Анатолий Томилин - Хочу всё знать [1970]
![Анатолий Томилин - Хочу всё знать [1970]](/uploads/posts/books/408049.jpg)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хочу всё знать [1970]"
Описание и краткое содержание "Хочу всё знать [1970]" читать бесплатно онлайн.
«Хочу всё знать» (1970 г.) — альманах научно-популярных статей для детей.
ВНЕ ЗЕМЛИ
А. Томилин. Зачем мы летим в космос? Рис. Е. Войшвилло
П. Клушанцев. Какая ты, Венера? Рис. Е. Войшвилло
Геннадий Черненко. Прыжок с «эфирного острова». Рис. Е. Войшвилло
К. Ф. Огородников. Зачем нужна людям Луна? Рис. Е. Войшвилло
Г. Денисова. Растения в космосе. Рис. Ю. Смольникова
Геннадий Черненко. Дворец космоса
А. Антрушин. Лунная «земля»
Е. Войшвилло. Орбитальные станции. Рис. Е. Войшвилло
ЗЕМЛЯ
Н. Сладков. Нерукотворная красота. Рис. Ю. Смольникова
Б. Ляпунов. Люди океана и космоса. Рис. Ю. Смольникова
Л. Ильина. Черные бури. Рис. Ю. Смольникова
А. Быков. Каменная мумия. Фото автора
А. Муранов. Огненные стрелы небес. Рис. Ю. Смольникова
Л. Ильина. О ядохимикатах и насекомых. Рис. Ю. Смольникова
В ЛАБОРАТОРИЯХ УЧЁНЫХ
Ю. Коптев. Загадки три — разгадка одна. Рис. С. Острова
А. Томилин, Н. Теребинская. Три заповеди экспериментатора. Рис. С. Острова
Ю. Xарик. Должен ли уголь гореть? Рис. С. Острова
Ю. Коптев. Удерживает магнитное поле. Рис. С. Острова
А. Кондратов. Молодая наука о древностях. Рис. К. Претро
Ирина Фрейдлин. В дебрях микромира. Рис. К. Претро
Г. Григорьев. Там, где хранится память… Рис. К. Претро
Ю. Барский. Машина, ваш ход! Рис. С. Острова
Б. Бревдо. Поезд «на горе». Рис. С. Острова
СТРАНИЦЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРОШЛОГО
А. Новиков. «Какая увлекательная область…» Рис. В. Бескаравайного
А. Новиков. Идеи, изменяющие мир. Рис. В. Бескаравайного
Е. Мелентьева. «Из далёких времён». Рис. В. Бескаравайного
В. Санов. Искровцы возвращаются в строй. Рис. В. Бундина
П. Капица. Шура Маленькая. Рис. В. Бундина
Г. Мишкевич. В. И. Ульянов (Ленин) и Иван Бабушкин. Рис. В. Бундина
Р. Ксенофонтова. Три встречи с Лениным. Рис. В. Бундина
Л. Радищев. Ночной разговор. Рис. В. Бескаравайного
В. Нестеров. Флаг и герб Страны Советов
О. Туберовская. Три монумента славы. Рис. В. Тамбовцева
И. Квятковский. Бессмертный крейсер. Рис. В. Тамбовцева
Евг. Брандис. У истоков поэтической Ленинианы. Рис. В. Тамбовцева
ПРО ВСЯКОЕ
А. Пунин. Союз железа и бетона. Рис. Ю. Смольникова
Е. Озерецкая. «Чистое золото». Рис. В. Тамбовцева
О. Острой. Песня о Родине
Б. Раевский. Плитка шоколада. Рис. Б. Стародубцева
Т. Шафрановская. Гримасы моды. Рис. К. Претро
П. Белов. Кирилл Петрович
М. Любарский. Двадцать лет спустя. Рис. В. Бундина
Б. Рощин. По родному краю с миноискателем. Рис. В. Бундина
Р. Разумовская. Змеиный танец. Рис. К. Претро
Но если вырваться из привычных рамок и постараться дойти до сути, до самого корня всего, что нас окружает, то всё представится в ином свете. Нет, не мысли, не книги, не философские идеи и не произведения искусства лежат в основе жизни человеческого общества.
Маркс неопровержимо показал, что, прежде чем заниматься науками и искусством, раньше чем думать о самых возвышенных вещах и создавать самые глубокие и верные теории, люди должны пить, есть, одеваться, чувствовать крышу над головой.
Но для того, чтобы иметь еду и жилище, они должны всё это производить. Производить ежедневным и ежечасным, изнурительным, монотонным трудом — расчищать поле от камней, корней и травы, вспахивать и боронить его, часами идя за быком, лошадью, а то и самим волочить плуг и борону; месить глину и лепить кирпичи, дробить камень и валить лес для жилищ, копать канавы, отводя воду от полей и дорог; при чадящей коптилке или лучине крутить нитки и ткать полотно. И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, из века в век. Возникали и гибли империи, уходили в пески целые цивилизации, сменялись династии, истреблялись целые народы, а жизнь человеческая продолжалась.
Она продолжалась именно потому, что ни на один час за все тысячелетия не отрывался пахарь от плуга, гончар от своего ящика с глиной, строитель от камней и брёвен. Труд людей, производство не только пищи и одежды, но прежде всего орудий труда — вот что составляет основу основ всей жизни человеческого общества.
«Нельзя освободить людей, — подчёркивал Маркс, — пока они зависят от природы, пока у них неразвиты орудия труда, пока они не могут производить пищу, одежду, жилище в достаточном количестве».
Дойдя до этой основы человеческой жизни, Маркс объяснил и другие её стороны.
Прежде всего он сделал вывод о том, что человек не может быть понят и объяснён, если его рассматривать в одиночку. Робинзон Крузо — это далеко не точная модель развития рода человеческого. Ведь он попадает на необитаемый остров, уже зная и умея делать тысячи вещей: и пилить, и рубить, и копать, и строгать, и охотиться. Кроме того, волны выбросили к нему на остров и бочонок, и некоторые инструменты, да и сам он был в одежде — в рубашке и башмаках. У Робинзона было ещё одно, наверное самое ценное, достояние — знание того, что надо для жизни человеческой. Конечно, английский моряк проявил и смелость, и трудолюбие, и находчивость. Но это уже личные, ему присущие качества. А всё остальное — знание, умение, инструменты — всё это не им создано, а получено в наследство от всего рода человеческого. И всё, что накопило человечество в виде техники, знаний, опыта, — всё это результат коллективного труда, совместных усилий миллионов людей. Так что труд — это дело не одиночек. Значит, и человек может быть понят, доказал Маркс, лишь как часть общества, в котором он живёт.
Производство, вся реальная жизнь человека и есть общественное бытие. И подобно тому как в природе бытие, материя первична, а сознание вторично, мысль невозможна без мозга, точно так же и в истории общественное бытие людей определяет их сознание. Это сознание не отдельного человека, а целых групп — классов, профессий, народов. Оно охватывает и искусство, и взгляды на политику, и представления о том, что справедливо, что несправедливо, и религиозные воззрения людей, их настроения и оценки различных событий. Вот такое сознание целого общества и его отдельных групп и называется, в отличие от индивидуального сознания отдельного человека, сознанием общественным.
Установив его зависимость от общественного бытия, от характера производства, Маркс тем самым углубил и обогатил философию материализма. До него она применялась только к природе, а теперь была распространена и на общество, на историю.
Тем самым Маркс дал ключ к пониманию и объяснению сложных явлений.
Выводы Маркса позволили понять и объяснить, почему у разных людей в один и тот же период истории разные взгляды. Это зависит от их классового положения. Каков образ жизни, таков и образ мыслей. Конечно, это нельзя упрощать. Есть исключения: сами Маркс и Энгельс, принадлежавшие к привилегированным слоям немецкого общества и ставшие идеологами рабочего класса. Но это такие исключения, которые лишь подчёркивают общее правило.
Из открытия Маркса следовало, что понять человека — это значит рассматривать его не как одинокое и отвлечённое существо — «человека вообще», а во всех связях и отношениях: в каком обществе он живёт, как связан со своим классом и с другими, со своей нацией и с другими, какова профессия. И только тогда можно будет понять направление и ход мыслей человека.
Из Марксова открытия следовал и ещё один очень важный вывод. Раз производство лежит в основе всей жизни общества, значит, главная роль в обществе принадлежит тем, кто это производство осуществляет.
А если разобраться, то именно трудящиеся люди, создатели материальных благ и дают возможность обществу существовать.
И чтобы изменить само общество, а не только мысли о нём, нужно обратиться именно к рабочим, пролетариям. В одной из первых своих работ Маркс так и писал: «Подобно тому, как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие».
С глубоким и пристальным вниманием всматривался Маркс в рабочих своего времени. Ходил на рабочие собрания в Париже и Брюсселе, читал лекции, слушал речи пролетариев, бывал в рабочих клубах. Его поразило стремление рабочих к общению, обсуждению вопросов жизни. И Маркс под этим впечатлением пишет: «Человеческое братство в их устах не фраза, а истина, и с их загрубелых от труда лиц на нас сияет человеческое благородство». Маркс, живя в Париже, стремился не пропускать собрания революционных рабочих. Даже французская полиция отмечала в донесениях эти посещения. После одного из таких посещений Маркс писал Фейербаху: «Вам бы следовало присутствовать на одном из собраний французских рабочих, чтобы убедиться в свежести и благородстве этих изнурённых трудом людей».
Так что вместо отвлечённых рассуждений о человеке Маркс прямо обращается к живым, реальным людям. Он видит в рабочем человеке привлекательные черты будущих свободных, независимых и человечных людей. Но как достичь того, чтобы эти черты стали господствующими у всех людей? И Маркс даёт глубокий ответ на этот вопрос, волновавший умы многих мыслителей.
«Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нём познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека… Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными».
Но что значит сделать человечными обстоятельства? Этому-то и была подчинена философия Маркса.
Мир, в котором живёт современный человек в условиях капитализма, показал Маркс, является неестественным. Это — мир навыворот.
С гневом и страстью пишет Маркс, что в этом мире деньги «представляют собой всеобщее смешение и подмену всех вещей, то есть мир навыворот, перетасовку и подмену всех природных и человеческих качеств». Настоящие человеческие ценности — ум, честность, доброта, верность — теряют своё значение. И единственной ценностью и целью жизни становится приобретение денег и вещей.
Маркс глубоко раскрывает причины и проявление такого состояния общества.
Главная причина — частная собственность капиталистов на средства производства. Именно она-то и создаёт мир навыворот.
Каким образом?
Да потому что само производство в буржуазном мире — при всей его внешней организации и порядке — противоестественно.
Самый главный работник — пролетарий, рабочий — создаёт всё богатство общества: станки, корабли, дома, одежду. И всё, что он создаёт, ему не принадлежит. А принадлежит совсем другим людям, которые сами ничего не создают. И чем больше устаёт рабочий в цеху, чем лучше он работает, тем могущественнее становится не он сам, а люди, которых он не знает, чуждые ему.
Разве это нормальный порядок вещей?
Неестественность этого производства проявляется и в том, что труд перестаёт быть радостью в жизни. Он становится лишь средством к жизни, чем-то внешним, тягостным, однообразным.
В этом обществе трудящийся человек не распоряжается не только вещами и богатством, которые сам же создаёт. Он даже мыслями своими не может распоряжаться. Ему не оставляют времени для мыслей. А в те немногие часы жизни, когда он может читать и думать, ему преподносят всё готовое — в школе, в церкви, в газете. Думай так, а не иначе, об этом тебе знать не нужно, вопросы политики тебя не касаются.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хочу всё знать [1970]"
Книги похожие на "Хочу всё знать [1970]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Томилин - Хочу всё знать [1970]"
Отзывы читателей о книге "Хочу всё знать [1970]", комментарии и мнения людей о произведении.