Станислав Кузин - ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ"
Описание и краткое содержание "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ" читать бесплатно онлайн.
Без малого тридцать лет (1957-1985 г.г.) путешествовал я по заповедным горно-таежным районам России. В памяти, говоря языком Солоухина, остались многочисленные «затеси» – воспоминания о встречах на перекрестках дорог. Меня всегда волновала специфика походной жизни – сегодня случайно встретил интересных людей на тропе, а завтра надо уже расставаться. Такова логика пути.
Некоторые, наиболее интересные с моей точки зрения «затеси», много лет спустя удалось оформить в виде своеобразных мемуаров.
Романтика дальних дорог нашла отражение в немногочисленных прозаических произведениях, включенных в этот сборник.
Кто в молодые горы не писал стихи… Вот и в этом сборнике представлены избранные поэтические произведения автора, которые не стыдно представить вниманию читателю.
В настоящем издании присутствует большое количество географических названий и сведений, которые покажутся лишними городскому читателю. Однако люди путешествующие ощущают музыку «туземной» топонимики и не чураются знаний о заповедных районах нашей страны. Остальным я разрешаю пропускать «скучные» блоки текста и знакомиться только с коллизиями походной жизни.
А в горах все-таки лето! Через двадцать минут выпавший снег испарился целиком. Только марево водяного пара еще колышется над черными камнями перевала. И по этим камням мы карабкаемся снова наверх. Еще два часа тяжелой работы, и горб горы постепенно выполаживается. Идти легко и вольготно. За радостью победы не сразу замечается, что вновь потянуло ненастьем. Сильный ветер в спину, и снова кружатся белые мухи. И проклятье срывается с губ.
Четырнадцать лет назад мы проходили этот перевал. Погода была прекрасная. В горниле раскаленного дня таяли в голубой дымке далекие и близкие хребты. Крутыми осыпями противоположный склон перевала падал к истокам Малого Хемчика. Вот только по кромке седловины перевала лежал снежный карниз. А если такой карниз нависает над спуском, то проходить его не только трудно, но и опасно. Прямо скажем – не стоит этого делать. В то далекий 1968 год мы нашли разрыв в снежном карнизе и без проблем спустились на осыпь.
Нынешний год – гораздо более снежный. И снежный карниз не только много больше, но и не имеет разрывов. А холодный ветер все сильнее пробивает наши летние штормовки. И круговерть снежинок снова пугает пургой. Не в очень радужном настроении быстро движемся влево по седлу перевала.
И все таки, наша взяла! Там, где снежный карниз примыкает к склону скалы, есть проход. Не очень простой, но вполне приемлемый. Еще час напряженной работы на скалах – и под ногами мелкая осыпь. А по такой осыпи, как говориться, хоть боком катись.
Перевал взят! Но впереди нас ждут жестокие броды через Чульчу и Каратош, прекрасные озера Кара-Холь и Позарым, разноцветный каньон Самжура и трудный путь вдоль вздувшейся наводнением Оны.
Солнце еще не коснулось гребня хребта Высокого, когда мы разбили лагерь на берегу Малого Хемчика. Небо выяснило. Только через седло перевала, высоко вверху, по-прежнему лезла хмарь из оставленной нами долины ручья Узкого. Над головой нависали огромные пушистые кроны кедров. Кедров, которые снились нам более десяти лет.
И подумалось, что у каждого человека должен быть свой Эверест. не обязательно в Гималаях, не обязательно в горах… Пусть маленький – но свой Эверест.
Молевой сплав
В 1985-м году мы начинали поход на байдарках с истоков реки Черной, притока реки Весляны, которая в свою очередь впадает в Каму в верхнем течении.
В воды совершенно не населенной живописной реки Черной смотрелась северо-европейская тайга. Встречались обширные вырубки тридцати – сорокалетней давности, на которых подрастали молодые сосновые боры. По-видимому, хозяйственная деятельность человека надолго оставила в покое эти края, и они выглядели экологически восстановленными. К нашему чрезвычайному изумлению, мы ловили в этой европейской реке хариусов!
Ситуация совершенно изменилась, когда наши байдарки приблизились к стрелке Черной и Весляны. Я не поверил своим глазам: по Весляне чередой плыли бревна – шел молевой сплав. И было чему удивляться: я твердо знал, что более десяти лет назад специальным постановлением Партии и Правительства с целью сохранения экологии на реках Советского Союза запрещен молевой сплав.
В общем, я был знаком с технологией такого способа транспортировки древесины, но во все ее тонкости нас посвятил начальник местного лесоучастка.
Мы причалили байдарки к песчаной косе, образующей стрелку рек Черная и Весляна. За нашей спиной находилось устье Черной, прямо перед нами Весляна трудилась на поприще молевого сплава, а на правом ее берегу располагался большой поселок Усть-Черная.
Тот час на моторной лодке притарахтел весьма поддатый абориген, который заинтересовался необычными для этого края плавсредствами в виде байдарок и вступил с нами в светскую беседу. Он отрекомендовался начальником местного лесоучастка и поведал нам много интересного.
В задачу лесоучастка входит заготовка леса, доставка его на берег реки и сброс в воду. Дальше судьбой плывущего леса занимаются сплавные конторы.
Конечно, молевой сплав запрещен, но как транспортировать лес при полном отсутствии железнодорожных и автомобильных дорог? А лес Стране чрезвычайно нужен, и каждый год компетентные органы в виде исключения разрешают молевой сплав в отдаленных районах.
И что мы наблюдали в этом отдаленном районе! Вся река Весляна и река Кама в верхнем течении оснащена бонами. Если кто не знает, бон – это узкий длинный деревянный плот, принайтовленный железными тросами к берегу под углом к течению реки. Боны ставятся на обоих берегах реки с таким расчетом, чтобы плывущее бревно, рикошетом оттолкнувшееся от бона правого берега, направлялось к бону левого берега, который посылал его обратно.
Бревно проплывало посредством такого рикошета по всей Весляне, попадало в Каму и таким же образом плыло между бонами по этой реке до конечной запани Кедровка перед Соликамском. Общая протяженность маршрута триста – четыреста километров, в зависимости от того, где это бревно сбросили в реку. Время в пути – до трех месяцев.
По всему маршруту лесосплава расположены сплавные участки, в задачу которых входит:
· установка бонов весной в пределах своего участка реки и
разборка бонов осенью;
· устранение заторов и проталкивание плывущей древесины вниз по течению.
За три месяца сплава намокает и уходит на дно до пятидесяти процентов сброшенных в реку бревен!!! Это если плывет сосна. Но когда сосны заготовлено недостаточно и план горит, в воду сбрасывают березу!
При этих словах специалиста по лесозаготовкам у нас вырвался единодушный возглас изумления: нам было хорошо известно, что сырая береза мгновенно намокает и уходит на дно. Начальник лесоучастка с гордостью поделился местным ноу-хау. Когда горит план, местные изобретатели привлекают к его выполнению школьников, которые за умеренное вознаграждение замазывают дегтем торцы березовых бревен. Чтобы, значит, намокало березовое бревно медленнее.
Мы выразили сомнение в радикальности такого решения вопроса. На что начальник лесоучастка цинично ответил: «Мое дело сбросить в воду запланированное количество древесины и получить премию, а куда лес девается дальше – не мое дело». Вот так здесь реализуется вдохновляющий лозунг социализма: «План любой ценой!».
Хорошо известно, что сплавные реки имеют «деревянное дно», образованное утонувшими в течение многих лет молевого сплава бревнами. Рыба в таких реках практически не живет. Весляна и Кама не являются исключением. Судоходства в верховьях Камы также нет. Бороздят ее поверхность приписанные к сплавным конторам многочисленные водометы, которые не только по чистой воде, но и по плывущим бревнам могут передвигаться.
Один водомет чуть было не утопил нашу байдарку. А дело было в пятницу в конце рабочей недели. Этот знаменательный факт отмечают обильным винопитием не только в средней полосе России, но и в отдаленных ее регионах.
К вечеру отвалили мы от поселка Усть-Черная и погребли вниз по Весляне, лавируя между плывущих бревен. Навстречу показался водомет с весьма пьяными судоводителями. Им весело, они истошно орут и направляют свою посудину на нашу байдарку. Не со зла, конечно, а чтобы рассмотреть это чудо поближе, да и пугануть, однако, сидящих в чуде людей.
Идущий с большой скоростью водомет с уровня воды (из байдарки) представляет собой весьма волнующее зрелище. Рев мощного мотора, вздернутый нос и крутая волна за кормой. Лучше от него держаться подальше. Но наша байдарка шла вдоль берега, справа от фарватера и увернуться от надвигающегося чудовища не представлялось возможным.
Мне стало страшно, когда водомет подплыл совсем близко, пошел по плывущим бревнам и начал играть на них как на клавишах. Слава богу, ни одно из «танцующих» в воде бревен не ударило наше брезентовое судно. Да и мужики, видно натешились, круто повернули катер и начали удаляться. Но от водомета пошла крутая волна, если принять ее бортом – неминуем оверкиль. Удалось мне все-таки развернуться между бревен и принять волну носом. Могла байдарка сложиться на крутой волне – не сложилась. Очередной случай в моей жизни, когда «пронесло».
Был еще один интересный случай уже на Каме. По-видимому, в этом краю проживало очень любознательное население, а может, у населения было мало развлечений. На этот раз небольшой пароход под названием «Путейский» погнался за нами, чтобы рассмотреть подробнее. При этом он подавал истошные гудки, то ли с целью напугать пришельцев, то ли с целью их успокоить. Но мы сделали финт, круто повернули на сто восемьдесят градусов и поплыли против течения. Громоздкий пароход не обладал такой маневренностью и отстал от нас.
Стране нужен лес. Река Кама стране не нужнаВ итоге, мы благополучно доплыли до Пянтега, откуда начали на различных механических средствах продвигаться к дому.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ"
Книги похожие на "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Станислав Кузин - ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ"
Отзывы читателей о книге "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ", комментарии и мнения людей о произведении.