созданием календаря трудились многие люди в течение тысячелетий.

В древности у каждого народа был свой календарь, не очень точный и мало похожий на нынешний. Не так легко и просто было наладить правильный счет дней. Из-за этого получалась путаница-неразбериха, иной раз смешная и забавная, а чаще весьма неприятная.

По правде сказать, и нынешний наш календарь не очень удобен. А ведь можно…

Впрочем, лучше прочтите книгу: она вам расскажет о далеком и недавнем прошлом календаря и о его близком будущем.






Новогодние празднества продолжались шесть дней и надолго запомнились москвичам. Но духовенство, бояре и прочие приверженцы старины, «ревнители древлего благочестия», встретили реформу с затаенной враждой. Они втихомолку роптали против «переворота счета годам» как вредного соблазна, навеянного лукавым и нарушившего божьи установления. Православная церковь до сих пор считает началом года 1 сентября, а летосчисление ведет не только от рождения Христа, но и от «рождения» (создания) мира.


ЗАМЕТКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

До сих пор православная церковь пользуется и юлианским календарем. Полнолуния, происходящие по григорианскому календарю в марте, православная церковь не считает весенними, так как они по юлианскому календарю приходятся на числа ранее 21 марта. Поэтому на стр. 164 указаны только апрельские полнолуния.

Иногда, очень редко, церковное полнолуние выпадает на 1 апреля по григорианскому календарю, то есть до 21 марта по юлианскому. В таком случае первым весенним полнолунием считается то, которое произойдет 1 мая, и если в этот день воскресенье, то пасха наступит в следующее воскресенье — 8 мая. Такая, самая поздняя, пасха в последний раз была в 1736 году и вновь будет только в 1983 году.

Народ постепенно привык к петровской реформе — немало помогли этому новые календари-месяцословы, которые стали издаваться с 1702 года. Однако петровская реформа и новые календари еще долго вызывали ненависть и лютое негодование раскольников. Вот что писали они о Петре:

Этот старинный календарь служил и путеводителем-справочником по почтовым дорогам России.

«И учинил он по еретическим книгам школы и мафематические и академии богомерзких наук, в которых установил от звездочетия по годно [38] календари. И они привели русский народ в планеты… а на бога имети в том упование свое отложили».

В 1708 году русские типографии заменили неудобную древнеславянскую кириллицу простым, «гражданским» шрифтом, почти таким же, как нынешний. Одной из первых книг, напечатанных новым шрифтом, был «календарь или месяцослов христианской по старому штилю или исчислению» на 28 страницах.

Чего только не было в этом месяцослове! Прежде всего, лунные фазы и «знаки дней седмичных», таблицы месячные с названиями дней, числами и предсказаниями погоды, затем — небольшие статейки о разных разностях: о затмениях и временах года, о войне и мире, о плодоносии и недородии в сельском хозяйстве, о здравии и болезнях.

С 1709 года начал печататься календарь, составленный типографом-«библиотекарем» [39] Василием Киприяновым на шести листах «под надзрением его превосходительства Генерала Лейтенанта Jaковa Вилимовича Брюса», С тех пор он издавался множество раз под названием «Брюсова» и полюбился читателям. Еще бы — там было много полезных сведений и практических советов: о сроках сельскохозяйственных работ, предсказания погоды, урожая или недорода, о болезнях, их лечении и тому подобная всякая всячина.

Календарь указывал путь Солнца по зодиям (созвездиям зодиака), «величество (долготу) дня и нощи» в Москве. Были там и святцы, и астрологические «предзнаменования времени на всякий год по планетам», приметы на каждый день «по течению Луны и зодиям» с таблицами, когда «кровь испущать, баталии творить, дома созиждать, браду брить», даже когда «мыслити начать».

У этих календарных прорицаний позже появился серьезный конкурент — гадательная книга и предсказания «достославного Мартына Задеки, которые он на сто шестом году жизни от рождения приятелям своим открыл». Книга эта не раз издавалась и пользовалась вниманием пушкинской героини. После страшного сна напуганная Татьяна обращается за советом — к кому?

То был, друзья, Мартын Задека,
Глава халдейских мудрецов,
Гадатель, толкователь снов.

Между прочим, как указывал сам поэт в примечаниях к «Евгению Онегину», Мартын Задека был почтенным человеком, не писавшим никогда гадательных книг.

Брюса в свое время, так же как Задеку, считали магом-чернокнижником, колдуном и распространяли о нем всевозможные небылицы. В действительности он вовсе не интересовался волшебствами и вряд ли сам верил в астрологию. Отец его был выходцем из Шотландии, служил в русской армии и погиб в бою под Азовом, а сам Яков Вилимович родился в Москве. С юных лет он обучался военному делу, участвовал в «баталиях», сопровождал Петра I в его заграничных путешествиях и пользовался доверием царя как близкий его помощник.

Брюс был разносторонне образованным человеком, увлекался математикой и астрономией, заведовал московской типографией. Там был напечатан и его перевод одной книги, сыгравшей немалую роль в деле российского просвещения.

Соперник бога и народный календарь

В XVI веке уже стало известно в России учение Коперника. А в 1657 году киевский ученый Епифаний Славинецкий перевел на русский язык книгу голландца Блеу «Атлас новый», назвав ее «позорище всея Вселенная». «Позорище», то есть обозрение, подробно рассказывало о системе Коперника. Но, к сожалению, рукопись не была напечатана.

Эта первая ласточка долго оставалась единственной. Православная церковь запрещала какое бы то ни было толкование мироустройства, кроме птолемеево-библейского. Духовенство цепко держало в своих руках образование и мешало проникновению в Россию наук — «бесовских мечтаний». Культурное отставание нашей страны в значительной мере было «заслугой» церкви.

Только в 1707 году Брюсу удалось издать картину-плакат «Глобус небесный». Здесь были изображены звезды, чертежи систем мира и дано стихотворное их описание. Простая картина и доходчивые стишки впервые разъясняли даже малоподготовленному читателю учение Коперника.

Через десять лет Брюс перевел и напечатал книгу выдающегося голландского ученого Гюйгенса «Космотеорос»: Эта «Книга мирозрения», как назвал ее Брюс, уже подробно знакомила русских читателей с системой Коперника и мыслями Джордано Бруно о множестве обитаемых миров.

Книга так понравилась Петру, что он приказал издать ее большим по тому времени тиражом — 1200 экземпляров, но директор типографии М. П. Аврамов самовольно напечатал только 30 экземпляров. Потом он оправдывался тем, что, Прочитав рукопись «сумасбродного автора, вострепетал сердцем и ужаснулся духом». Вскоре книга была переиздана.

В том же 1717 году из Парижа была доставлена приобретенная Петром I движущаяся модель Солнечной системы. «Книга мирозрения», модель, плакаты и другие издания открыли простым русским людям путь к науке.

Однако церковь, присмиревшая при Петре I, вознаградила себя после его смерти. Люди старого закала и духовенство всячески позорили книги «окаянных звездочетцев» как наваждение сатанинское, что служит лишь на пользу дьявола, и проклинали «Коперника, богу суперника». С ненавистью и возмущением говорили священнослужители о том, что не смеет человек диктовать законы царю небесному.

Не ошиблась церковь, считая учение Коперника вредным и опасным для религиозного миросозерцания. Высшее церковное учреждение — «святейший правительствующий синод» запретил распространять «богомерзкое учение». Но не убоялся гнева отцов духовных гениальный М. В. Ломоносов и не раз смело защищал «соперника бога». В своей едкой эпиграмме на противника Коперника Ломоносов рассказывает о споре относительно того, вертится ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Вопрос этот остроумно решает повар:

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав:
Кто видел простака такого,
Который бы вертел очаг вокруг жаркого».

Ревностно оберегая народ от науки, церковь усердно насаждала суеверия и религиозные обряды, опутывала крестьян паутиной нелепых предрассудков. И все же не было у русского народа той религиозности, которую прославляли поклонники старины.

«Русский крестьянин суеверен, но безразличен в смысле религии… — тонко заметил знаменитый писатель А. И. Герцен. — Он в точности исполняет все обряды, всю внешнюю сторону культа, чтобы в этом отношении совесть была чиста; в воскресенье он идет к обедне, чтобы остальные шесть дней не думать о церкви. Священников своих он презирает, как лентяев и жадных людей, которые живут за его счет… Предметом насмешек и презрения служат поп и дьякон или их жены. Многие пословицы свидетельствуют о безразличном отношении русских в деле религии: «Гром не грянет, мужик не перекрестится», «Надейся на бога, да сам не плошай».

Духовенство заботилось о том, чтобы каждый календарь был святцами и повседневно напоминал о церковных праздниках, постах, обрядах. Все святые, мученики и прочие угодники были расквартированы по календарным дням, чтобы таким способом назойливо внедрять религиозные верования в повседневную жизнь народа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Когда?"

Книги похожие на "Когда?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Яков Шур

Яков Шур - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Яков Шур - Когда?"

Отзывы читателей о книге "Когда?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.