» » » » Антонова Леонидовна - Авдотьино


Авторские права

Антонова Леонидовна - Авдотьино

Здесь можно скачать бесплатно "Антонова Леонидовна - Авдотьино" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Руководства, издательство Московский рабочий, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Антонова Леонидовна - Авдотьино
Рейтинг:
Название:
Авдотьино
Издательство:
Московский рабочий
Год:
1991
ISBN:
5-239-01179-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Авдотьино"

Описание и краткое содержание "Авдотьино" читать бесплатно онлайн.



Подмосковное село Авдотьино хранит память о «ревнителе русского просвещения», писателе и первом крупном книгоиздателе XVIII в. Н. И. Новикове. Здесь он родился, задумал и осуществил некоторые замыслы, встречался с друзьями — архитекторами В. М. Баженовым, А. Л. Витбергом, врачом М. Я. Мудровым, писателями Н. М. Карамзиным, И. П. Тургеневым. В Авдотьине постоянно жил друг Новикова известный в свое время переводчик С. И. Гамалея. Н. И. Новиков похоронен в местной церкви.

3.0 — создание файла и фотографий






1 «Утренний свет» — название одного из журналов, которые издавал Н. И. Новиков.

Вчера в одной беседе
Зашелся спор большой в обеде,
Что будто Н...
Не сочинял стихов,
Он много в трутне их запрятал...

Несомненно, что фамилия Новиковых связана с основным занятием представителей этого рода. Это были служилые люди, издавна являвшие собой верную опору царской власти. Известно, что предки Новиковых жили в Новгороде, Угличе, Рязани, а переселились в Подмосковье во времена Ивана Грозного. Сохранилось имя Андрея Меркурьева, сына Новикова, который при царе Михаиле Федоровиче «был послан в Сви-яжск для принятия у дьяка Пятого Григорьева государевой казны, военных снаряжений и для исправления в том городе всяких дел заодно с воеводою князем А. П. Долгоруким».

В 1705 году Иван Новиков завещал Авдотьино сыну Василию. В том же году поставили в селе деревянную церковь «во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской», после чего к названию села присоединилось имя церкви и оно стало именоваться Авдотьино-Тих-винское. Авдотьино-Тихвинское являлось у Новиковых основным имением среди прочих, находившихся в других губерниях, и владельцы постоянно жили именно здесь.

С 1727 года вотчиной владел уже Иван Васильевич, отец просветителя. Иван Васильевич начал службу при Петре корабельным секретарем во флоте, дослужился до чина капитана. В царствование Анны Иоанновны был назначен воеводою в Алатырь в Чувашии. При Елизавете Петровне получил чин статского советника, вышел в отставку и поселился на постоянное жительство в Авдотьине. Был он человеком состоятельным: числилось за ним 700 душ крестьян в разных уездах, из них 150 в главной усадьбе Авдотьино. Иван Васильевич был женат на Анне Ивановне Павловой — дочери гвардии поручика Ивана Михайловича Павлова. У них было три сына и две дочери. Старший сын Андрей умер в 1769 году, когда его брату Николаю было двадцать пять лет, младший, Алексей, был на три года моложе Николая. О сестрах Николая Ивановича известно только, что они были замужем и жили отдельно.

Николай Иванович Новиков родился 27 апреля 1744 года в Авдотьине-Тихвинском. О том, что год его рождения 1744-й, свидетельствуют строки из писем Новикова от 19 мая 1804 года, адресованного его другу помещику Тульской губернии Н, Л. Сафонову: «Дрожащий почерк моего письма должен вас уверить в том, что на 61 году мне оные писать стало труднее». А о своей глубокой привязанности к Авдотьину-Тих-винскому Новиков говорит в другом письме из Ав-дотьина Ф. П. Ключареву: «Если судьбе будет угодно изгнать меня из места рождения, то да будет так, не могу сказать еще, чтобы сия перспектива не была ужасна, от которой все мое человечество содрогается».

Сведения о родителях писателя очень скудны. Вероятно, это были люди, ничем выдающимся не отмеченные, и их образ жизни в Авдотьине был самым обыденным, претерпевшим изменения в эпоху Петра и уже устоявшимся к середине XVIII века. На главе дома лежали заботы по ведению хозяйства, на матери — воспитание детей и разнообразные домашние дела. Дети росли на лоне природы, играли с деревенскими сверстниками, учились грамоте у дьячка местной церкви. Вряд ли ездили куда-либо дальше Москвы, где у Новиковых был свой дом у Серпуховских ворот на Большой Ордынке.

Основой нравственности была религия. «Первым учителем моим был Бог»,— фраза, сказанная Новиковым в старости, приоткрывает тайну его духовного мира, так до конца и не разгаданного потомками. Библия, которую Новиков за четыре года заключения в Шлиссельбурге выучил наизусть, была одной из его первых книг в детстве.

Церковь регламентировала и всю жизнь человека XVIII века, деля ее на будни и праздники. Кроме общих православных праздников были в Авдотьине и свои местные церковные праздники. Храмовый праздник иконы Тихвинской богоматери отмечали 25 июня. Был праздник и Иерусалимской богоматери. Эту чудотворную икону из Бронницкого собора, по словам Ярцава, «после Пасхи уносили из Бронниц за многие десятки верст по окружным селам и городам. И так продолжалось почти все лето».

Непременной дворянской добродетелью была верность престолу. Был ли Новиков абсолютно искренен, когда в каземате крепости, отвечая подробно на вопросы, предоставленные самой императрицей, написал, что верность и любовь к престолу были внушены ему еще в детстве покойным родителем его? Но большая доля правды здесь, безусловно, не могла не быть, памятуя, что речь идет о XVIII веке.

В середине XVIII века чтение еще не стало тем важным элементом культуры и быта дворян, каким оно (во многом благодаря деятельности Новикова) стало через несколько десятилетий, но все же можно предположить, что какие-то книги в Авдотьине имелись. Так, по мнению некоторых исследователей (М. А. Алексеева), одно из самых интересных произведений русской сатирической литературы гравюра «Погребение кота мышами» возникло в центральной России, где-то в южных районах современной Москвы и ее области, и продавалось в 30 — 40-х годах XVIII века на Спасском мосту, совсем недалеко от московского дома Новиковых.

Там же в это же время можно было купить и развлекательные беллетристические произведения вроде «Бовы» и «Ерша Ершовича», о которых А. А. Кантемир весьма пренебрежительно отозвался: «Весьма презрительные рукописные повести, которые на Спасском мосту с другими столь же плохими сочинениями обыкновенно продаются». Наше предположение, что автор будущих сатирических журналов с сатирой познакомился в детстве, наверное, не будет далеким от истины.

Впоследствии Н. И. Новиков придавал огромное значение воспитанию детей и считал, что необходимо проводить годы детства и отрочества в постоянном общении с природой, в деревне, где физический труд является одной из основ для формирования высоконравственной личности. Возможно, что именно личные впечатления детства, проведенного в Авдотьине, легли в основу знаменитой и столь высоко ценимой В. Г. Белинским «Переписки отца с сыном», напечатанной в журнале «Детское чтение для сердца и разума».

«Знаешь ли ты, отчего происходит скучное твое состояние?» — спрашивает отец томящегося бездели-ем сына. И сам отвечает: «У тебя не было работы».

Согласно своим педагогическим воззрениям Н. И. Новиков считал, что нравственный перелом, который произошел в душе ребенка, до того злого и ленивого, объясняется воздействием природы, физического труда и естественного образа жизни, который он вел в деревне. Наверное, под впечатлением собственного детства Новиков написал следующие строки: «Садовая и полевая работа доставляют нам движение на вольном воздухе, которое дает нам бодрость и укрепляет наши нервы. Начавши работать какую-нибудь часть земли, мы получаем охоту поскорее окончить начатую работу и потому напрягаем все силы...»

Можно предположить, что именно так начинался один из летних дней в Авдотьине где-то в 40 — 50-х годах XVIII века: «Сегодня поутру в пять часов поднялся такой шум во всем доме, на улице и на дворе, что я глаз сомкнуть не мог. То овцы блеяли, то коровы ревели, то курицы кричали. Над самой моей спальней построена голубятня и в ней был такой шум, стук, такое воркование, что у меня терпения не стало. А во дворе с полдюжины мужиков и баб, не знаю, что-то работали и беспрестанно кричали и хохотали».

В другом отрывке говорится о влиянии природы на детскую душу: «Все было тихо и как бы мертво. Дядюшка указал нам на белое пятно на небе и велел на него смотреть. Это пятно час от часу становилось больше и прекраснее. Сперва было оно желто, потом серо-синеватое, наконец, красное. Красный цвет распространился мало-помалу, и все облака на небе покраснели. Наконец, показались тучи, и то пятно почти в один миг сделалось пламенным, так что мы не могли на него смотреть. Тогда казалось, что все ожило. Птицы начали летать, жаворонки взвились вверх и пели. Соловей также пел изо всей силы, появились черви, пастухи погнали из деревни овец и коров в поле. Деревенские мужики и бабы все пошли на работу. Я сидел будучи вне себя. Мысли за мыслями входили в голову».

А вот строки, воскрешающие пейзажи Авдотьина: «Они привели меня в лес, в котором нет ни аллей, ни статуй, ни фонтанов... а потом на луг, по которому протекает небольшой ручеек. На берегу этого ручейка паслось стадо коров. Пастух наигрывал на рожке какую-то песенку».

Религия и жизнь на лоне природы закладывали глубокие нравственные основы личности, но это не заменяло необходимости некоторого образования для всех дворянских детей, учитывая обязательную для них после реформы Петра I военную службу.

В конце XVIII века на всю Россию существовало всего несколько учебных заведений, находившихся в Москве и Петербурге. Поместить туда детей удавалось немногим. Поэтому дворянским недорослям давалась отсрочка «для обучения наукам на дому». В положенные сроки родители обязаны были представлять детей губернским властям на экзамены, как тогда говорили, на «смотры». На первый «смотр» их привозили в семь лет, на второй — в двенадцать, на третий — в шестнадцать. В восемнадцать лет дворянским детям полагалось начинать военную службу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Авдотьино"

Книги похожие на "Авдотьино" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Антонова Леонидовна

Антонова Леонидовна - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Антонова Леонидовна - Авдотьино"

Отзывы читателей о книге "Авдотьино", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.