» » » » Сабатино Москати - Древние семитские цивилизации


Авторские права

Сабатино Москати - Древние семитские цивилизации

Здесь можно купить и скачать "Сабатино Москати - Древние семитские цивилизации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Центрполиграф, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сабатино Москати - Древние семитские цивилизации
Рейтинг:
Название:
Древние семитские цивилизации
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-9524-5006-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Древние семитские цивилизации"

Описание и краткое содержание "Древние семитские цивилизации" читать бесплатно онлайн.



Итальянский археолог и лингвист, профессор семитской филологии Римского университета Сабатино Москати в своей книге описывает основные формы и отличительные черты древних семитских цивилизаций (вавилоняне, ассирийцы, хананеи), концентрируя внимание читателя на наиболее интересных фактах и характерных особенностях жизни и мышления людей. Это попытка реконструировать политическую, экономическую и религиозную сферы жизни этого общества, по жизненным обстоятельствам разведенного по разным землям.






Душа Гильгамеша оказалась в смятении после смерти Энкиду. Он осознал, что тоже когда-нибудь умрет. Охваченный неодолимой паникой, он бежал с места на место. Почему человек смертен? Гильгамеш не мог постичь эту великую тайну. Он решил отправиться к старику по имени Утнапиштим, которому боги даровали бессмертие, и выяснить у него тайну жизни и смерти.

Путь оказался долгим и трудным. Преодолев воды смерти, герой, наконец, нашел жилище старика и рассказал ему о своей беде: зря он совершил столько подвигов, вся радость теперь для него окончилась, героя охватила печаль. Старик ответил, что ничего в мире людей не длится вечно. Любовь и ненависть подходят к концу, река разливается, а потом снова возвращается в свое русло. Жизнь и смерть определены богами, но боги не говорят нам, когда мы умрем.

Старик получил бессмертие во время Потопа, от которого спас себя, свою семью, скот и пожитки. Его повествование об этих событиях похоже на рассказ, приведенный в Библии.

Тогда Утнапиштим поведал Гильгамешу о чудесном растении, которое обладает силой возвращать молодость. Оно лежит на дне моря. Герой нырнул и достал его. Он снова отправился в путь, но в какой-то момент спустился к воде помыться, а в это время змея, привлеченная запахом чудесного растения, унесла его. И Гильгамеш не получил бессмертия.

Его судьба была решена. Теперь Гильгамеш стал вызывать своего умершего друга Энкиду из подземного мира, чтобы узнать, какова жизнь в царстве мертвых. В конце поэмы изображается безрадостная картина этой жизни.

Последняя из двенадцати табличек эпоса, та, на которой описана встреча с Энкиду, судя по недавним исследованиям профессора Крамера, добавлена позднее — первоначально ее не было в поэме. Эти исследования также показали, что в сочинении собрано несколько шумерских легенд, которые соединены в единое целое.

Идея стремления человека к вечной жизни, которой он не получает без своей вины (поскольку мы не видим здесь представлений, соответствующих понятию евреев о первородном грехе), трактуется несколько иначе в другой поэме, в которой излагается миф об Адапе. Адапа был рыбаком и сыном бога Эа. Однажды порыв южного ветра перевернул его лодку. Разозлившись, он схватил ветер и сломал его крылья. Когда Адапа был призван к богу Ану, чтобы дать ответ за свое поведение, его отец Эа, опасаясь, что обозленный бог захочет его отравить, предупредил сына, чтобы тот ничего не ел и не пил. Однако на Ану произвела такое сильное впечатление мудрость Адапы, что он предложил ему пищу и воду жизни. Помня совет отца, Адапа отказался и навсегда лишился возможности обрести бессмертие.

Еще один герой, мечтавший попасть на небеса, — легендарный царь Этана. Он был бездетен и потому жаждал получить «траву рождения». Для этого он отправился к небесам на спине орла, которого спас от змеи; но его полет не помог достичь цели.

Темы, освещенные в литературе, присутствуют и в искусстве Месопотамии. Сохранилось много изображений растения или дерева жизни в виде пальмы. Это символ вечного обновления жизни.


Месопотамская лирика в высшей степени религиозна. Известны гимны, покаянные псалмы и молитвы, в которых в разных формах отразился культ богов, составлявший суть жизни людей. Многие поэтические сочинения созданы по строгим схемам, но их авторам не чужд лирический дух и человеческие чувства. Их постоянные темы — восхваление богов, их качеств, славных деяний и милостей. Следующий пример взят из гимна богу солнца Шамашу:

О, Шамаш, царь неба и земли,
Ты ведешь к тому, что вверху и внизу,
О, Шамаш, в твоей власти оживить мертвых,
Освободить плененных, праведный судия,
Ты направляешь людей,
Великий потомок господина Намрассита,
Всемогущий благородный Сын,
Свет всех земель,
Творец всего, что есть на небе и на земле,
Это ты, о Шамаш!

Еще одна молитва адресована ассирийским царем Саргоном II богу Нинигику (другое имя Эа):

О Нинигику, царь мудрости.
Творец мироздания.
Пусть источники откроются для Сар гона, повелителя
мира, царя Ассирии, правителя Вавилона, царя
Шумера и Аккада, строителя святилища;
Пусть источники принесут воду процветания и
изобилия, воду его земле!
Обширный опыт и ясное понимание
Предопределены его судьбе;
Пусть он доведет работу до конца
И достигнет своей цели.

На основе ранней шумерской традиции была построена широкая дидактическая и поучительная литература — и прозаическая, и поэтическая, богатая мудрыми советами и поговорками. Приведем несколько советов, примечательных своим возвышенным назидательным тоном:

Не делай зла противнику своему;
Отвечай добром тому, кто сделал тебе зло;
Поступай справедливо с врагом своим…
Жалость порождает благосостояние,
Жертва продлевает жизнь,
Молитва искупает грех.

Несколько поговорок:

«Мой сосуд еще не иссяк, и я не чувствую сильной жажды».

«Если я не пойду сам, кто пойдет вместо меня?»

«Он освятил храм раньше, чем начал его строить».

«Ты берешь поле врага, а враг берет твое».

«Бык другого ест траву, свой бык лежит на пастбище».

Старый шумерский сюжет, вновь появляющийся у вавилонян и ассирийцев, а позднее и у древних евреев, касается страданий праведника. Мы находим его в труде, который вполне может быть назван месопотамской Книгой Иова. Почему хороший человек испытывается страданием?

Я вынес все в этой жизни и даже больше;
Я оглядываюсь вокруг и вижу только зло.
Мои страдания усиливаются, справедливости нет…
Все же я думал только о молитве и служении богам,
Мольба — моя забота, жертва — мое правило;
День поклонения богам — моя радость,
День шествия моей богини — мой доход и мое богатство;
Почитание царя — мое счастье,
Музыка для него — мое наслаждение…

Первый ответ, данный на вопрос о страданиях, заключается в том, что человеку не должно судить о добре и зле. Второй — призыв к надежде; на вершине страданий несчастный будет поддержан богами.

Значительная часть аккадской прозы тоже религиозного содержания. К ней относятся ритуальные тексты, описывающие культовые действия и священные церемонии, главным образом новогоднее празднование в Вавилоне. Кроме того, встречаются всевозможные заклинания, магические формулы для борьбы с демонами. Эти тексты содержат стихотворные отрывки в виде гимнов и молитв, которые следовало читать в ходе церемоний. Существовали два основных вида заклинаний — маклу и шурпу. Оба слова означают в переводе «сожжение». Это объясняется тем фактом, что чтение заклинаний сопровождается магическим ритуалом сожжения какого-то предмета. Существовала также обширная пророческая литература, в которой содержались, наряду с соответствующими молитвами, обращения к богам от имени правителей с просьбой о получении предсказания будущих событий, особенно в связи с военными кампаниями. Встречаются также ответы богов правителям. Есть немало текстов-предсказаний, составленных в том же стиле, что и законы, то есть в форме ряда предложений, начинающихся с посылок, включающих слово шумма (если), а затем содержащих выводы, которые можно сделать в каждом случае. Специальная часть литературы посвящена исследованию печени, о роли которой мы говорили раньше.

Исторической литературы, по крайней мере подразумевающей обоснованное изложение и анализ событий прошлого, нет. До нас дошло несколько хроник, представляющих собой списки титулов и походов разных царей, а также основных событий разных лет. Цари увековечивали свои деяния в специальных надписях, но начиная с Хаммурапи и далее надписи вавилонских царей практически не упоминают о военных кампаниях, а рассказывают о мирных трудах — рытье каналов, возведении храмов. Поэтому, чтобы дополнить наши знания об истории этих периодов, приходится также обращаться к соответствующим хроникам. Такая особенность вавилонских правителей согласуется с их представлениями о царской власти. С другой стороны, воинственный дух севера отражается в ассирийских надписях, которые дают подробное описание военных подвигов монарха.

Значительная часть аккадской литературы посвящена лингвистическим вопросам. Вавилоняне и ассирийцы оставили нам каталоги знаков и словари в самом полном смысле этого слова. В каталогах перечислены разные клинописные знаки и приведено их значение. В словарях дано соответствие двух месопотамских языков — шумерского и аккадского. Есть также словари синонимов, даже более полные, чем современные.

И наконец, в нашем распоряжении имеются трактаты по астрономии, математике, географии, медицине, химии, зоологии и ботанике. Этот жанр литературы производит сильное впечатление своим разнообразием и глубиной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древние семитские цивилизации"

Книги похожие на "Древние семитские цивилизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сабатино Москати

Сабатино Москати - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сабатино Москати - Древние семитские цивилизации"

Отзывы читателей о книге "Древние семитские цивилизации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.