» » » » Владимир Захаров - Орден госпитальеров


Авторские права

Владимир Захаров - Орден госпитальеров

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Захаров - Орден госпитальеров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Алетейя, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Захаров - Орден госпитальеров
Рейтинг:
Название:
Орден госпитальеров
Издательство:
Алетейя
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-91419-244-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Орден госпитальеров"

Описание и краткое содержание "Орден госпитальеров" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые комплексно исследуется история одного из древнейших духовно-рыцарских орденов Католической церкви — Ордена госпитальеров, или иоаннитов. Ныне он широко известен под именем Мальтийского Ордена. Его судьба переплелась не только с историей Палестины, Византийской Империи, многих государств Западной Европы, но в конце XVIII века и с судьбой Российской Империи, когда российский император Павел I стал 72-м Великим Магистром Державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Совсем недавно в Европе прошли торжества, посвященные 900-летнему юбилею Ордена госпитальеров, но выясняется, что он имеет более древнюю историю. В отечественной исторической литературе эта тема поднимается впервые.

Книга предназначена специалистам, студентам и аспирантам гуманитарных факультетов вузов, а также широкому кругу читателей, которых она познакомит с неизвестной стороной истории Востока, Византии и Запада.






Как писал известный итальянский историк церкви Амброджо Дони-ни, в период великих теологических распрей василианские монахи (речь идет о последователях Василия Кесарийского. — Авт.), беглецы или ссыльные, распространили на Западе нормы восточного аскетизма. ВIV и V вв. в Италии, Галлии, Африке и Испании широко распространились киновии, небольшие монастыри. Недоставало, однако, общей модели, которая помогла бы привести к единообразию их жизнь. Только в начале VI века в центре готской оккупации возникает бенедиктинское монашество, которое добавляет к молитве труд как выражение божественного волеизъявления[135]. Это было страшное время войн, голода, эпидемий, усугублявших эксплуатацию населения, на долю которого выпали основные тяготы кризиса.

Впервые о Бенедикте вспоминает папа Григорий Великий (590–604) во 2-й книге своих «Диалогов». Его легендарная биография, написанная через сто лет после кончины Бенедикта, малодостоверна, хотя известно, что Бенедикт учился в Риме, но совершенно неизвестны мотивы, побудившие его удалиться в Чочарию, где он, руководил небольшой монастырской общиной в Виковаро, а затем — в ущелье Аньене, близ Субиака.

Как считает Арнольд Джозеф Тойнби, жизнь св. Бенедикта Нурсийско-го совпала с предсмертной агонией эллинистического общества. Получив образование, он вскоре восстал против столичной жизни и удалился в пустыню, где в течение трех лет жил в полном одиночестве, однако поворотным пунктом в его судьбе стало возвращение в общество по достижении совершеннолетия, когда он встал во главе монашеской общины. Он создал новую систему образования взамен старомодной, отвергнутой им еще в детстве[136].

Вместе с группой учеников, среди которых были Мавр и Плацид, Бенедикт, согласно преданию, основал вокруг Субиака 12 монастырей, пока ревность местного клира не вынудила его перебраться в Кассино, где на суровом холме он основал самое значительное аббатство бенедиктинского ордена, пережившее средневековье и уцелевшее до нашего времени. Он учредил также и центр затворничества для женщин, который поручил сестре Схоластике.

Община бенедиктинцев стала матерью монастырей, быстро распространившихся по всему западному миру. Больше того, именно монашеский орден св. Бенедикта лег в основу социальной структуры западного христианства, выросшей на руинах эллинистического мира. Именно социальное служение бенедиктинцев стало затем основополагающим занятием госпитальеров вначале в Иерусалиме, а затем стало распространяться по всему средневековому миру.

Для основанного в Монте-Кассино монастыря Бенедикт написал специальный устав, «Regula Benedicti», сформулировавший основные принципы монашеского общежития и во многом определивший строй жизни западного монашества на многие века[137]. Правда, на первых порах кроме соблюдения этого устава бенедиктинские монастыри не имели другой связи, т. е. были лишены такого централизованного управления, такой организации, которая только через несколько веков стала именоваться орденом. В течение столетий все бенедиктинские монастыри оставались по отношению друг к другу вполне автономными[138].

В монастырях бенедектинцев сложился своеобразный синтез физической и интеллектуальной деятельности. Они стали оазисами науки и передовой сельскохозяйственной практики. Монахи этого ордена строили водяные и ветряные мельницы, а цистерианцы — одно из ответвлений бенедектинцев — были известны своей успешной борьбой с малярией. Бенедектинцы, судя по всему, создали продуманную и глубокую технологию хозяйствования. Сам св. Бенедикт считал, что трудовая деятельность человека имеет важный и глубокий смысл — она помогает воссоздать Эдем (название рая) на месте дикой природы.

Французский историк Жан Ришар называет эти первые монашеские структуры бенедиктинцев не орденами, а аббатствами, некоторые из которых, как он пишет, возникли, достаточно рано[139]. Бенедектинские аббатства или братства начинают распространяться по всей территории Италии и даже за ее пределами. В Амальфи и окрестностях города бенедиктинцы пользовались наибольшей популярностью, и когда купцы этого города-республики отстроили свои представительства в Палестине, естественно, первыми насельниками подведомственных им монастырей были бенедиктинцы. Вскоре основанные амальфийцами два монастыря: женский, его возглавила знатная римлянка Агнесса, и мужской, во главе которого стоял

Герард (Жерар), о котором мы расскажем в следующей главе, стали самыми известными в Святой Земле. Кстати, именно Агнессу — начальницу женского монастыря — нашли крестоносцы в Иерусалиме, когда взяли город, и возглавляемый ею монастырь не был в подчинении монастыря, возглавляемого Герардом.

К сожалению, подлинный текст бенедиктинского «Устава», который мог бы послужить драгоценным первоисточником, утрачен. Похоже, что он был составлен на крайне упрощенном, народном латинском языке. Язык этого документа был впоследствии изменен, при многочисленных переписываниях начиная с VIII в., чтобы придать ему стиль, соответствовавший настроениям каролингского Возрождения[140].

Анализируя основные черты этого «Устава», Д. Донини обращает внимание на тот факт, что, несмотря на существование строгой дисциплины сплочения обитателей монастыря в одну большую семью, которой руководил один настоятель — аббат, основные положения Устава характеризуются отсутствием крайнего аскетического ригоризма («ничего слишком резко, ничего слишком тягостно»). Вводится обязательный труд («молитва и труд»), которому необходимо было первоначально отдавать вдвое больше времени, чем молитве. Община обязана была обеспечивать свое существование и не слишком полагаться на вклады богатых жителей, которые стремились определять и контролировать ее жизнь.

В то время сельскохозяйственное производство снизилось до чрезвычайно низкого уровня. Но новые методы вспашки целины и обработки полей, введенные бенедиктинцами, стали улучшать экономические условия Западной Европы, и, в конце концов, монастыри стали превращаться в феодальные имения со своими крепостными, с которыми обходились не лучше, чем с другими крепостными[141].

Бенедикт Нурсийский резко отрицательно относился к мирскому знанию и на первое место для монахов ставил, как мы помним, ручной труд. Значительно позднее бенедиктинцы в понятие труда стали включать и переписывание книг, собирание и хранение рукописей, создание школ для христианского обучения[142]. Позже в Иерусалиме, затем в Маргате госпитальеры создадут прекрасные школы переписчиков и миниатюристов.

Дошедшие до наших дней рукописные книги, вышедшие из их мастерских, поражают своей высокой техникой исполнения[143].

Довольно быстро каждый монастырь бенедиктинцев становится маленькой церковью, а в обязанности послушников входит беспрекословное повиновение своему главе. Вообще-то режим бенедиктинского монастыря монархичен. Аббат обладает полнотой власти и правит своим монастырем до конца жизни. Бенедиктинский аббат-монах избирается всеобщим голосованием — двухстепенными выборами. Он такой же пленник своего Устава, как английский король — пленник британской традиции. Вместо предвыборного красноречия, выборам предшествуют три дня поста и молчания — предварительное тайное совещание запрещено, чтобы не смутить суждения избирателей. Устав общины провозглашал помнить следующее: «Если из двух возможных настоятелей один более сведущ в делах временных, а другой — более духовен, надо выбирать последнего».

Как мы потом увидим, все эти идеи органично войдут в разные редакции уставов госпитальеров, и будут не раз трансформированы в соответствии с требованиями эпох. Начиная от самого первого, созданного Герардом и не дошедшего до наших дней, затем большого, написанного Раймондом де Пюи, и кончая Конституциями XX века.

Религиозное воспитание и изучение духовных текстов стало занимать значительное место в повседневной жизни монахов бенедиктинцев. Не забывается и изучение, и сохранение древних рукописей, которые благодаря этому были частично спасены от уничтожения. Бенедиктинская реформа пользовалась известным влиянием также и на Востоке, какие бы легенды ни ходили на этот счет. Некоторые места «Кодекса Юстиниана», касающиеся выборов настоятелей, внутреннего распорядка, общих спален, мер наказания, несомненно отражают атмосферу, навеянную в христианском мире «Уставом» св. Бенедикта[144].

Довольно быстро бенедиктинское движение становится на Западе массовым, а для малообеспеченных, простых людей приобщение к такой структуре, превратившейся затем в религиозный орден Католической церкви, становилось значительным событием, которое способствовало их культурному и социальному возвышению.

Папа Григорий I Великий (ок. 540–604) принял бенедиктинский устав, и распространение и организация монастырского движения проходили теперь под покровительством папы. Св. Бенедикт Анианский (ок. 750–821) систематизировал правила бенедиктинцев, и реформированный им устав стал основой для организации монастырей. В X–XI вв. орден бенедиктинцев находился на вершине своей славы и могущества.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Орден госпитальеров"

Книги похожие на "Орден госпитальеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Захаров

Владимир Захаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Захаров - Орден госпитальеров"

Отзывы читателей о книге "Орден госпитальеров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.